Податкова реформа: зверху чи знизу?
Інновації в дії
Все помнят из школы определение революционной ситуации и прекрасно видят, что "верхи не могут, а низы не хотят".
При этом о ближайших, "ну прямо вот-вот" реформах больше двух лет говорят и снизу, и сверху.
В итоге пока все сводится к "борьбе всего хорошего против всего плохого" в речах, а падение ВВП на душу населения продолжается.
За минусом 25% в 2014 году, что казалось полным крахом экономики, последовал минус 38% в 2015 году, приблизив Украину в этом показателе к 2 тыс долл.
Это уровень некоторых африканских стран и на порядок меньше, чем в Восточной Европе.
И какого чуда мы ждем в 2016 году? Продолжаются разговоры, но никаких стратегических решений не принято. Во всяком случае, намерения не озвучены.
Правда, ходят упорные слухи, что за последний месяц ситуация сдвинулась с мертвой точки. Изменения в Налоговый кодекс в виде проекта закона подадут в Верховную Раду и примут с нового года.
Вновь пошли активные консультации и встречи с экспертами — авторами и разработчиками либерального закона о налоговой реформе №3357.
При этом другие слухи твердят, что кардинальные решения наверху принимать не готовы. Якобы власть пойдет лишь на небольшое упрощение администрирования, но без снижения абсолютных цифр налоговых отчислений бизнеса.
Ну и концепция налогообложения распределенной (выведенной) прибыли, а не просто прибыли, также активно дискутируется и пока не хоронится. Но этого, я уверен, будет мало. Это не станет тем первым маленьким прорывом плотины старой системы, в результате которого плотину смоет.
Бизнес не будет успешен, и продукт не будет продаваться без конкурентных преимуществ. Не имея самой низкой в Европе налоговой нагрузки, и других реформ не начать, и бороться с коррупцией бесполезно.
Нашим правоохранителям бороться легче всего с бизнесменами. Их и припугнуть проще, и "подоить". А с нынешней системой налогообложения подавляющее большинство бизнесов вынуждено минимизировать налоги и быть мишенью.
Отдавать 60-80% заработка на налоги бизнес не будет, хоть расстреливай каждого второго. Причины: жалко и несправедливо, ты сразу становишься неконкурентоспособным, нет доверия к тому, как родное государство тратит налоги. Платить налоги "по полной" могут лишь монополии, но и они не спешат.
У государства выход один: проводить системные реформы, начав с налоговой. Но сначала — договориться с лидерами общественного мнения, что когда налоги снизят, их будут все честно платить. Лидеры могут задать тренд, что платить налоги выгоднее, чем их минимизировать, и давить на общественное мнение.
Тех, кто в тени, будут "сдавать" с потрохами фискалам их же конкуренты, которые перестали быть преступниками, платят налоги и спят спокойно. Это будет гораздо эффективней, чем ждать, когда правоохранители "накроют" теневиков сами.
Для многих минимизаторов остается "упрощенка", но трогать ее опасно. Если же уменьшить налоги до разумных "все по 10%" и упростить их администрирование, то растущий мелкий бизнес будет сам выходить из этих детских штанишек.
Можно бесконечно дробить свое предприятие и торговлю на кучу "упрощенцев", но капитализировать такой бизнес нереально, привлечь инвестора и кредиты тоже крайне проблематично, а передать по наследству вообще невозможно.
Понятно, что в Украине из-за тотального недоверия к власти, сидящего уже, кажется, в генах, первое время после начала налоговой реформы может возникнуть кассовый разрыв. Возникает вопрос злополучных компенсаторов, которым прикрывают нежелание брать на себя ответственность.
Компенсаторы понадобятся, но ими вряд ли смогут стать кредиты МВФ. Либерализация налогов приведет к инвестициям в Украину, перетеканию к нам капитала и производств, многие из которых задыхаются в Европе с ее социалистическими подходами к "социалке". А конкурентов никто не любит.
Но чего-чего, а компенсаторов у нас хватает. При наличии государственной воли к первоочередности наполнения не личного, а бюджетного кармана недостающие 300 млрд грн могут принести первые реальные шаги.
1. Реальная борьба со священной коровой — контрабандой. Тут пока все грустно. "Контрабас" дешев, как никогда. Это убивает "белые" бизнесы.
Цена "серо-черной" растаможки 1 кг тканей за последний год упала до 0,75 долл. Это в два раза меньше, чем вынуждены платить в бюджет "белые" операторы. До 2014 года эта услуга стоила минимум 1,6 долл, и шли эти деньги не в госбюджет.
Только по тем позициям легкой промышленности, которые я хорошо понимаю, бюджет теряет миллиарды, а в целом потери исчисляются их десятками.
2. Государственные тендеры. С введением системы ProZorro красть на тендерах, лоббируя своих, становится проблематичнее. Однако все чаще наблюдаем абсолютно наглое игнорирование этой системы при подведении итогов.
Хотя цифры показывают, что уже сэкономлено больше 2 млрд грн по сравнению с аналогичными закупками 2015 года, но резервы есть. Только предпринимателям нужно не молчать, а правоохранителям — прислушаться и путем "показательных порок" дать понять, что есть возможность лишиться должности и сесть.
3. Верификация пенсий и "социалки".
"Социалка" у нас — это 354 млрд грн или 18% от ВВП страны. Однако минимум 5 млрд грн ежегодно идет в карманы липовых льготников. Только по украденным паспортам социальные выплаты получают более 37 тыс человек. Сколько пенсий и льготных выплат уходит в "ДНР-ЛНР", не знает никто.
4. Субсидии на газ и дотации на угольную промышленность. Бюджет теряет тут до 50 млрд грн, но это тема для отдельной статьи.
5. Сокращение госаппарата, даже с параллельным увеличением зарплат остающимся. Только в Киеве можно сэкономить около 25 млрд грн на уменьшении расходов по содержанию административных зданий и их сдаче в аренду. Также можно инвентаризировать земли и лишние продать.
6. Кроме 300 тыс чиновников, на госпредприятиях работает более 3,5 млн человек, но до убыточных госпредприятий ни у кого руки не дошли. Экономия более 100 млрд грн для бюджета явно не помешает.
Это только на сокращении убытков, которые они приносят. Приватизация госпредприятий должна быть только открытой, через прозрачный аудит.
Что-то ничего не стоит и продастся за копейки, но хоть не будет требовать дотаций. Но больше 400 госпредприятий могут при продаже через честный аукцион принести в бюджет реальный и весомый доход.
7. Почему-то все забыли принятое 10 сентября 2014 года постановление Кабмина №442 "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти", согласно которому ликвидировалось 16 контролирующих и карающих органов.
В частности, "под нож" должны были пойти Госинспекция по защите прав потребителей, Госагентство туризма и курортов, Госинспекция сельского хозяйства. Только в последней 5 400 непонятно чем занимающихся работников.
Из 16 ликвидировано лишь два ведомства. Остальные только за 2015 год умудрились осуществить 113,7 тыс проверок и привлечь к ответственности больше 39 тыс должностных лиц предприятий! Просто зомби какие-то.
О компенсаторах можно говорить бесконечно, но единственным компенсатором для бюджетных "хотелок" и выстроенных системой схем для разворовывания остается бизнес, обескровленный вымыванием денег, но еще живой.
Как только появятся конкурентные преимущества, сюда пойдут инвестиции: сначала внутренние, а затем и внешние. Много "сидящих на деньгах" это сделают, ведь в мире, особенно в Европе, сегодня заработать крайне проблематично.
Кто сомневается в необходимости либерализировать Налоговый кодекс — обратите внимание на Парагвай. Когда там максимально упростили администрирование и уменьшили налоги по принципу "все по 10%", к ним потоком пошли инвесторы со всей Южной Америки и перебежали тысячи производителей.
Если делать реальные реформы, а не заниматься очередным популизмом, то без решительного реформирования налоговой системы не обойтись. Плотину между здравым смыслом и позитивной предпринимательской активностью с одной стороны и фискальным насилием с другой стороны пора прорвать.
Таким прорывом может стать принятие доработанного закона №3357, одобренного бизнесом и активным гражданским обществом. Власть, договорись с бизнесом — и вперед! Все у нас тогда будет более чем хорошо!
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.