Звільнити ринок від захисників

Середа, 7 травня 2014, 11:10
У Європі з антимонопольними органами спілкується лише великий бізнес. У Польщі пороговий показник обороту учасників концентрації становить 1 млрд євро, в Україні - всього 12 млн євро. (Рос.)
Дмитро Павленко, старший менеджер компанії "Делойт", адвокат, кандидат юридичних наук


Інновації в дії

При анализе препятствий на пути формирования привлекательного инвестиционного климата в Украине не всегда учитывается фактор антимонопольного регулирования.

Между тем, в рейтинге Всемирного экономического форума за 2013-2014 годы Украине в категории эффективности антимонопольной политики досталось 137-е место из 148 стран.

При этом конкуренция является основой развития рыночной экономики и важнейшим элементом ее саморегулирования.

В отчете Мирового банка "Проблемы и перспективы развития частного сектора в Украине", опубликованного в начале 2014 года, недостаточный уровень конкуренции указан в числе основных причин замедленного экономического роста.

По мнению аналитиков банка, украинское антимонопольное законодательство нуждается в гармонизации с законодательством ЕС, либерализации антимонопольного регулирования и повышении прозрачности.

Ключевые проблемы в этой сфере следующие.

1. Слишком низкие экономические показатели компаний, при достижении которых необходимо получать разрешения АМКУ для сделок по слияниям и поглощениям.

2. Фактическая монополизация ключевых отраслей экономики.

3. Отсутствие прозрачности во внутренних политиках АМКУ, в первую очередь, при применении штрафов к участникам рынка.

АМКУ призван защищать рынки от монополизации, контролировать концентрацию и согласованные действия, бороться с недобросовестной конкуренцией. К сожалению, результаты работы комитета часто приводят к обратному эффекту.

Очевидно, что антимонопольные правила, установленные в 2001 году, не отвечают масштабам украинского рынка и не создают условий для его роста.

В то же время украинское антимонопольное законодательство во многом основано на европейских подходах. Основное отличие состоит в том, что пороговые показатели в странах ЕС в разы выше.

Это избавляет участников относительно небольших сделок по приобретению бизнеса от необходимости получать разрешения антимонопольных органов на концентрацию. Благодаря такому подходу в Европе с антимонопольными органами общается только крупный бизнес.

К примеру, в Польше пороговый показатель совокупного мирового оборота участников концентрации установлен в размере 1 млрд евро, в Австрии - 300 млн евро, во Франции - 150 млн евро.

По мнению польских коллег, именно желание сделать развивающийся рынок более привлекательным для инвесторов стало одной из причин установления в Польше настолько высокого порогового показателя.

В. о. голови АМКУ Микола Бараш. Фото nefterynok.info

В Украине данный показатель составляет всего 12 млн евро. Таким образом, проверке подвергается почти каждое среднее предприятие, которое становится предметом интереса иностранного инвестора.

Бизнесмены знают, что получение каждого разрешения - достаточно длительная и затратная процедура, задерживающая сделку на два-четыре месяца. К тому же АМКУ выдает разрешения в Украине лишь на год, что ограничивает во времени процесс реализации сложных и длительных приобретений.

Используемые комитетом внутренние положения и критерии для определения размера штрафов - установлен только максимальный размер штрафа - до сих пор непубличны. Это позволяет чиновникам на свое усмотрение определять, будет ли штраф измеряться тысячами или миллионами гривен.

Все эти факторы заставляют инвесторов искать всевозможные пути осуществления инвестиций без обращения к регулятору, что создает благоприятную почву для коррупции.

В итоге, несмотря на строгие требования антимонопольного законодательства, в Украине во многих отраслях имеет место монополизация. Это свидетельствует о неэффективности и избирательном применении закона со стороны АМКУ. Очевидно, что это не благоприятствует притоку иностранных инвестиций.

Неэффективность антимонопольного законодательства и проблема низких пороговых показателей неоднократно обсуждалась в деловых кругах.

К примеру, в 2008 году на одной из встреч с представителями юридического бизнеса тогдашний и. о. главы АМКУ Александр Мельниченко обещал инициировать внесение соответствующих изменений в закон "Об экономической конкуренции". Однако за прошедшие шесть лет ситуация не изменилась.

Более того, в 2011 году предыдущее правительство пыталось расширить полномочия комитета в части проведения проверок на предприятиях.

Антимонопольний комітет дбає про довкілля. Фото з сайту АМКУ

Отозванный в 2012 году законопроект предполагал существенное расширение полномочий АМКУ: возможность проведения расследований с правом беспрепятственного входа в помещения, проведение съемок, выемок документов.

Попытки превращения Антимонопольного комитета в еще один правоохранительный орган являются нерыночными и не должны повториться.

Таким образом, внутренний и зарубежный опыт свидетельствует, что реформирование антимонопольного законодательства должно быть направлено на существенное ограничение роли АМКУ и концентрацию его усилий на борьбу с реальными монополиями. Для этого необходимо следующее.

1. Создание условий для привлечения инвестиций путем максимального повышения пороговых показателей для концентраций.

2. Реальная работа по демонополизации рынков путем устранения наиболее существенных нарушений экономической конкуренции со стороны монополистов.

3. Внедрение прозрачных правил применения штрафов, которые будут выполнять не карательную функцию, а функцию стимулирования конкурентной среды.

Остается надеяться, что новое руководство АМКУ вернет доверие бизнеса, проявит волю и выступит инициатором столь необходимых изменений.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.