Авто для ВСУ. Какие машины нужны на фронте, где и за сколько их покупают и какова их дальнейшая судьба?
Только за первые два месяца войны для нужд украинских защитников ввезли 10 700 автомобилей. То есть в среднем военным передавали около 5 тысяч автомобилей в месяц. А ввиду того что автомобили "живут" на фронте недолго, от двух недель до двух месяцев, минимум столько же авто потребуется ВСУ и в этом году.
Волонтеры, занимающиеся поиском и покупкой машин для ВСУ, отмечают, что потребность в машинах прямо пропорциональна активности боевых действий и идет волнами. Во время интенсивных боевых действий на определенном направлении автомобили часто подводят без возможности восстановления.
"К сожалению, машины на войне, как и дроны, являются расходным материалом. В прошлом году я пригнал машину, прожившую на фронте две недели, после чего автомобиль подорвался на мине и я получил ранения. Хорошо что автомобиль был рамным. Можно сказать, мне это спасло жизнь", — говорит боец 3-й отдельной штурмовой бригады ВСУ Руслан с псевдо "Панк".
Какие машины требуются на войне?
Самые востребованные машины на фронте — это пикапы или джипы. Это связано не только с тем, что машина высокая, но и с тем, что у нее большой багажный отсек и туда можно погрузить рюкзаки, запасные колеса, боекомплект, еду, технику и другие необходимые на войне вещи.
Большое преимущество — если машина бронированная, полноприводная и рамная. Также очень желательно, чтобы автомобиль был дизельным, тогда его можно централизованно заправлять вместе с другой военной техникой.
Самыми популярными моделями машин, которые используют на фронте, являются Toyota Hilux, Nissan Navara, Mitsubishi L200, для защиты неба чаще всего применяют пикапы Ford.
"Мы передаем военным Ford F-250 и Ford F-350. Это очень мощные рамные машины с 6-литровым дизельным двигателем. На такой пикап можно установить любой ПЗРК или пулемет. Грузоподъемность кузова первой модели — 1,5-1,8 тонн, второй — до 2,5 тонн. На некоторые машины, переданные на передовую, уже установили полноценные зенитные установки весом 2,2 тонны. Машина отлично работает и выполняет задания. Вообще специально для обеспечения потребностей ВСУ в колесном транспорте мы создали единую платформу — собираем запросы от военных с передовой, проводим верификацию заявок от военных на актуальность, организуем сбор средств, поставляем машину, ремонтируем ее и совместно с партнерами обслуживаем в дальнейшем", — объясняет руководитель проекта "ГЕРОЙCAR" Александр Пугач.
Он добавляет, что автомобили покупают в США с пробегом до 300 тыс. км 2008-2015 года производства. Их стоимость — 3,5-5,5 тыс. долларов. В европейские порты их транспортируют по морю, а уже оттуда — на автовозах во Львов.
"Во Львове мы меняем все детали, которые вызывают у нас сомнение, на новые. В первую очередь это ходовая часть, начиная от амортизаторов и заканчивая сайлентблоками и наконечниками рулевых тяг. Покупаем новые шины на заводе в Испании, который производит резину для пикапов и броневиков НАТО. Меняем оба аккумулятора, все смазки и фильтры. После этого отдаем машину на малярку и отправляем военным", — говорит руководитель проекта "ГЕРОЙCAR".
Себестоимость автомобиля в Украине — от 340 тыс. грн до 420 тыс. грн.
Александр Пугач добавляет, что на украинском и европейском рынке такие машины очень редкие экземпляры, поэтому крайне важно снабдить их запчастями. Волонтеры привозят их вместе с машинами из США и бесплатно передают подразделениям ВСУ, которые уже используют эти машины.
"В каждой машине на приборной панели имеется табличка с номером телефона, по которому можно обратиться по всем техническим вопросам. Если требуется какая-нибудь запчасть, то мы просто отправляем ее в ближайшее отделение Новой почты", — отмечает Александр Пугач.
Чаще всего такие пикапы используют мобильные группы, сбивающие российские дроны-камикадзе и ракеты.
"В проекте "Вартові неба" — мобильные огневые группы противовоздушной обороны, которые с пулеметами и ПЗРК охотятся за дронами и ракетами. Это 19 таких машин, которые защищают небо над центральной частью Украины и Киева. 3 автомобиля работают на востоке Украины. Еще 10 автомобилей на пути в Украину", — говорит Александр Пугач
Непосредственно в зоне боевых действий пикапы, как правило, используют штурмовые подразделения, которые на них доезжают за 2-3 квартала или несколько километров до позиций и переносят все необходимое на себе.
Часто пикапы используют для медицинской эвакуации ("медевак"). Полевые медики, как правило, пребывают в 3-5 км от линии фронта. С поля боя к этим медикам раненого привозят на легкой броне (МТ-ЛБ или БТР), а затем его переводят в пикап и там продолжают оказывать первую помощь и транспортируют в ближайшее медучреждение.
"Мы переделывали пикапы в медеваки. Для этого салон соединяется с багажником, над которым устанавливается навес. В результате получается высокая и длинная машина, в которую вмещаются ноши", — рассказывает один из волонтеров, занимающийся покупкой авто для ВСУ.
Вторая категория автомобилей — это рамные внедорожники (джипы), на которых, как правило, ездит командование или аэроразведка. В багажнике джипов они перевозят дорогостоящее оборудование (дроны, аккумуляторы и т. д.), которые нельзя допустить, чтобы опрокидывались в кузове пикапа.
"Зачастую пикапы хотят заполучить даже те, кому они действительно не нужны. Это некий модный тренд. Поэтому мы очень тщательно проверяем военных, которые просят автомобили, выясняем, для каких целей, где машина будет выполнять боевые задачи, что будет перевозить", — говорит волонтер.
Где чаще всего покупают авто и сколько это стоит?
За более чем год войны украинцы и иностранные волонтеры выкупили для нужд ВСУ практически все автомобили в соседних странах ЕС. Речь идет прежде всего о пикапах и джипах 2000-2010 года выпуска. Их стоимость варьировалась от 5600 до 6200 евро за машину с учетом стоимости доставки в Киев. Сейчас таких цен практически нет в других странах.
"Первые полгода войны мы покупали машины в странах ЕС. Это, как правило, были Германия, Болгария, Польша, страны Балтии. Потом на эти машины очень повысился спрос, когда их начали покупать все, и уже к осени там остался либо хлам, либо машины с сильно завышенной ценой", — объясняет волонтер.
Поэтому он переориентировался на машины из Великобритании. Их отличие — правый руль. Но во время войны это даже лучше, потому что противник бьет, как правило, по водителю, а если он сидит по правую сторону, то это может спасти ему жизнь.
Минимальная цена на машины из Великобритании — 3800 фунтов стерлингов (4300 евро), максимальная — 6500 (7300 евро). Обычно это машины выпуска с 2005 по 2011 год. Чем старше машина, тем меньше она стоит. Состояние машины тоже очень сильно зависит от ее цены.
Пересечение границы
Стоимость доставки авто из Великобритании на украинско-польскую границу — около 1000 фунтов стерлингов. Даже такая стоимость доставки оправдана, учитывая, что в соседних странах дешевых автомобилей практически нет. Еще 100 долларов приходится платить за перевозку машины из Польши в Украину.
"Это стоит так дорого, потому что на границе очень часто машины простаивают 1-2 суток и тратится достаточно много времени", — объясняет волонтер.
Чтобы ввезти автомобиль без таможенных платежей, его нужно оформить в качестве гуманитарной помощи. Следовательно, получателем должен быть благотворительный фонд, общественная организация, воинская часть, пожарная часть или медицинское учреждение.
Большинство машин заезжают в Украину на основании обращения на таможню от руководителя соответствующей организации.
"В письме — просьба к руководителям ведомств способствовать пересечению границы определенного автомобиля, который предназначен для повышения обороноспособности Украины и будет использоваться конкретной воинской частью", — объясняет один из волонтеров.
Обязательный техосмотр и ремонт в Украине
Практически все привозимые для военных автомобили — подержанные. Основное требование к таким автомобилям — надежность, ведь остановка при выполнении боевого задания может стоить жизни.
Даже если машина проходила техническое обслуживание в ЕС, это не гарантирует того, что она полностью исправна и готова к отправке на передовую. В среднем ремонт машины в Украине стоит около тысячи долларов.
"Наши партнеры берут на себя обязательства по ремонту и обслуживанию автомобилей, которые мы отправим на фронт. Это часть нашего проекта — полный цикл поставок и обеспечения ВСУ в колесном транспорте", — говорит руководитель проекта "ГЕРОЙCAR".
"Для наших бригад поставляли машины и важно отметить, что постобслуживание этих машин также важно, как и их поставки. От этого зависит срок их службы на фронте", — объясняет Руслан из благотворительного фонда Support AZOV.
Другой волонтер добавляет, что стоимость ремонта автомобиля зависит от его состояния и года выпуска, напрямую коррелирующих с ценой машины за рубежом.
"У нас бывали случаи, когда машины приезжали в Украину и все, что мы делали — это лишь заменили масла и фильтры, что стоило от 3 до 7 тыс. грн. А были очень неприятные случаи, когда затраты на ремонт составили более 120 тыс. грн, потому что приходилось ремонтировать двигатель", — рассказывает работник одной из организаций, занимающейся пригоном машин для ВСУ.
Как автомобили передают военным?
"Мы передаем большинство машин по актам приема-передачи. Это документ, в котором указывается идентификационный номер (vin-код) автомобиля, государственный номер, воинская часть, которая принимает этот автомобиль, ставится печать и подпись со стороны воинской части", — говорит волонтер.
После заключения такого акта в воинской части должна собираться специальная комиссия, которая после осмотра автомобиля принимает решение о постановке этого автомобиля на баланс и таким образом машина получает специальный (черный) военный номерной знак.
"На практике военные говорят, что они не очень спешат ставить машину на баланс, потому что если эта машина во время боевых действий будет уничтожена, то из-за военной бюрократии чрезвычайных усилий требует списание этой машины с баланса. Нужно принести в качестве доказательства чуть ли не обломки этой уничтоженной машины", — объясняет волонтер.
Другой волонтер и военнослужащий добавляет, что их организация, кроме акта приема-передачи, фиксирует процесс передачи на фото и видео, дабы застраховать себя от возможных рисков.
Он говорит о еще об одном бюрократическом препятствии — для того чтобы поставить на баланс свежие автомобили, нужно списать старые. Для этого следует предоставить доказательства их уничтожения.
"Ребята обычно снимают поврежденный или уничтоженный автомобиль на GoPro или смартфон, чтобы доказать, что автомобиль действительно был подбит и им пришлось оставить его. После этого автомобиль либо уничтожают, чтобы он не достался врагу, либо просто оставляют. Рисковать жизнью ради других доказательств уже уничтоженного наполовину автомобиля нерационально. Поэтому мы договариваемся с волонтерами, благотворительными фондами, чтобы они нам их передавали без бюрократии под честное слово", — говорит военнослужащий Руслан.
По его мнению, одним из вариантов решения проблемы могло стать, если бы военные администрации или горсоветы передавали автомобили для нужд ВСУ, поставив их к себе на баланс, чтобы не подставлять волонтеров.
Акт приема-передачи тоже важен как предупреждающая мера против мошенничества и нецелевого использования, когда машину, например, захотят перепродать. Он является своего рода страховкой для волонтеров от потенциальных проблем с правоохранительными органами.
"Если завтра эта машина появится на ОЛХ или на авторынке, и продавца этой машины "поймали за руку", то благодаря акту приема-передачи можно восстановить цепочку, как эта машина попала к определенным военным и документ является доказательством, что машина была передана как гуманитарная помощь", — говорит другой волонтер.
Он добавляет, что таких случаев практически не бывает, но чтобы перестраховаться, волонтеры тщательно проверяют информацию о военных, которые просят машины. В частности, через других военных контактируем непосредственно с теми, кто будет эту машину эксплуатировать.
Именно для того, чтобы процесс поставки автомобиля был максимально прозрачным и эффективным, мы создали целую систему, которая уже не единожды показала свою эффективность, — добавляет руководитель проекта "ГЕРОЙCAR", Александр Пугач.
Какая дальнейшая судьба машин в войсках
Расходы на дальнейшую эксплуатацию и ремонт автомобиля, как правило, берут на себя военные и отдельные волонтеры. Даже если автомобиль находится на балансе воинской части.
Что касается того, как долго автомобили "живут" на фронте, военные говорят, что это лотерея, как и человеческая судьба, здесь нет четкого алгоритма.
Боец 3-й отдельной штурмовой бригады ВСУ "Панк" добавляет, что в нынешних реалиях машины живут в среднем месяц и около двух недель — на Бахмутском направлении.
"Если машина уцелела от обстрелов, то, как правило, первым из строя выходит мотор и ходовая часть, требуют замены тормоза, резина. Как правило, ремонтируют такие автомобили в ближайших СТО за средства, собранные волонтерами, или за средства бойцов", — объясняет военнослужащий.
Ремонт машин за средства воинской части, говорит волонтер, осуществляется, но на практике он сталкивался только с единичными подобными случаями за более чем год волонтерской работы.
"Специально, чтобы быстро ремонтировать и отправлять машины на фронт, мы создали целую сеть партнерских СТО. Пока ремонтируем — предоставляем военным другую машину", — резюмирует Александр Пугач.