Коррупция, лоббизм и угрозы. На чем держится газовая монополия режима Путина
Начало масштабной войны в Украине заставило Евросоюз выбирать между низкими ценами на газ и сопротивлением России, которая развязала кровавую бойню в центре Европы.
Некоторые страны ЕС не хотели отказываться от российских энергоресурсов до тех пор, пока первые российские ракеты не улетели на Киев.
Дело в том, что в европейские демократические институты на протяжении многих лет проникало российское газовое лобби. Оно дошло до высших эшелонов власти и способно влиять на важные политические решения. Только сейчас ЕС начинает долгий и трудный путь к большой демонополизации газового рынка.
Как Россия строила свою газовую империю в ЕС и скоро ли ей придет конец?
Газовая игла
Объемы поставок российского газа в ЕС постоянно росли. В 1990 году экспорт "Газпрома" в страны ЕС составил 110 млрд куб м, а в 2019 году – почти вдвое больше. От дешевого газа быстро росла зависимость. В ЕС в первом полугодии 2021 года доля "Газпрома" в импорте составила рекордные 47%.
В Энергетическом союзе ЕС "Газпром" называли ненадежным партнером. Из-за желания монополизировать рынок поставки оказывались под угрозой срыва.
Однако низкие цены на газ были слишком привлекательны, чтобы отказаться от тесного сотрудничества с управляемым Кремлем "Газпромом". Отношение к наращиванию поставок из России долгое время оставалось компромиссным.
Одна из главных причин – курс на "озеленение" энергетики. Переход на возобновляемые источники нуждается в надежной энергетической опоре. Угольная отрасль не развивается из-за экологических стандартов и квот СО2, развитие атомной энергетики блокировали лоббисты, а собственную добычу газа ежегодно сокращали.
Лишив бизнес собственного производства энергии, правительства европейских стран "подсели" на дешевый российский газ. Это была их панацея для дальнейшего роста экономики. РФ поймала эту волну и годами покоряла европейский рынок путем лоббистских и рекламных кампаний, демпинга и подкупа политиков.
Лоббизм, коррупция и футбол
В 2012 году "Газпром" из-за антимонопольных скандалов столкнулся с падением поставок в ЕС. Чтобы спасти имидж, экспортер подписал контракт с УЕФА и с тех пор спонсирует европейские футбольные турниры.
Только за 2018-2020 годы "Газпром" потратил на спонсорство Лиги Чемпионов 210 млн евро. Также компания спонсирует клубы "Шальке" и "Аустрия".
Цель – избавиться от имиджа одиозного монополиста из страны-оккупанта и ассоциироваться в широких кругах со спортивными победами. В такой атмосфере гораздо легче вести переговоры с бизнесом и политиками.
Однако все это только вершина айсберга. По словам профессора спортивного маркетинга Саймона Чедвика, спонсирование крупных турниров является инструментом для установления личных контактов для усиления позиций на рынке.
По мнению Чедвика, через спонсорство "Газпром" приблизился к ряду крупных компаний и политических групп, в частности, к бывшему премьеру Италии Сильвио Берлускони – тогдашнему президенту клуба "Милан".
Согласно опубликованным перепискам на сайте WikiLeaks, Берлускони подозревали в том, что он имеет коррупционный интерес в контрактах итальянских компаний с "Газпромом". Не зря политик является другом диктатора Путина. Берлускони поддерживает оккупацию Крыма и другие агрессивные действия Москвы в отношении Украины.
Берлускони остается влиятельной фигурой в итальянской политике, а сама страна является вторым крупнейшим импортером российского газа после Германии. Именно поэтому после признания Кремлем "ЛДНР" Италия до последнего убеждала не вводить санкции, которые помешают поставке российских энергоносителей.
Другой показательный пример – бывший канцлер Германии Герхард Шредер. В 2005 году, за три месяца до истечения срока правления, он подписал соглашение о строительстве "Северного потока-1", значительно усилившего монопольное положение России на европейском газовом рынке.
Покинув пост канцлера, Шредер получил высокооплачиваемую должность в компании, связанной с "Северным потоком-1". Конфликт интересов очевиден, и это дало повод журналистам и политикам обвинять его в коррупции. Сейчас Шредер возглавляет совет директоров в российской государственной компании "Роснефть".
В Германии также есть откровенно лоббистские компании, которые делают вид нейтральных экспертов. По данным Spiegel, одним из таких лоббистов является бывший высокопоставленный член правящей германской партии ХДС Фридберт Пфлюгер.
Пфлюгер является директором исследовательского центра EUCERS при престижном Королевском колледже Лондона и по совместительству – основателем консалтинговой компании Pflüger International.
Журналисты обратили внимание на удивительное сочетание научной и бизнес-деятельности бывшего политика. Как предприниматель он консультирует "Газпром", а как ученый – публикует исследования об исключительной геополитической значимости проекта "Северный поток-2", который "усилит энергетическую безопасность Европы".
Лоббистов в Германии много, и они отработали вложенные в них деньги. Страна является главным покупателем российского газа – ежегодно импортирует 46 млрд куб м.
Лоббизм есть и в структурах ЕС. По данным организации Fossilfreepolitics, через европейское объединение газотранспортных операторов (ENTSO-G) в ЕС лоббируется развитие избыточной газотранспортной и газоперерабатывающей инфраструктуры, превышающей прогноз спроса на голубое топливо.
Объекты строятся в том числе на средства европейских налогоплательщиков. Таким образом, главные фигуранты этого объединения, среди которых есть и "Газпром", расчищают поле для продажи газа и еще большей монополизации рынка.
"Газпром" легко превратил свою монополию в политический инструмент. Россия часто манипулировала газовым вопросом в переговорах.
Если власти соседней страны ведут себя "вежливо", то Москва продолжает транзит газа по ней в европейские страны и платит по контракту миллиарды долларов. Если нет – газ пойдет в обход. Фактически Кремль обеспечил себе экономический козырь в политических переговорах с соседями.
Как оказалось, игры с транзитом – не самое плохое, что может сделать Россия для сохранения собственного влияния на газовом рынке.
Грязная монополия
В 2021 году европейские регуляторы начали оттягивать сертификацию газопровода "Северный поток-2". В ответ "Газпром" снизил поставки на спотовый рынок, и цена газа выросла в пять раз.
Россия прямо дает понять, что без "Северного потока-2" дешевого газа не будет. Когда канцлер Германии Олаф Шольц объявил об остановке сертификации газопровода из-за нападения на Украину, заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев пригрозил европейцам ценой 2 тыс долл за тыс куб м.
Этот шантаж ярко показывает, какое значение имел проект для российской власти. Запуск "Северного потока-2" должен был состояться в самый уязвимый период "зеленого" энергетического перехода в ЕС, а потому неизбежно укоренил бы российскую монополию на европейском рынке в случае сертификации.
Еще до этого "Газпром" прибегал к грязной игре, чтобы вытеснить конкурентов.
Потенциально им мог бы стать Туркменистан, имеющий разведанные запасы природного газа в объеме 7,5 трлн куб м. Страна входит в десятку крупнейших экспортеров газа и могла лучше раскрыть свой потенциал.
Уже более 20 лет ведутся разговоры о строительстве газопровода через Каспийское море, который объединил бы трубой Туркменистан и Азербайджан с последующей возможностью выхода на Европу.
Все эти годы Россия мешала проекту, пугая правовыми и экологическими рисками. Для инвестора проекта это означает только одно: строительство трубы по желанию диктатора Путина может быть заблокировано.
В 2018 году была подписана Конвенция о правовом статусе Каспия, которая означает, что разрешение на прокладку труб требуется только от двух соседних стран.
Впрочем, даже после этого в РФ предупредили, что не дадут реализовать проекты, которые могут "затронуть природу Каспийского моря". Де-факто Путин придумал повод, чтобы не упустить конкурента на рынок.
Палки в колеса "Газпром" вставляет и недавно вышедшему на европейский рынок Азербайджану и имеющему там большой потенциал. Одним из путей поставки газа в Болгарию должен быть Трансбалканский газопровод, который позволил бы азербайджанскому газу конкурировать с "Газпромом" в южной Европе.
Однако "Газпром" законтрактовал большинство объемов этим газопроводом до 2030 года и ежегодно платит за аренду мощностей 140 млн долл, хотя ими не пользуется. Поэтому Азербайджан может обеспечивать газом Болгарию только на треть законтрактованных объемов.
Вероятно, так РФ хочет выиграть время на заключение долгосрочных контрактов по "Турецкому потоку" и отбить желание сотрудничать с Азербайджаном.
Главным фактором удержания российской монополии на рынке являются низкие цены на газ. Они усыпили бизнес и лишили стимулов искать источники диверсификации, поэтому поиск замены российскому газу связан с большими затратами.
Впрочем, этот процесс уже неизбежен, и вскоре ЕС получит шанс сделать рынок газа более конкурентным и менее коррумпированным.
Как избавиться от "Газпрома"
Избавиться от российского газа в краткосрочной перспективе невозможно, поэтому страны будут искать компромиссы, чтобы удар по российскому экспорту не уничтожил экономики европейских стран.
Задача для ЕС на следующие пять-десять лет – найти частичную замену для 170-200 млрд куб м топлива, которое ежегодно приходит из РФ. Для этого следует строить СПГ-терминалы, совершенствовать газопроводы и строить новые.
На строительство достаточного количества СПГ-терминалов уйдет не один год, но в долгосрочной перспективе это открывает Евросоюзу более широкий доступ к динамичному рынку сжиженного газа. Сейчас мировой рынок СПГ составляет более 500 млрд куб м, а через двадцать лет он должен вырасти вдвое.
Надежда – на американскую "сланцевую революцию", благодаря которой США увеличили добычу газа на 60% за последние десять лет. До 2027 года будет наращивать мощности Катар, который планирует увеличить экспорт на 65%.
В импорте СПГ есть одна проблема: это очень конкурентный рынок. Традиционно сжиженный газ используют в Азии и платят за него больше, чем в ЕС. "Зеленый переход" для энергетики и дефицит энергоносителей – такая же актуальная проблема для Азии, как и для стран Евросоюза.
Европа может рассчитывать, что сжиженный газ избавит ее от сверхвысоких цен, однако не вернет их на докризисный уровень.
Азиатские страны неохотно перебивают высокие цены и скорее переходят на уголь. Так что танкеры из СПГ в кризисные моменты будут ходить в Европу и сбивать цены на голубое топливо. Так уже было в декабре 2021 года.
Ирония ситуации в том, что, пугая Европу высокими ценами на газ, оккупант заставляет страдать потенциального союзника – Китай, который тоже привязан к ценам на европейских хабах.
Что касается классической поставки газа, реальной возможностью для Европы является развитие импорта из Норвегии, Азербайджана, Алжира и Нигерии.
В Норвегии в конце 2021 года было 90 нефтегазовых месторождений, их количество из-за высокого спроса может возрасти до 130. За последние годы норвежские власти выдали рекордное количество лицензий на разведку месторождений.
Норвежский газ для отказа от российского вскоре будет использовать Польша, которая должна запустить газопровод Baltic Pipe из Норвегии. Это самый лучший пример диверсификации в таких условиях.
Азербайджан, начавший экспортировать газ в ЕС год назад, тоже намерен увеличить продажи. За семь месяцев 2021 года страна поставила в Италию, Грецию и Болгарию 4 млрд куб м газа, а с 2022 года – 10 млрд куб м топлива в год и будет искать возможности для дальнейшего расширения инфраструктуры.
В 2023 году достроят газопровод, соединяющий юг и север Нигерии. Это открывает стране возможность соединиться с газотранспортной системой Алжира, откуда есть выходы в Италию и Испанию. Ориентировочная мощность проекта – 30 млрд куб м в год. Правда, реализован он будет не так скоро.
Разведанные запасы Нигерии – 17 трлн куб м, она – мощный игрок на рынке СПГ. Наращивать экспорт планирует и Алжир, имеющий заводы по переработке газа.
Уже сейчас европейский бизнес понимает, что поставки российского газа будут дорогими и тяжелыми из-за санкций. Поэтому предприятия будут постепенно искать альтернативное топливо и будут принимать меры по энергосбережению.
Полностью отказаться от российских энергоносителей вряд ли когда-нибудь получится, однако в последующие годы доля "Газпрома" на европейском рынке будет постепенно падать. Этот процесс окончательно начался после вторжения руководимых диктатором Путиным войск в Украину и смертей мирных жителей.