Навести мосты: как будет работать первая украинская переправа на Дунае
В 2015 году глава Одесской областной государственной администрации Михеил Саакашвили назвал южную часть Одесской области, которую также именуют Бессарабией, "Богом забытым местом посредине Европы".
"Здесь самые худшие дороги, самое меньшее количество водопровода, канализации, элементарного развития", — говорил он тогда.
Действительно, до начала масштабной реконструкции трасса Одесса — Рени оставалась одной из самых плохих в Украине. Изношенная инфраструктура усугубляла ситуацию, при которой украинские города и села вдоль русла Дуная находились в изоляции от внешнего мира.
Если другие приграничные регионы Украины во многом "живут" торговлей с более зажиточными странами-соседями, то жителям Бессарабии остается торговать с Молдовой — соседкой в рейтинге самых бедных стран Европы.
Оживить регион
В 2013 году на территории украинского Придунавья проживало почти 325 тыс человек. Этот регион имеет стратегическое значение благодаря наличию трех морских торговых портов, Украинского дунайского пароходства, судоходного хода Дунай — Черное море, железной дороги и аэропорта.
Протяженность украинско-румынской границы вдоль Дуная — 187 км, однако на этом участке нет ни одного моста, перехода или переправы. Грузовой и пассажирский потоки направляются в Румынию через Молдову. Для сравнения: между Болгарией и Румынией построено два моста и функционируют семь паромных переправ.
Проект паромной переправы через Дунай между Румынией и Украиной обсуждается с 1998 года. Принципиальная договоренность о строительстве была достигнута в 2006 году.
В те годы Одесская ОГА неоднократно обращалась в Кабмин с просьбой профинансировать проект, но всегда получала отказ в связи с отсутствием средств.
В 2013 году строительство паромных комплексов Измаил — Тульча и Орловка — Исакча было внесено в концепцию Государственной целевой региональной программы развития украинского Придунавья.
Выбор пал на строительство переправы из Орловки в Исакчу, поскольку эти города разделяют всего 900 метров. Для сравнения: Измаил и Тульчу отделяют 32 км.
В Исакче проходит европейский коридор, который соединяет город с крупнейшим румынским морским портом Констанцей. Кроме того, инвесторы были заинтересованы реализовать именно этот проект.
Открытие переправы упростит процедуру пересечения границы между Румынией и Украиной, исключит необходимость движения по территории Молдовы, позволит сэкономить более 200 км пути, а время на процедуры таможенного контроля и оформления сократится на 10-12 часов.
"Это будет самый современный пункт пропуска в Украине. Таможня поставила условие: на пункте пропуска должна быть установлена самая современная IT-система. Во время таможенного и пограничного контроля номерной знак и вес транспортного средства будут считываться автоматически", — рассказывает идеолог проекта Юрий Димчогло.
В первые месяцы работы частота курсирования парома составит 60 минут. В планах — увеличить частоту до двух раз в час. Изначально на линии будет работать один паром, позже их количество удвоится: один — румынского оператора, второй — украинского.
Паромом смогут пользоваться и перевозчики, и пешеходы. В пункте пропуска будут осуществляться пограничный, таможенный, фитосанитарный и ветеринарный виды контроля.
Стоимость проезда автомобиля составит 12-15 евро, включая водителя, а пешеходы будут платить по 1 евро.
Планируется, что паромная переправа сможет пропускать около тысячи грузовиков и 250 легковых авто в сутки. Потенциальный транспортный поток на переправе оценивается 170 тыс единиц транспорта в год.
У комплекса в случае необходимости будут значительные "точки роста", так как приведенные расчеты базируются на десятичасовом графике работы переправы с задействованием одного причала с каждой стороны.
При этом в рабочем проекте предусмотрено строительство второго причала, а потенциально переправа может выйти на круглосуточный режим работы.
По информации инвесторов проекта, автоперевозчики ждут открытия переправы для запуска маршрутов Одесса — Констанца и Измаил — Тульча.
Окупить 7 миллионов евро
Работы по сооружению паромной переправы через Дунай между украинской Орловкой и румынской Исакчей в Ренийском районе Одесской области стартовали осенью 2015 года.
Перед этим Одесская областная ОГА передала ООО "Паромный комплекс Орловка" в аренду на 49 лет два земельных участка для строительства международного пункта пропуска и гидротехнических сооружений.
"За аренду земли наше предприятие с 2016 года перечисляет ежегодно сельскому бюджету села Орловка около 1,4 млн грн. Это основной источник дохода сельского бюджета", — рассказал заместитель генерального директора "Паромного комплекса "Орловка" Виталий Никула.
В начале 2014 года между частным инвестором и Одесской облгосадминистрацией был заключен меморандум о том, что "Паромный комплекс Орловка" за свои средства строит инфраструктуру, необходимую для организации международного пункта пропуска, и передает ее государству бесплатно.
В дальнейшем "Паромный комплекс Орловка" будет получать всю прибыль с работы переправы, поскольку является оператором комплекса.
"Общая сумма инвестиций в проект — 7-8 млн евро. Капиталовложения продолжаются", — рассказал Димчогло.
Финансирование проекта проводилось за счет средств учредителей предприятия (40% от совокупной суммы инвестиций) и за счет кредитных средств. Один займ был получен в британском банке, второй — в украинском государственном Укргазбанке.
Единственным конкурентом ООО "Паромный комплекс Орловка" за право реализовать проект переправы была компания "Паромная переправа "Орловка — Исакча".
Как стало известно ЭП, у второй компании было прописано технико-экономическое обоснование, но отсутствовал проект. Без наличия проекта, который прошел одобрение государственных служб, Одесская ОГА не могла подписать меморандум.
Кто инвесторы
"Паромный комплекс "Орловка" принадлежит поровну Татьяне Димчогло, компании "Одеон трейд енд консалтинг" и фирме "Тигос". Татьяна Димчогло является супругой заместителя главы Одесского облсовета Юрия Димчогло. Чиновник и сам некоторое время был генеральным директором компании "Паромный комплекс "Орловка".
Димчогло стал заместителем главы Одесского облсовета в 2015 году. До этого он много лет занимался бизнесом, связанным с торговлей древесиной. В 2003-2013 годах Димчогло был директором и учредителем ООО "Босфорлес".
Генеральным директором "Паромного комплекса "Орловка" с января 2016 года стала Людмила Мирончук. Ранее она работала в экспедиторских компаниях, осуществляющих деятельность на территории Ренийского морского торгового порта.
"Сейчас штат предприятия состоит из шести человек. Перед стартом работы паромной линии штат будет увеличен до 40 человек", — рассказали ЭП представители компании.
Фирма "Одеон трейд енд консалтинг" зарегистрирована в Лондоне. Ее владельцем является бизнесмен Вячеслав Чапир. По словам Димчогло, "Одеон трейд" помогла привлечь кредит британского банка под низкие проценты.
Компания "Тигос" принадлежит семье Сулаковых. "Олег Сулаков — мой соратник и коллега, депутат Одесского облсовета. Он является владельцем Саратского элеватора и нескольких агрокомплексов", — говорит Димчогло.
Димчогло в разговоре с ЭП признается, что проект оказался более сложным, чем ожидалось.
"Надеюсь, инвестированные средства окупятся в течение пяти-семи лет. Если бы я изначально знал, сколько будет проблем, я бы этот проект не начинал. Повезло, что отремонтировали трассу Одесса — Рени. Иначе до переправы никто бы не доехал", — говорит он.
Румынский долгострой
Сейчас, в июне 2019 года, строительные работы на украинской части объекта завершены. Государственная пограничная служба и другие ведомства подписали положительное заключение для запуска переправы.
Дальше сроки запуска зависят от румынской стороны. В посольстве Украины в Румынии ЭП рассказали, что строительство инфраструктуры на территории Румынии планируется завершить в третьем квартале 2019 года.
Представители "Паромного комплекса "Орловка" сообщили, что рассчитывают стартовать 1 сентября 2019 года. "Надеемся, что нам удастся в этом сезоне поработать", — сказал Никула.
С румынской стороны инфраструктуру для переправы строит компания "Навром бак". Изначально запустить объект планировали в 2014 году, затем дату запуска переносили на 2015 год и на 2018 год. На румынской территории, кроме переправы, намерены создать свободную экономическую зону со складами.
Причиной такой существенной задержки стала бюрократия.
"Румынскому партнеру Европейский Союз компенсирует часть расходов в рамках реализации данного проекта. Исходя из этого, они обязаны проводить тендерные торги на каждой стадии строительных работ, что существенно затянуло окончание строительства и запуск переправы", — рассказал Никула.
Какие выгоды видят жители страны-соседки? Это постарались выяснить журналисты одесского издания "БессарабияINFORM", проанализировав публикации в румынских СМИ.
Во-первых, румынская сторона считает, что украинцы являются частью традиционного для дельты Дуная туристического рынка, прежде всего, в отношении религиозных и лингвистических связей с липованами — потомками религиозной группы старообрядцев, преимущественно россиян, бежавших на территорию Бессарабии в 17-18 веках.
Во-вторых, украинцы могут стать дешевой рабочей силой для туристического сектора Румынии.
В-третьих, возле переправы на территории Украины находятся значительные зерновые площади.