Наследие Порошенко: что достанется Зеленскому в финансовом блоке

Наследие Порошенко: что достанется Зеленскому в финансовом блоке

Понедельник, 27 мая 2019, 09:00 -
24tv.ua
В скором времени начнется борьба за влияние на финансовый блок страны, который назначает президент. Что тут может поменяться и каких кадровых изменений стоит ожидать.

Украинцам активно навязывалось и навязывается мнение, что полномочия президента Украины не такие широкие, как может показаться обывателю. Якобы основные задачи президента — дипломатия и роль главнокомандующего армии.

На самом деле президент имеет обширные возможности для влияния на множество процессов в стране, которые определяют условия жизни бизнеса, общества и олигархов.

Например, после Революции достоинства почти весь финансовый блок начали контролировать люди Петра Порошенко. Президент назначил руководство трех ключевых регуляторов — НБУ, НКЦБФР, Нацкомфинуслуг.

Фондом гарантирования вкладов стал руководить ближайший бизнес-партнер Порошенко Константин Ворушилин. Ранее он возглавлял банк "Мрія", когда тот принадлежал группе Порошенко. После продажи банка он курировал инвестиционную финансовую деятельность автомобильной корпорации "Богдан", которой также владел экс-президент.

Реклама:

Под влияние Порошенко также попал один из крупнейших госбанков — Укрэксимбанк. Банком управляет приближенный к бывшему президенту Александр Гриценко.

Учитывая политическую турбулентность последних дней, логично, что вскоре начнется борьба за влияние на финансовый блок страны. Что поменяется, и каких кадровых изменений стоит ждать?

В "Зе-команде" пока засветились два финансиста: бывший министр финансов Александр Данылюк и экс-корпоративный секретарь Приватбанка Виктория Страхова.

По словам Страховой, Зеленский в вопросе финансов разбирается. "Владимир Александрович может не знать каких-либо нюансов, но в целом имеет представление по этой теме", — объяснила она ЭП.

Учитывая образ Владимира Зеленского, в котором он находился в последние годы, нового президента сложно представить в роли человека, понимающего незатейливую финансовую систему Украины.

Однако вскоре ему придется вникнуть в эти вопросы, так как от него будет зависеть ряд важнейших назначений в финансовом блоке страны.

Национальный банк

НБУ самый влиятельный финансовый регулятор Украины. До Революции достоинства его контролировал близкий соратник Сергея Арбузова Игорь Соркин.

После революции Нацбанк возглавил комендант Майдана Степан Кубив, который сделал Соркина своим советником и принялся за решительные реформы. Среди них — плавающий курс гривни и раздача десятков миллиардов рефинансирования банкам.

Немногим позже Порошенко назначил на должность главы НБУ Валерию Гонтареву, компания которой руководила активами президента. За то время, пока Гонтарева возглавляла НБУ, банковский рынок покинуло около 90 банков, а гривня девальвировала почти в три раза.

 

Те, кто относятся к ее деятельности позитивно, считают, что никакой катастрофы в банковском секторе не произошло: 98% вкладчиков "лопнувших" банков получили свои депозиты из Фонда гарантирования, а страна обрела здоровый банковский сектор.

Те, кто оценивают деятельность Гонтаревой негативно, смотрят на эти цифры иначе. По словам собеседников ЭП, среди тех 98% немало вкладов в размере 10 грн, а в действительности только физлица потеряли в банках-банкротах около 30% вкладов.

Математика здесь простая: ФГВ выплатил вкладчикам около 90 млрд грн, а обязательства фонда перед вкладчиками, чьи вклады превышали 200 тыс грн, составляют еще 40 млрд грн.

На каденцию Гонтаревой пришлось и сложнейшее решение касательно Приватбанка.

Среди однозначных достижений регулятора — сейчас банки не "пылесосят" рынок, а людям с сомнительной репутацией и таким же происхождением капитала купить банк сложно.

Тем временем команда Зеленского планирует провести "аудит" Нацбанка. Некоторые публичные лица, симпатизирующие политике НБУ, оценили это как попытку давления.

Сам политик на встрече с банкирами пообещал сохранить независимость НБУ.

С учетом законодательных изменений последних лет единолично назначить руководство НБУ президент не может. Глава Нацбанка назначается на должность Верховной Радой по представлению президента. При этом назначение предусмотрено на семь лет, а для освобождения от должности нужны законные основания.

"Влияние на Нацбанк может быть осуществлено с помощью перестановок в правлении НБУ. Некоторые члены правления, несмотря на "условную независимость", напишут заявления на увольнение по собственному желанию или станут объектами пристального внимания правоохранительных органов", — объясняет собеседник ЭП на банковском рынке.

В частности, под вопросом дальнейшее пребывание на должности первой замглавы НБУ Катерины Рожковой, которая отвечает за банковский надзор. Она же занималась национализацией Приватбанка.

К Рожковой могут быть вопросы только в связи с работой в "Платинум банке" и событиями в ряде обанкротившихся учреждений, где НБУ не предотвратил выведение активов.

Кроме того, могут поменяться члены состава правления, которые отвечают за монетарную политику.

Страхова уверяет, что независимость НБУ будет сохранена. "Никто не будет давить ни на НБУ, ни на правление, ни на совет НБУ", — отмечает она.

Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

Это условно второй по значимости регулятор страны. До Революции достоинства он контролировался преимущественно людьми, связанными с Ринатом Ахметовым.

Фондовый рынок служил не столько местом привлечения капитала в экономику, сколько местом, где финансисты проворачивали финансовые махинации: выведение активов из банков, "подрисовку" нормативов, отмывание денег с помощью операций с "мусорными" ценными бумагами.

После революции НКЦБФР возглавил Тимур Хромаев. "В Администрации президента новая команда вместе Хромаевым получила задание "сделать как у людей", — объяснял ЭП тогда собеседник в комиссии.

 
"Новое время"

Новое руководство НКЦБФР начало очень смело, остановив обращение на биржах всех "мусорных" акций эмитентов. После этого очевидное стало еще более очевидным: в Украине почти перестали торговать акциями.

Торги на организованном фондовом рынке стали проводиться преимущественно с долговыми госбумагами. В то же время рынок освоил новые схемы по легализации средств с государственными госбумагами.

При этом однозначным позитивом был допуск на украинский рынок инструментов иностранных эмитентов.

На рынке не появилось реального обращения дерривативов, акций или хотя бы ликвидных облигаций частных эмитентов. Не был запущен третий (накопительный) уровень пенсионной системы, что увеличило бы значимость регулятора.

Читай также
Что Зеленский говорит об экономике: главные обещания "ЗеКоманды"

Таким образом, реформу до логичного конца не довели. НКЦБФР не получила реальных полномочий из-за "пробуксовки" законопроектов в Верховной Раде, хотя их принятия требовал МВФ.

Сама комиссия осталась почти не реформированной. Рядовые сотрудники разочаровались в новом руководстве, хотя большая часть вины лежит на депутатском корпусе.

Назначить руководство НКЦБФР президенту проще, чем назначить главу НБУ. Зеленский сможет поменять руководителя НКЦБФР единолично.

На вопрос, стоит ли ожидать изменений в руководстве органа, Страхова ответила обтекаемо: "Закон о госрегулировании имеет более расширенный перечень оснований для прекращения полномочий главы и членов НКЦБФР и четко указывает, что смена президента — не основание для прекращения их полномочий".

При этом в команде нового президента не обязательно будут настроены на требуемое руководством регулятора усиление полномочий.

"Я апологет принципа "главное не размер, а умение пользоваться", особенно после предыдущих безуспешных попыток усилить полномочия НКЦБФР, предпринимавшихся и с моим участием. Полномочия должны усиливаться после развития рынков", – объясняет Страхова.

Нацкомиссия, осуществляющая регулирование рынков финансовых услуг

Нацкомифинуслуг — третий финансовый регулятор Украины, который должен осуществлять надзор над страховым рынком, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами, финансовыми компаниями.

До смены власти в 2014 году комиссию контролировали люди, близкие к экс-вице-премьеру Сергею Арбузову. В то время страховые компании, связанные с "семьей", в лучших традициях выигрывали самые лучшие государственные тендеры и стремительно росли.

Под "крышей" Нацкомфинуслуг на страховом рынке развернулась масштабная деятельность по обналичиванию денег и "оптимизации" налогооблагаемой базы.

После революции орган возглавил представитель "Народного фронта" Максим Поляков.

После этого некоторые "арбузовские" страховые компании начали связывать с Поляковым. Позже новый глава отличился в янтарном деле Борислава Розенблата, которое расследовало НАБУ.

Спустя примерно полгода в регулятор пришли люди, близкие к Банковой. Руководителем был назначен Игорь Пашко, а ключевым членом комиссии — Денис Ястреб, который работал в страховой компании Порошенко "Країна".

Тогда их назначение расценивали как кратковременное решение, ведь орган планировалось ликвидировать, а полномочия разделить между НБУ и НКЦБФР. Однако в Верховной Раде эта идея получила сильный отпор, а в АП на этом в какой-то момент перестали настаивать, несмотря на требования МВФ.

Существенных изменений в качестве надзора не произошло. Страховые компании банкротились, пропадали деньги клиентов. Кредитные организации работают без должного присмотра, уход от налогов — по-прежнему "паровоз" страхового рынка.

По информации источников ЭП, у руководства органа могут возникнуть неприятности. "Недавно один из участников рынка подал в ГБР заявление, в котором описал схемы на рынке при попустительстве регулятора. ГБР по этому поводу уже открыло уголовное дело", — рассказал ЭП собеседник в правоохранительном ведомстве.

Похоже, стоит ждать изменений в руководстве регулятора и даже его ликвидации.

"Сплит предусмотрен программой МВФ — ему быть. В дальнейшем может быть осуществлена общая реформа надзора на финансовом рынке, но это не вопрос ближайших ста дней.

Страховому рынку, фондовому рынку стоит ожидать поддержки инициатив, направленных на их развитие с инструментами реализации в духе либератарианства — государство должно как можно меньше вмешиваться в дела бизнеса", — говорит Страхова.

Фонд гарантирования вкладов физических лиц

ФГВ — страховщик депозитов, который во время крупнейшей за всю историю Украины "очистки" банковской системы превратился в крупнейшего управляющего проблемными активами Украины. Руководить органом Порошенко назначил своего ближайшего бизнес-партнера Константина Ворушилина.

 

Балансовая стоимость активов в управлении фонда — около 500 млрд грн, оценочная — около 100 млрд грн, реальная — менее 50 млрд грн. Большая часть активов неплатежеспособных банков продана с помощью системы ProZorro-sales.

То, как продавались активы до ее внедрения, могло бы стать предметом расследования правоохранительных органов, если бы они выполняли свои обязанности.

Система ProZorro решила проблему прозрачной продажи активов, но не решила проблемы вкладчиков, которые ожидали свои выплаты после реализации активов неплатежеспособных банков. Активы продавались прозрачно, но очень дешево, дисконт достигал 99%.

Хотя ликвидации банков подходят к концу, как и распродажи активов, фонд останется важнейшим органом, полномочия которого, вероятно, будут расширены в связи с имплементацией директив ЕС, прописанных в соглашении об ассоциации.

Фонд сможет получить полномочия по самостоятельному инициированию процесса введения в банк временных администраций.

У Ворушилина были "натянутые" отношения с Гонтаревой. Руководитель фонда имел немало претензий к руководителю центробанка, так как банки в фонд попадали почти пустыми.

Сотрудники фонда говорили, что Ворушилин может уйти в отставку еще до второго тура президентских выборов. Этого не произошло, но, учитывая его близость к Порошенко и заявление главы ведомства о нежелании руководить фондом, очевидно, что портфель достанется кому-нибудь из команды Зеленского.

"Если Константин Ворушилин уйдет, это будет его личное решение", — заявила Страхова.

Укрэксимбанк

До Революции достоинства один из крупнейших украинских банков — Укрэксимбанк — обслуживал интересы "семьи" и близких к ней олигархов. С помощью средств банка была оформлена сделка по покупке "Укртелекома" пулом украинских олигархов. В банке также активно кредитовались братья Клюевы, которые были приближены к Януковичу.

После смены власти банк по квоте отошел под "крыло" Порошенко. Его возглавил непубличный банкир Александр Гриценко, которого считают креатурой президента.

 

В банке обслуживается почти вся оборонная промышленность, что может объяснять интерес команды Порошенко именно к этому банку. За последние годы банк также попал в скандал в связи с реструктуризацией миллиардного кредита под 1% годовых корпорации "Богдан моторс", которой владел бывший президент.

Для полной и объективной оценки деятельности банка, очевидно, потребуется аудит. Учитывая, что Порошенко почти потерял власть, в банке также стоит ожидать смены руководителя.

Страхова уверяет, что при Зеленском "никаких квот не будет".

"В соответствии с законом о банках и банковской деятельности, будут сформированы наблюдательные советы государственных банков, в том числе Укрэскимбанка.

Процесс отбора осуществляется независимой рекрутинговой компанией и контролируется общественностью.

Президент в соответствии с законом внесет представление Кабмину о назначении члена наблюдательного совета как представителя государства", — отмечает она.

* * *

В ближайшее время станет понятно, кто заменит руководителей перечисленных ведомств. Их имена вряд ли укажут на близость к Зеленскому. Об этом скажут их решения — от финансовых рынков трудно что-либо утаить.

Реклама: