Нужен ли Украине закон о криптовалюте и будет ли он работать
В Украине хотят обложить 5-процентным налогом операции с криптовалютой и процесс ее добычи. Такой законопроект зарегистрирован в парламенте. Хотя документ разработали участники украинского криптосообщества, в самом сообществе проект получил противоречивые отзывы.
Все согласны с тем, что закон нужен, но относительно того, что и как он должен регулировать, единого мнения нет. Вызывает критику и ставка налога. Одни считают ее справедливой ценой за вывод из тени криптокапитала, другие — причиной его предстоящего оттока в юрисдикции других стран и ухода в тень.
ЭП собрала комментарии шести экспертов из экосистемы украинского криптобизнеса. Среди них есть и соавторы законопроекта, и люди, отказавшиеся участвовать в разработке документа из-за альтернативной точки зрения на проблему регулирования криптовалюты.
Управляющий партнер ЮК "Юскутум" Артем Афян
— Как член авторской группы могу сказать: определяя правила налогообложения операций с криптовалютой, закон снимет вопросы о правовом статусе и позволит легализовать криптокапиталы, следовательно — пустить деньги в экономику. Сейчас уже нужно показать источник дохода при покупке квартиры, а собственники криптовалюты лишены такой возможности.
Согласно законопроекту операции крипта-крипта не облагаются налогом. Государство вводит ставку налога только на то, что может контролировать: обмен криптовалюты на деньги или товары.
Управляющий партнер в Emercoin Константин Бигус
— Закон о криптовалюте нужен, так как любая деятельность не имеющая описанных правил, не особо привлекательна для инвесторов и предпринимателей. Важно, чтобы закон не ограничивал инновации.
Также следует помнить, что новые направления в блокчейн-технологиях могут быть напрямую и не связаны с криптовалютами, но например, финансирование таких проектов будет поступать именно в ней.
С тезисом "З криптовалют, які були придбані до введення податку, доведеться платити 5% не з прибутку, а з усієї суми" не согласен.
Поскольку государство редко находится в активной позиции и обычно лишь реагирует на свершившиеся факты, этот тезис заставляет предпринимателей не действовать "в рынке", а ждать, пока госрегулирование догонит мировые тренды. Это тормозит предпринимательскую деятельность в целом.
Основатель украинской биржи криптоактивов KUNA.io Михаил Чобанян
— Закон о налогообложении криптовалюты нужен для определения правил игры. Этот документ предлагает ввести налогообложение лишь в той ее части, которая относится к взаимодействию крипторынка с миром фиатных денег.
Например, трейдер получил прибыль и зафиксировал ее в гривне — значит, он спокойно уплатит 5% налога. Если нет прибыли, то и налог не будет начисляться. Если не принять этот закон, то ГФС может применить другую ставку — 18% налога на доходы физических лиц плюс военный сбор 1,5%.
Закон также нужен для того, чтобы юридические лица могли оперировать криптовалютами: покупать, продавать, принимать оплату в криптовалюте и уплачивать с прибыли 5-процентный налог.
Партнер юридической фирмы Axon Partners Оксана Кобзар
— Закон о криптовалюте нужен, чтобы убрать риски украинского криптобизнеса или хотя бы дать возможность управлять рисками. Сейчас законодательство не позволяет платить налоги от операций майнинга или торговли криптовалютой.
Предложенные разными консультантами варианты учета и налогообложения криптовалюты работают по методу аналогии закона или аналогии права. Получаются немного притянутые за уши аналогии. Для масштабного введения криптовалюты в оборот нужна легализация.
Закон предлагает ввести новый вид активов — виртуальные активы — и облагать их как инвестиционные активы, то есть налог на прибыль платить с позитивной разницы между продажей и покупкой по льготной ставке 5%.
При этом предлагается вести отдельный учет, чтобы плательщики не могли, например, через убытки от операций с криптовалютой уменьшать свой общий налогооблагаемый доход. Все это без НДС. НДС будет взиматься только с продажи "товарных токенов". Мне кажется, это разумное решение.
Пока легализации нет, деньги крутятся за рубежом. Есть бенефициары бизнеса, которые хотят жить и тратить в Украине. "Отбелить" доходы от криптовалюты при отсутствии регулирования им будет сложно.
Пока органы могут контролировать только банк и движение товаров на таможне. С криптовалютой все иначе. Бизнес будет декларировать операции, чтобы задействовать криптовалюту в обороте. ГФС будет контролировать соответствие декларирования последующему налогообложению.
Руководитель консультационной группы UR.CR Иван Данишевский
— Закон о криптовалюте и о ее налогообложении — это признание того, что такая валюта существует, и государство это понимает. До сих пор у нее был непонятный статус: то ли это ресурс, то ли имущество, то ли просто деньги. Нужно законодательно признать, что криптовалюта — именно валюта.
Почему появился такой законопроект? Все дело в майнинге. Он, вероятно, умрет быстрее, чем государство начнет предпринимать какие-то действия в этом направлении. Проблема в том, что во время майнинга деньги берутся из ниоткуда. То есть проблема не в криптовалюте, а в том, что ее можно добыть.
В связи с этим возник вопрос легализации и налогообложения майнинга. Проще говоря, все, кто майнят, должны быть предпринимателями.
Впрочем, государственные органы не смогут контролировать операции с криптовалютой. Существующими ресурсами это сделать невозможно. Простой пример — наличный доллар, оборот которого не может контролировать никто.
CEO, REMME, Александр Момот
— Мы общались с теми, кто этот закон готовил. Мы за то, что должно быть регулирование, которое защитит майнеров от изъятий оборудования силовыми структурами и от ограничения доступа к банковским услугам. Однако важно, как это будет прописано, как будет обеспечено выполнение закона.
Я, например, не согласен с налогом 5% и лицензией для отдельных участников рынка. Проблема рынка криптоиндустрии и Украины в том, что если будут любые налоги выше 0% и любые лицензии, то ни одна компания не станет ассоциировать себя с легальным полем Украины.
Наши регулирующие органы не понимают, что любое регулирование криптовалют автоматические означает уход в тень. Если в случае с заводом это проблематично сделать, то любой криптобизнес — это просто компьютер.
Если человек переезжает на другую территорию, то он начинает потреблять товары и услуги на той территории, принося пользу экономике другой страны.
Естественно, владельцы криптоактивов не будут подчиняться нормам этого закона, а государственные органы не смогут это контролировать. Мы возвращаемся к советской системе, когда есть какие-то законы, но их никто не соблюдает, потому что это глупо, бессмысленно и вредно.
Боюсь, что произойдет отток 30-50% компаний. Они просто перестанут ассоциировать себя с Украиной.
Люди, которые создавали этот законопроект, в частности Алексей Мушак, оправдывают его нормы тем, что остальная система не может принять нулевые налоги. Этот законопроект — определенный компромисс, но если такой компромисс будет принят, он нанесет только вред.