Почему украинцы переплачивают за импортные товары и кто на этом зарабатывает
Украинцы вынуждены переплачивать за импортную электронику, лекарства, автозапчасти, одежду сотни миллионов долларов в год, потому что в Украине негласно действует национальный принцип исчерпания авторских прав на торговую марку.
Национальный принцип означает, что владелец торговой марки или его представитель единолично устанавливает в стране цену на свой товар и указывает, кто имеет право его импортировать и продавать.
Чтобы значительно снизить цены на большую часть импорта, в Украине нужно ввести международный принцип исчерпания авторских прав на торговую марку.
Международный принцип означает, что множество импортеров независимо друг от друга устанавливают цену на импортный товар в зависимости от спроса и предложения на рынке, а сам товар имеет право импортировать и продавать в стране любая компания без разрешения владельца торговой марки.
Споры бизнес-сообщества и экспертной среды вокруг темы внедрения в Украине национального или международного принципов исчерпания прав ведутся не один год. Сейчас они обострились, потому что парламент на текущей сессии должен рассмотреть два противоположных законопроекта.
Один вводит национальный принцип, а другой — международный.
Каждый из этих законов поставит точку в многолетнем споре и окажет колоссальное влияние на процесс ценообразования на импортную продукцию, ежегодный оборот которой составляет десятки миллиардов долларов.
ЭП на примерах рынка электроники и фармацевтической продукции показывает, как в Украине негласно действует национальный принцип исчерпания авторских прав на торговую марку.
Пример рынка электроники: iPhone дороже, чем в Швейцарии
Украина входит в четверку стран мира с самой высокой официальной ценой ввезенного iPhone 8 64 Гб. В Украине это устройство на 60-70 долл дороже, чем в странах Европы, и на 256 долл дороже, чем в США. Цены в разных странах на эту модель можно найти на сайте Apple.
В Украине iPhone 8 64 Гб стоит намного дороже, чем в Германии, Канаде, Малайзии, Швейцарии, Польше, Китае, Австралии, Франции, Испании, Филиппинах.
Сколько стоит iPhone 8 64 Гб
Страна | Нац. валюта | USD |
Турция | 4999 TRL | 1077 |
Бразилия | 3999 BRL | 1067 |
Молдова | 15024 MDL | 889 |
Украина | 23999 UAH | 855 |
Румыния | 3399 RON | 836 |
Франция | 685 EUR | 794 |
Польша | 2979 PLN | 786 |
Германия | 679 EUR | 783 |
Россия | 51990 RUB | 780 |
США (штат Делавер)
|
599 | |
Источники:apple.com, bloomberg.com |
Цену на iPhone 8 64 Гб, как и почти на всю остальную технику Apple в Украине, устанавливает официальный авторизованный дистрибьютор техники Apple компания ООО ПИИ "Асбис-Украина" (ASBIS Украина). Это один из крупнейших импортеров электроники в стране.
У него есть мощные конкуренты — ИП "И-АР-СИ" (ERC) и ООО "МТІ", которые также импортируют огромный ассортимент электроники. Однако есть основания считать, что только "ASBIS Украина" имеет право импортировать в Украину смартфоны Apple. Иными словами, есть основания подозревать, что у компании монополия на импорт смартфонов Apple в Украину.
Сама "ASBIS Украина" не продает технику Apple, она выступает в роли оптового поставщика для конечных продавцов — украинских розничных сетей и интернет-магазинов. Их перечень указан на сайте поставщика.
Всех продавцов техники Apple, которых нет в перечне, приравнивают к торговцам контрабандой.
Таким образом, "ASBIS Украина" полностью контролирует канал поставок техники Apple в Украину и "белый" канал продаж. В результате Украина входит в число стран, где официально ввезенный iPhone 8 64 Гб самый дорогой в мире.
Позиция "ASBIS Украины"
ЭП попросила компанию "ASBIS Украина" объяснить, почему в Украине цена на iPhone одна из самых высоких в мире, кто и как формирует цену на iPhone и остальные смартфоны Apple в Украине.
Ниже — комментарий директора департамента по работе с розничными клиентами компании Виталия Мельниченко.
"ASBIS работает по схеме VAD (value add distributor), фактически выполняя всю работу производителя по продвижению и дистрибуции на локальном рынке.
Продукцию мы получаем напрямую от производителя, без посредников, соответственно — договариваемся с партнерами (ритейлом) о представленности на полке и продвижению.
Базовую цену поставляемых в каждую страну устройств устанавливает производитель. Мы работаем четко в рамках законодательства Украины и требований Apple. Для нас важно не просто продавать продукцию по доступным для потребителей ценам, но и платить все налоги, чтобы развивать и компанию, и страну.
Безусловно, в разных странах есть различия в налогообложении и в затратах на логистику. Это отображается на ценах на полке".
Причем тут национальный принцип исчерпания прав
Пример с iPhone 8 64 Гб иллюстрирует последствия и механизм работы национального принципа исчерпания прав.
Есть признаки того, что законный представитель бренда Apple в Украине — украинский офис международной юрфирмы Baker&McKenzie — наделил компанию "ASBIS Украина" монопольным правом импорта и продажи техники Apple в Украину. Поэтому только "ASBIS Украина" имеет право импортировать эту технику и только эта фирма указывает, кто и по какой цене будет ее продавать.
Как это работает с правовой точки зрения?
Чтобы это работало в законных рамках, Baker&McKenzie внесла "ASBIS Украину" в Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности. Чтобы внести бренд в перечень, представитель бренда заполняет заявление о содействии защите имущественных прав на объект интеллектуальной собственности.
В нем представитель бренда прямо указывает, каким компаниям разрешает импортировать товар. Более того, он может указать, какие компании, на его взгляд, импортируют этот товар контрафактно — без его "одобрения".
Вся эта информация вносится в Единую автоматизированную информационную систему таможенной службы ГФС. Весь импорт попадает в страну после сверки с базой.
Таким образом, владелец бренда "отсеивает" независимых поставщиков, которые могут завезти в Украину товар напрямую из ЕС, США, Китая по значительно более низким ценам. Владелец бренда наделяет "своих" поставщиков монопольным положением и говорит им, по какой цене продавать товар в Украине.
Два инструмента негласной реализации национального принципа
Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности создан для борьбы с поддельными товарами, но в действительности используется для борьбы с конкурентами.
Механизм применения этого реестра — это первый инструмент обеспечения негласной работы национального принципа.
Второй инструмент — это действующий в Украине механизм сертификации импортных товаров. Каждый импортный товар подлежит сертификации: тестированию на предмет соответствия национальным стандартам.
Все iPone, iPad, MacBook, телевизоры, чайники, лекарства, алкоголь десятки украинских государственных и частных структур тестируют на предмет соответствия национальным стандартам.
Процедура сертификации имеет такую особенность: если один импортер получил сертификат на конкретную модель, например, телевизора, то другие импортеры не могут воспользоваться этим сертификатом. Каждый импортер должен получить "свой" сертификат на один и тот же товар, даже если он уже был сертифицирован в Украине.
Главное: перед началом процедуры сертификации орган сертификации обязан получить разрешение правообладателя на испытание товара. Чтобы зря не мучать бизнесменов, представители органов сертификации сразу говорят: сертификат на Apple, Sony и Samsung мы вам не дадим.
Пример рынка лекарств: сверхдоходы французской Servier
"Антимонопольным комитетом Украины установлено, что ООО "Сервье Украина" и его дистрибьюторы заключили соглашения, условиями которых для дистрибьюторов установлены:
— ограничения относительно территориальной продажи,
— предпосылки ограничения параллельного импорта,
— обязательства по отчетности об объемах, направлениях реализации лекарственных средств, потребителях и контрагентах дистрибьюторов, остатках продукции на складах,
— непрозрачные механизмы предоставления скидок и других преимуществ для отдельных дистрибьюторов.
Все это привело к необоснованному повышению стоимости лекарственных средств группы компаний Servier, реализуемых через процедуры государственных закупок в 2011-2012 годах, а также к ограничению доступа на рынок других субъектов хозяйствования вследствие распределения рынков по кругу покупателей".
Это цитата из решения АМКУ. Оно говорит о том, что украинская дочка французской фармацевтической компании Servier монополизировала импорт своей продукции в Украине и диктовала украинским ресселерам условия продажи своих лекарств с целью получения сверхдоходов. Именно так работает национальный принцип исчерпания прав.
Servier специализируется на препаратах для лечения кардиологических и ревматических заболеваний, диабета и депрессии.
"Servier занимает уверенную позицию на фармацевтическом рынке Украины: №1 — в кардиологической отрасли, №6 — среди всех фармацевтических компаний на рынке Украины. На рынке Украины представлено 17 препаратов", — пишет компания на своем сайте.
Украинцы в аптеках покупают только 25-30% импортных лекарств, но 70% денег украинцев уходит именно на импортные лекарства. Такие цифры приводит доктор фармацевтических наук, президент общественного союза "Украинское агентство по оценке технологий здравоохранения" Константин Косяченко.
Ежегодный объем импорта фармацевтической продукции исчисляется миллиардами долларов.
С 1 января до 30 сентября 2018 года Украина импортировала фармацевтической продукции на 1,4 млрд долл. Это данные таможенной статистики ГФС. В 2017 году импорт составил 1,7 млрд долл, в 2016 году — 1,6 млрд долл.
Украина — не Евросоюз
Главным аргументом лоббистов идеи легализации в Украине национального принципа исчерпания прав является тезис, что национальный принцип действует в Европейском Союзе. Поскольку Украина взяла на себя обязательства постепенно имплементировать законодательство ЕС, мы должны узаконить национальный принцип.
При этом лоббисты не хотят учитывать, что Украина не является членом ЕС, а также то, что в ЕС действует не национальный, а региональный принцип. В чем его суть? Если товар введен в оборот на территории одной из стран ЕС, то в других странах ЕС автоматически разрешен параллельный импорт и дистрибуция такого товара.
Кроме того, ЕС — это 28 государств, 21% мирового производства, крупнейшая экономика мира, 500 млн человек. В то же время Украина — самая бедная страна Европы с самыми высокими в Европе ценами на большинство импортных категорий товаров.
В заключение ЭП публикует таблицу с аргументами "за" и "против" легализации в Украине национального и международного принципов исчерпания прав.
Международный принцип (импорт без разрешения правообладателя) — товар производителя имеет право импортировать в Украину любая компания, цена на товар производителя зависит от конкуренции импортеров и спроса на рынке, ассортиментный ряд производителя зависит от спроса на рынке и конкуренции импортеров. Законопроект №4614, инициатор — премьер-министр Владимир Гройсман.
ЗА | ПРОТИВ |
Для покупателей | |
Упадут цены на импортные товары | Импортеры не будут соблюдать технологии хранения лекарств во время импорта, потому что это сократит их расходы. |
Расширится ассортимент товаров | Часть товаров не будут адаптированы для рынка Украины |
Для бизнеса | |
Средний и малый бизнес сможет легально заниматься импортом | Сократится штат сотрудников в официальных представительствах производителей |
Вырастет оборот торговых сетей | Сократится маркетинговый бюджет в официальных представительствах производителей |
Исчезнет монополия на импорт | |
Для государства | |
Позитивно отразится на сальдо внешнеторгового баланса | |
Увеличится объем таможенных и налоговых поступлений | |
Снизится объем контрабанды | |
Появится конкуренция среди импортеров |
Национальный принцип (импорт с разрешения правообладателя) — производитель указывает, кто имеет право импортировать его товар и по какой цене его продавать, какой ассортимент его товаров можно продавать в Украине. Законопроект №5419. Инициатор — народный депутат Виктория Пташник и другие депутаты.
ЗА | ПРОТИВ |
Для покупателей | |
Вырастут цены на импортные товары | |
Ассортимент товаров будет ограничен интересами монопольного импортера | |
Покупки за рубежом станут рискованными и дорогими | |
Для бизнеса | |
Импортеры и производители административными методами увеличат свою прибыль | Негативно скажется на легкости ведения бизнеса |
Исчезнет конкуренция импортеров | Сократится до минимума прибыль конечных продавцов |
Снизятся инвестиции в торговлю и прозводство | |
Для государства | |
Привлекательный инвестиционный климат |
Негативно отразится на сальдо внешнеторгового баланса
|
Шаг на пути имплементации соглашения об ассоциации с Европейским Союзом | Вырастет объем теневого импорта |
Сократятся налоговые поступления от импорта, НДС и налога на прибыль предприятий |