На уровне с Tesla. Как в Киеве создают компьютерное "зрение" для автономных автомобилей
Автомобильный автопилот и компьютерное "зрение" — перспективные технологии, ставшие широко известными благодаря инновационной компании Tesla, уже не первый год успешно и без лишнего шума разрабатывают украинские программисты в киевском офисе IT-компании GlobalLogic.
Более того, украинцы разрабатывают технологию, которая станет фундаментом для автопилота четвертого уровня (высокая автономность) и наивысшего пятого уровня (полная автономность). Для сравнения: автомобили Tesla оснащены автопилотом уровня 3+ (ограниченная автономность).
"Экономическая правда" побывала в офисе GlobalLogic, чтобы узнать, какие перспективы открывает IT-индустрия Украины, когда автомобиль превратится в "компьютер", и какие возможности открывает технология компьютерного "зрения", разработанная украинскими программистами.
IT-индустрия Украины — это не сайты
GlobalLogic — компания из Сан-Хосе, США. В рейтинге украинских IT-фирм она четвертая по количеству консультантов — более 3 800 человек. Например, украинский штат лидера рейтинга EPAM насчитывает 5 700 человек.
GlobalLogic создает программное обеспечение самого высокого уровня для трех основных отраслей: автомобилестроения, медицины и телекома.
При этом, говорит вице-президент по стратегическим инициативам GlobalLogic Андрей Яворский, IT-индустрия в Украине воспринимается как нечто, что создает мобильные приложения и сайты. Якобы в Украину отдают на разработку простые вещи, которые может сделать кто угодно.
"IT-индустрия в Украине похожа на то, чем стало контрактное производство для Китая 20 лет назад", — говорит Яворский и объясняет свой тезис.
Когда-то в Китай и Индию было отправлено много технологий для организации производства, потому что там более дешевая рабочая сила и там было проще получать определенные ресурсы. В итоге Китай сам научился создавать высокотехнологические продукты, например, аналоги Apple и Google.
"В Украине происходит подобный процесс. Такие компании, как наша, разрабатывают решения для топовых компаний всего мира. При этом мы аккумулируем в стране опыт, технологии, экспертизу. Эти инженеры живут и работают здесь и никуда не собираются отсюда уезжать.
В какой-то момент украинская экономика будет реформирована и оживится. У нас будет много людей, способных создавать продукты для украинского рынка и развивать здесь производство", — резюмирует Яворский.
Откуда взялись разработчики автопилота
В Киеве украинские программисты разрабатывают программное обеспечение для автомобилей Volvo и ряда других мировых автопроизводителей.
В киевском офисе GlobalLogic выполняют заказы по разработке программных модулей для автомобильного автопилота и программных ассистентов водителя, которые повышают безопасность вождения.
Украинцы находятся на острие мировых инноваций в сфере ПО для мирового автопрома и могут с высокой точностью прогнозировать мировые тренды.
Вице-президент по инжинирингу GlobalLogic Роман Разуваев говорит, что автомобили даже небрендового класса — весьма сложные устройства с точки зрения ПО. Это странно слышать, но сложность ПО автомобилей может превышать сложность ПО самолетов Boeing предыдущих моделей.
"В автомобиле более 100 млн строк кода, — рассказывает Разуваев. — Это делает машину комплексным программным решением. Мы только в начале пути, когда машина становится больше компьютером, чем "железом".
Мир ждут три главных тренда.
Первый — развлекательные системы будут устанавливаться не только в брендовых автомобилях. В каждом авто будет не менее пяти экранов.
Второй — программное обеспечение будет брать на себя все больше ответственности по управлению автомобилем. Современные системы помощи водителю при парковке и движении — только начало.
Автомобиль будет полностью автономным. Это будущее, над которым работает вся индустрия. По разным оценкам, первый автомобиль, полностью управляемый автопилотом, выйдет на дорогу в 2022-2025 годах. Сейчас уже никто не сомневается, что такие автомобили появятся.
Третий — автомобиль будет всегда подключен к интернету и станет устройством, которым можно будет управлять удаленно.
"Автопилот начали создавать только пять лет назад. Украина находится в уникальной ситуации: у нас есть разработчики, способные создавать такие сложные комплексные системы. Эти люди приходят из авиационной промышленности, медицины, космической отрасли", — утверждает Разуваев.
Как работает киевское компьютерное "зрение"
"Компьютерное "зрение", которое мы делаем, востребовано для роботизации", — Яворский готовит журналистов к тест-драйву, на котором программист покажет принцип работы компьютерного "зрения", созданного в GlobalLogic.
В машине журналистов встречает Игорь, инженер GlobalLogic из подразделения Automotive Business Unit. Он специализируется на компьютерном "зрении" и искусственном интеллекте, входит в состав исследовательской группы Core. Группа состоит из восьми человек разного профиля. Все они занимаются исследованиями в области ИИ, обучения нейросетей, автопилотирования и компьютерного "зрения".
"В работе ориентируемся на зарубежные статьи 2017-2018 годов, — рассказывает Игорь. — Это очень свежая область, очень много непонятного".
Во время поездки для демонстрации возможностей технологии компьютерного "зрения", созданного в Киеве, Игорь использует простейшую веб-камеру, ноутбук и программное обеспечение. Демонстрация начинается с процедуры идентификации лица человека и добавления его в базу данных.
Видео автора
"Когда человек садится в авто, его надо идентифицировать, чтобы настроить сиденье и климат-контроль, — объясняет программист. — Все это работает на нейросети. Нейросети нужно долго обучать, но мы эту проблему решили. Нужно буквально несколько секунд, чтобы добавить нового пользователя".
Затем программист объясняет принцип работы компьютерного "зрения", которое используется в автомобильном автопилоте и "ассистенте водителя".
Видео автора
Игорь показывает, как с помощью дешевой низкокачественной камеры программное обеспечение строит трехмерную карту маршрута автомобиля. Программа позволяет точно локализовать машину в пространстве без использования дополнительных датчиков, например, GPS или радара.
"Технология называется slam, — объясняет программист. — В чистом виде она используется редко, обычно — с GPS и радарами, чтобы точнее определить местоположение авто. Это необходимо, чтобы, не имея установленной карты, автопилот мог ориентироваться на незнакомой местности. Для автопилота четвертого и пятого поколений это основополагающая технология".