SmartTender.biz - технологический лидер в закупках
Реформа Prozorro за два года прошла сложный путь от пилотного проекта государственных закупок к формированию семьи проектов с международным признанием.
На сегодняшний день Prozorro и ее детище Prozorro.Продажи смогли интегрировать в себя большинство государственных процессов закупок, продаж и аренды.
Совсем недавно через электронные торги была запущена малая приватизация, а на подходе - аренда земли и нефтегазовые аукционы.
Чтобы не запутаться в этих процессах и понять, что представляет собой рынок электронных торгов в Украине - мы поговорили с руководителем электронной площадки Smarttender.biz, Сергеем Сагуном.
— Сергей, система ProZorro функционирует уже более двух лет, но мы часто видим, что есть определенное непонимание сути работы системы. Как регулируется работа и какова основная идея ProZorro?
Вся основа реформы государственных закупок, в том числе — и принцип работы ProZorro, — регулируется Законом Украины "О публичных закупках".
А система электронных государственных закупок ProZorro является ядром этой реформы.
Идея системы в том, что благодаря ее архитектуре и режиму доступа "все видят всё".
Во-первых, это значит, что все государственные торги объединены в единую систему и доступны как всем пользователям системы так и всем желающим даже без регистрации в системе. Во-вторых, каждое действие в любых торгах на любой из площадок тут же отображается в системе.
Это гарантирует прозрачность и доступность всей информации по каждому тендеру, проведенному в рамках системы ProZorro.
— Регистрация и подключение пользователей к ProZorro происходит через коммерческие торговые площадки, такие как SmartTender.biz. Почему система построена именно таким образом, и зачем подключать пользователей через множество коммерческих площадок, а не единую государственную, к примеру?
В основе самой системы лежат три вектора сотрудничества между государством, частным бизнесом и гражданским обществом.
Коммерческие площадки являются тем самым бизнесом, задача которого — обеспечить возможность подключения к системе ProZorro всем желающим и предоставить им качественный сервис и функциональность.
Причин у такого решения несколько.
Во-первых, предотвращается монополия на доступ к информации.
Данные системы закупок ProZorro представленные на официальном портале и на коммерческих площадках абсолютно идентичны и доступны для анализа и использования всеми желающими: организаторам торгов, представителям СМИ, поставщикам, контролирующим, просто желающим посмотреть что, как и у кого покупает школа или садик, в который вы водите ребенка.
Во-вторых, используя большое количество коммерческих площадок система предотвращает случай, когда единая площадка могла бы стать монополистом на рынке сервиса и не ориентироваться на пользователя, а возможно, ещё и манипулировать доступом.
Зачем развивать качество сервиса и делать удобную и прогрессивную платформу электронных закупок, если вы одни на рынке и альтернативы другой нет? Так, в силу своего коммерческого характера, все площадки отличаются дополнительной функциональностью.
Пользователь в таких условиях не ограничен рамками единой площадки, он может выбрать наиболее удобный для себя интерфейс, площадку с наилучшей, по его мнению, технической поддержкой.
В-третьих, в условиях свободного выбора пользователей, площадки вынуждены конкурировать между собой и постоянно улучшать уровень предоставляемых услуг.
Это гарантирует системе закупок качественное сопровождение и технологическое развитие.
Если вам сегодня, например, нагрубили при обращении в службу технической поддержки, то завтра вы уже можете стать клиентом другой коммерческой площадки, где операторы себе такого не позволяют.
Ну, а если бы подключение происходило через единую государственную площадку, можно только представить, как бы она выглядела в реалиях украинской бюрократии: регистрация на ProZorro только по вторникам и пятницам с 11:00 до 12:30 после предоставления справки о прививках из средней школы.
— Некоторые из площадок системы ProZorro проводят также и коммерческие торги. Как простому пользователю не запутаться и найти именно то, что ему нужно?
Действительно, некоторые площадки аккредитованные в ProZorro являются также и площадками для коммерческих торгов.
Попасть в "правильные" торги — это вопрос удобства и навигации на сайте конкретной площадки. Например, у нас на SmartTender.biz на странице "Торговая площадка" есть несколько подразделов, в том числе — отдельно выделенный подраздел "Публичные закупки" с логотипом ProZorro и "Коммерческие торги", есть также раздел "Аукционы ProZorro.Продажи".
Таким образом, имея один Логин/Пароль поставщика на площадке вы получаете доступ ко всем Государственным закупкам/продажам, а также к коммерческим тендерам.
Современная электронная торговая площадка — это выход сразу к двум большим рынкам сбыта. И это действительно удобно, ведь если раньше менеджерам по продажам нужно было большую часть времени заниматься поиском потенциальных покупателей, то сейчас, зарегистрировавшись на одной площадке, они уже имеют перед собой открытый и структурированный рынок всех заказчиков.
— Зачем частным компаниям вообще проводить закупки через электронные площадки?
Прежде всего, переход к электронным закупкам — это прогресс, это тренд который уже не остановить, это как, в свое время, переход от факса к электронной почте.
Это намного упрощает работу отдела закупок, которому вместо работы с бумагой и тысячами коммерческих предложений приходящих по разным каналам связи в разных форматах можно оперативно проводить закупки через централизованную электронную систему и получать автоматически конкурентный лист со унифицированными и оцифрованными предложениями поставщиков по которым система автоматически может посчитать приведенную стоимость и выведет балы (если были заданы неценовые критерии).
Во-вторых, электронные закупки позволяют найти большой рынок поставщиков, которые в ином случае никогда не узнали бы о Ваших торгах.
Количество поставщиков которые участвуют в тендере заметно коррелирует с уровнем экономии — чем больше предложений, тем ниже цена.
Даже если экономия — не приоритет для предприятия, большее количество предложений дает большее поле для выбора наиболее качественного поставщика.
Сервис по проведению электронных торгов можно интегрировать с внутренним софтом компании и связать все процессы в единую систему с единой аналитикой.
— Кто может быть организатором коммерческих торгов?
Никаких ограничений в этом отношении нет, — любая компания может стать организатором, если ей нужно провести закупки товаров, услуг или работ.
И это не только крупные предприятия со сложной организационной структурой, но и небольшие предприятия и даже ФОП которые проводят несколько закупок в месяц.
Через нашу площадку закупки проводит немало предприятий из списка Forbes Украина: Interpipe, Ferrexpo, МХП, Нибулон, Metro Cash & Carry, Эпицентр К, Укртатнафта, Укртелеком, Vioil, ПУМБ, Comfy, Агромарс — этот список можно продолжать очень долго.
Для каждого клиента мы предлагаем индивидуальное решение, вплоть до разработки отдельной, собственной коммерческой площадки, встроенной в сайт заказчика и интегрированной с системой управления ресурсами.
— Сергей, площадке Smarttender.biz уже 5 лет. Время, когда стоит не только подбивать итоги, но и ставить новые приоритеты. Какие планы у вашей команды на будущее?
Smarttender.biz - это IT-решение для развития бизнеса. Поэтому мы постоянно совершенствуем функциональность площадки и экономим нашим клиентам время за счет технологической оптимизации процессов. Начинаем активно использовать технологии чат-бот и анализ больших данных (Data Science).
Для государственных закупок, например, уже в ближайшее время планируем упростить интерфейс создания переговорной процедуры, а также сделать возможность массовой загрузки протоколов торгов в мультилотовых закупках.
Подобные точечные разработки в совокупности упрощают работу пользователям на электронных торгах. Уверен в том, что в ближайшем будущем клиентам площадки станет еще более комфортно и удобно работать именно с нами.