Уйти к другому мобильному оператору и сохранить номер: один шаг к свободе
Услуга переносимости мобильных телефонных номеров (англ. mobile number portability, MNP) была запущена в 1999 году в Великобритании, Нидерландах и Гонконге. В развитых странах Европы она работает с начала 2000-х годов.
Потребность в услуге MNP стала очевидна после массового распространения мобильной связи. Чтобы заставить мобильных операторов повышать качество услуг и снижать их стоимость, абоненты получили возможность сохранять свой телефонный номер даже после перехода к другому оператору.
Поэтому с конца 1990-х годов правительства многих стран начали требовать от операторов обеспечивать переносимость телефонных номеров по желанию абонентов.
Процедура переноса номера может быть бесплатной или платной и длиться от нескольких минут до нескольких дней.
В каких странах работает услуга MNP
Мяч на стороне УГЦР
В Украине первый тендер на поставку оборудования и услуг для внедрения MNP Украинский государственный центр радиочастот — УГЦР — провел в 2015 году, но тогда ведомство признало тендер несостоявшимся.
Повторные торги центр провел в 2016 году, но и они не запустили процесс внедрения услуги. Причина — длительная судебная тяжба между УГЦР, победителем тендера компанией ООО "Диалинк" и одним из участников тендера ООО "Эс ай центр".
После двух лет судебных разбирательств "Эс ай центр" наконец поставило для УГЦР оборудование и программное обеспечение, необходимое для работы MNP. Теперь для запуска MNP центр должен закончить создание комплексной системы защиты информации — КСЗИ.
"Мяч на поле заказчика, то есть УГЦР, — объясняет представитель "Эс ай центр". — Только от его решения зависит, как скоро будет запущена услуга. Все юридические преграды для запуска урегулированы. Мы готовы завершить реализацию проекта MNP, по которому уже выполнено 90% обязательств, если будет соответствующее правомерное решение".
Между тем, сама компания не принимает участие в завершении процесса создания системы MNP. "Договор с УГЦР расторгнут. Мы вне проекта. Вопросы рекомендую задать УГЦР", — сказал в комментарии ЭП руководитель отдела продаж компании "Эс ай центр" Дмитрий Мыслицкий.
В компании считают, что февраль 2019 года — вполне реалистичный срок для запуска услуги MNP, но это при условии, что УГЦР решит завершить создание системы на базе уже установленного оборудования.
"Если УГЦР начнет проводить новый тендер, и новый подрядчик будет делать все с нуля, то до февраля 2019 года услуга MNP точно не заработает, это абсолютно нереалистичный срок", — подчеркивают в "Эс ай центр".
Готовы ли мобильные операторы
О том, что запуск услуги MNP состоится в начале 2019 года, сообщили в пресс-службе компании lifecell.
Там ссылаются на то, что в начале июня 2018 года Национальная комиссия по регулированию связи и информатизации — НКРСИ — озвучила "Ориентировочный план выполнения мероприятий по внедрению услуги переносимости номеров".
Согласно этому документу, запуск MNP ожидается в первом квартале 2019 года.
В lifecell также раскрыли предстоящий алгоритм действий УГЦР и мобильных операторов по запуску услуги. Сейчас центр работает над построением КСЗИ, которая должна потом получить сертификат соответствия — пройти государственную экспертизу. Также УГЦР обьявил тендер на выбор интегратора Центральной базы данных — ЦБД.
Тем временем операторам необходимо закупить и настроить локальные базы данных — ЛБД — и криптошлюзы (это требование по защите персональных данных абонентов) со стороны своей ЛБД. В lifecell говорят, что их ЛБД готова еще с весны 2017 года.
"После этого начнется этап интеграции и кросс-тестирования работы услуги. В конце 2018 года будут заключены договора на подключение операторов к ЦБД. Также операторам необходимо настроить бизнес-процессы и подготовить к запуску услуги внутренние системы", — заключают в lifecell.
В компании "Vodafone Украина" также ожидают, что услуга MNP заработает в начале 2019 года.
"Мы согласовываем график внедрения услуги. Точные сроки — в процессе проработки и зависят от эффективной совместной работы всех участников этого процесса. Ожидаем, что это будет в начале 2019 года", — говорит директор по корпоративному управлению и контролю "Vodafone Украина" Ольга Дейнега.
Пресс-служба компании "Киевстар" пока не готова назвать сроки запуска услуги переноса мобильных номеров.
"Совместно с регулятором, УГЦР и коллегами по рынку мы обсуждаем план внедрения и запуска MNP. Конкретные сроки называть пока рано, но "Киевстар" будет поддерживать запуск в максимально короткий срок при условии, что другие игроки рынка будут к этому готовы, и клиенты получат качественную услугу", — сообщили в пресс-службе "Киевстара".
Как будет работать MNP
По словам владельца "Эс ай центр" Дмитрия Зараховича и директора информационно-телекоммуникационного направления УГЦР Виктории Трощенко, в Украине перенос номера от оператора к оператору будет происходить в течение не более трех рабочих дней.
Перенести свой номер от оператора к оператору сможет каждый абонент, если он предоставит достоверные данные о себе и пройдет идентификацию личности.
Идентификация личности при переносе номера будет обязательна. Человеку придется предъявить паспорт и доказать, что номер, который он переносит к другому оператору, принадлежит ему. Абоненты с ограниченными физическими возможностями смогут перенести свой номер, воспользовавшись помощью других людей при условии выдачи им доверенности.
В заявлении на перенос номера необходимо указать, к какому оператору человек переходит и от какого отказывается.
Операторы должны уведомить абонента о готовности начать техническую процедуру переноса номера. Во время переноса абонент может оставаться без связи не более трех часов. Стоимость перехода должна быть "невелика", говорят Зарахович и Трощенко.
Украина остается едва ли не единственной страной в Европе, где нет услуги MNP. В других постсоветских странах MNP давно реализована. По предварительным подсчетам, сменить оператора с сохранением своего номера готовы около 2 млн украинцев.