Украинская правда

Подарок старшего брата. Как Украина будет "кроить" налоговую систему

Подарок старшего брата. Как Украина будет кроить налоговую систему
Владимир Гройсман и Кристин Лагард. Фото forbes.net.ua

Какой видит МВФ фискальную и налоговую политику Украины.

Обнародованный 3 октября текст меморандума между МВФ и Украиной традиционно стал предметом оживленной дискуссии.

В достаточно объемном документе содержится немало рекомендаций фонда, а также обширный перечень обязательств, которые берет на себя украинская сторона.

В целом МВФ отмечает прогресс в части реформ и стабилизации экономики.

При этом главный кредитор страны настаивает, что реформаторские меры необходимо форсировать, иначе Украине в 2017 году не удастся достичь динамики ВВП на уровне 1,5%. Именно на такой рост рассчитывают в фонде.

Не последнюю роль в оздоровлении экономики МВФ отводит фискальной и налоговой политике.

Представители фонда говорят, что налоговые изменения, вступившие в силу в начале 2016 года, сделали немалый вклад в балансирование бюджета, позволили сохранить приемлемый уровень дефицита и достичь целевых показателей.

О чем именно говорит фонд?

Во-первых, о снижении общей ставки единого соцвзноса до уровня 22% и одновременном увеличении базы для начисления ЕСВ с 17 до 25 прожиточных минимумов.

Во-вторых, о сохранении спецрежима по уплате НДС для сельхозпроизводителей, хотя с 2017 года он будет полностью ликвидирован.

В-третьих, об улучшении ситуации с возмещением НДС, хотя о каком улучшении можно говорить, если к началу августа задолженность по возврату НДС составляла почти 30 млрд грн.

В-четвертых, об увеличении ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также на топливо.

В-пятых, об унификации ставок налога на доходы физлиц, вместо 15% и 20% стало 18%.

В-шестых, о снижении ренты на добычу газа и увеличении лицензионных платежей для компаний, добывающих янтарь.

Тем не менее, МВФ считает перечисленные новации недостаточными и настаивает на более масштабном реформировании налоговой системы и законодательства, на котором она основывается.

В меморандуме и перечислены основные шаги, которые Украина намерена предпринять в данном направлении.

На первый взгляд, ничего принципиально нового, что коренным образом отличалось бы от проекта изменений в Налоговый кодекс, который Министерство финансов презентовало в начале августа.

Все те же планы по сужению полномочий Государственной фискальной службы, по ее реструктуризации, по дальнейшему слиянию налоговой и таможни с целью объединить два ключевых подразделения ГФС в единую структуру.

Не отказываются украинские власти от ликвидации налоговой милиции и от создания на ее базе органа, который будет заниматься расследованием финансовых и экономических преступлений, а также заберет дублирующие функции у других силовых структур.

Тем не менее, отдельные обещания, данные фонду правительством, вызывают определенные вопросы.

Например, власти не отказались от идеи провести разовое декларирование и амнистию капиталов. Особо тщательной проверке подвергнутся налогоплательщики с высоким уровнем дохода (главная цель — миллионеры) вплоть до предоставления налоговикам права доступа к их банковским счетам, что несет немалые риски для злоупотреблений.

Кроме того, в 2017 году с большой вероятностью начнется поэтапное внедрение инструментов по косвенному контролю доходов и расходов, и они коснутся всех налогоплательщиков.

Помимо этого, в ГФС планируют усилить отслеживание доходов высокопоставленных чиновников и тщательно анализировать их происхождение.

Также рассматривается возможность слияния НДФЛ и ЕСВ, о чем в Минфине говорили еще год назад. Сроки реализации данной меры в меморандуме не указаны, но прорабатывать ее будут уже с января 2017 года.

Из явно позитивных шагов — дальнейшая реформа таможни. В частности, развитие и масштабное внедрение системы управления рисками, совершенствование процедур определения таможенной стоимости, борьба с контрабандой и коррупцией, появление института уполномоченных экономических операторов. Соответствующий закон должен быть принят в ближайшие месяцы.

Все это должно привести к упрощению таможенного режима и увеличению грузопотока через границу.

Еще одно обязательство — полная ликвидация задолженности по возмещению НДС, решение проблемы с "зависшими" авансовыми платежами по налогу на прибыль. О его замене налогом на выведенный капитал, кстати, в меморандуме нет ни слова.

Неприятный "сюрприз" в МВФ подготовили и для предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения. Фонд видит в этой системе немало пробелов, которые позволяют бизнесу, особенно крупному, избегать уплаты налогов.

В связи с этим МВФ настаивает на "коренной реформе" упрощенного налогового режима и его максимальном приближении по степени налоговой нагрузки к общей системе.

Если резюмировать заложенные в меморандуме "маркеры", то 2017 год пройдет под знаком очередной порции изменений в системе налогообложения. Причем изменений явно не во всем положительных с точки зрения бизнеса и рядовых налогоплательщиков.

К счастью, МВФ не требует радикального увеличения налоговой нагрузки. В то же время, степень косвенного давления неизбежно возрастет. Хотя бы по той причине, что будут предоставлены более широкие возможности по выявлению сокрытых доходов и активов, вплоть до раскрытия банковской тайны.

Плюс ко всему, к серьезным изменениям следует готовиться малому и среднему бизнесу. Конечно, на первых порах предпринимателям предложат нечто вроде альтернативы "упрощенке", например, фиксированный налог. Но к 2018 году, скорее всего, сфера применения единого налога будет существенно сужена.

Не исключено, что работать на этой системе смогут лишь мелкие предприниматели, ведущие индивидуальную деятельность с крошечным оборотом — до пары сотен тысяч гривень в год.

Более крупному бизнесу придется переходить на общую систему. Выбор будет разве что между "урезанным" вариантом подоходного налога или полноценной уплатой налога на прибыль и НДС.

Наталья Ульянова, партнер ЮФ ICF Legal Service

ГФС налоги МВФ