Бюджет-2017: рента вниз, акцизы вверх, расходы урезать
Поиск баланса пока сводится к оптимизации расходов. Однако в правительстве сомневаются, что это возможно будет сделать без пересмотра налогов. Первые претенденты на повышение - акцизы.
3% ВВП дефицита, окончательная отмена льгот аграриям, снижение ренты на добычу газа и жесткая экономия, в том числе на ремонте дорог.
Таким рискует оказаться проект сметы на следующий год.
Сейчас Минфин над ним работает, а именно собирает бюджетные запросы других ведомств. Пока все традиционно: идет поиск баланса и планы внести свое финансовое детище в парламент к 15 сентября.
Текущий бюджетный процесс отличается от прошлогоднего — нет жесткого противостояния с депутатами на почве налоговой реформы.
К тому же, похоже, что Минфин готов поработать над ошибками и не закладывать в бюджет заведомо нереалистичные доходы — такие как миллиарды от ренты на добычу янтаря, например.
Также в министерстве настроены заложить более реалистичный прогноз по доходам от ренты на нефть.
Министр финансов Александр Данылюк — сторонник среднесрочного планирования. По его мнению, бюджет целесообразно рассчитывать на три года наперед.
Это отображается в текущем бюджетном процессе — ведомства должны подать свои бюджетные запросы на следующий год сразу на 2017-2019 года до 10 августа.
Минфин рассчитывает бюджет на основе первого (оптимистичного) макроэкономического сценария, показатели которого близки к прогнозам МВФ.
Согласно этому сценарию, рост ВВП составит 3%, инфляция — 8,1%. Он предполагает быстрое реформирование экономики при поддержке международного сообщества.
Чем обоснован оптимизм Минфина, трудно понять. На данный момент будущий формат сотрудничества Украины с МВФ не определен. Реформы продвигаются медленно.
Ожидаются недопоступления
Накануне Минфин обозначил основные характеристики доходной части бюджета-2017.
Во-первых, снижение с 1 января 2017 ренты за добычу природного газа с 50% до 29% с глубины залегания залежей в 5000 м. Речь о газе, который используется для обеспечения бытовых потребителей и производителей тепловой энергии.
Это якобы приведет к уменьшению объема поступлений на 9,7 млрд грн.
Во-вторых, бюджет планируется рассчитать исходя из цены на нефть марки Urals почти до 40$ за баррель. Бюджет-2016 рассчитывался исходя из цены в 60 $ за баррель тогда когда она былa уже 40$. Это привело к завышенным показателям по доходам.
Ожидается, что в следующем году поступления по этой статье доходов уменьшатся на 2,8 млрд грн.
В-третьих, поступления ренты с добычи янтаря будут определены без учета легализации добычи янтаря. По факту это исправление прошлогодней ошибки.
Рента на добычу янтаря оказалась ложным компенсатором —предполагалось, что она позволит привлечь 1 млрд грн. Легализовать добычу "солнечного камня" не удалось. По итогам полугодия фактические поступления немногим превысили 0,5 млн грн.
В-четвертых, повышение порога размера пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания с трех минимальных зарплат (4 800 грн — в 2017 году) до 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц (12 470 грн)
В-пятых, снижение поступлений части чистой прибыли госпредприятий, на 3,8 млрд грн. Причина — Минфин планирует вернуться к меньшей доле отчислений нежели 75% от чистой прибыли, что должно позволить предприятиям аккумулировать капитал для инвестиций в производство.
В-шестых, уменьшение прибыли Национального банка на 7,7 млрд грн от утвержденного на этот год показателя в 38 млрд грн.
Прогноз по объему перечисленной прибыли в бюджет дает Нацбанк и в последние годы эта цифра уменьшается. Так, в бюджете 2015 года она составляла 60,5 млрд грн.
Проблема трех дефицитов
Подход к формированию расходной части бюджета кратко можно описать одним словом — экономить.
В более расширенном варианте это звучит так: "оптимизировать расходы главных распорядителей бюджетных средств путем исключения неприоритетных и неэффективных расходов […]; не допустить финансирования программ, полномочия на проведение которых не определены нормативно-правовыми актами".
Еще один шаг, к которому готовится министерство: передача отдельных расходов на местные бюджеты. Из-месяца в месяц они показывают профицит и замысел в том, чтобы максимально их загрузить.
В частности, на местные бюджеты планируют передать расходы по оплате коммунальных услуг и энергоносителей в коммунальных учреждениях сферы здравоохранения.
Представители Кабмина в разговоре с ЭП отмечают, что по пессимистичному сценарию субвенции местным бюджетам на медицину и образование могут быть урезаны в общей сумме на 16 млрд грн.
Расходы на оборону и безопасность планируется определить в размере 5% ВВП из которых 3% — на оборону.
Расходы на работу Фонда энергоэффективности планируются в размере 800 млн грн.
По информации ЭП, поиск баланса пока сводится именно к оптимизации расходов, а не повышению налоговых ставок. Хотя уже ведутся разговоры о том, что сделать это, не затронув налоги, будет довольно трудно.
Первые претенденты на повышение – акцизы. Уже порядка двух месяцев в правительстве обсуждается законопроект об индексации акцизов на уровень инфляции. Минфин закладывает ее в расчеты проекта сметы и допускает, что одной индексацией дело может не обойтись.
Как объяснил ЭП собеседник в Министерстве финансов, сейчас речь о том, чтобы изыскать средства на перекрытие, условно, трех дефицитов.
Первый — критический — по защищенным статьям бюджета. Речь о социальных расходах, которые должны финансироваться обязательно.
Второй — законодательный — новые законы, например о госслужбе или судебной реформе — недешевое удовольствие.
И, наконец, третий дефицит связан с тем, что задекларированные реформы не совпадают с финансовыми возможностями государства. Например, ведутся дискуссии вокруг того, чтоб выделить 5 млрд грн на поддержку аграрной отрасли, если Рада примет концепцию реформирования ее госсподдержки.
Спорный фонд
Из новшеств расходной части — Минфин настроен на создание Дорожного фонда.
В пояснительной записке говорится, что расходы Укравтодора в размере 14 млрд грн должны перевести из общего фонда госбюджета в спецфонд с целью создания Дорожного фонда.
Раньше Минфин выступал против создания Дорожного фонда, объясняя это тем, что госбюджет должен иметь возможность для маневра и определения приоритетов на год. Предполагалось, что спецфонд сможет работать только за счет инвестиционных средств и кредитов.
Сейчас Минфин тоже против. "Мы против каких-либо фондов, которые привязывают доходы к конкретным расходам. Мининфраструктуры никакого отношения к администрированию акциза с топлива не имеет, но почему-то считает, что может лишить бюджет возможности направлять эти деньги на приоритетные статьи расходов", — говорит представитель министерства.
Сломить позицию Минфина позволило наличие политической воли — в мае премьер-министр Владимир Гройсман заявил о том, что "Кабинет Министров работает над созданием отдельного дорожного фонда в составе госбюджета".
На ремонт дорог из бюджета на самом деле пойдет не все — 7 млрд грн из этой суммы планируется потратить на возврат долгов.
К тому же, это меньше 18,7 млрд грн, предусмотренных в 2016 году. И это не совсем согласовывается с планами министра инфраструктуры Владимира Омеляна выделить на дороги в 2017 вдвое больше средств.
На практике идея с Дорожный фондом может оказаться сомнительной победой с точки зрения цены вопроса.
В качестве источников его пополнения называют акцизный налог с топлива, ввозную пошлину на нефтепродукты, плату за проезд автомобильными дорогами. Но не все эти источники сейчас работают.
Например, платных дорог в Украине нет. Их появление возможно только при наличии альтернативных бесплатных и, как объяснил в интервью ЭП министр инфраструктуры Владимир Омелян, в случае принятия новых дорожных законов, в том числе законов о дорожном фонде и концессии.
До тех пор плата с дорог будет источником наполнения дорожного фонда исключительно на бумаге.
В Мининфраструктуры это понимают.
"Пока все цифры по бюджету в переговорном процессе, но есть два момента в отношении Дорожного Фонда. Важно понимать, что реально решает его создание", — отмечает собеседник издания в министерстве.
По его словам, дорожный фонд следует запускать тогда, когда будут аккумулированы все необходимые ресурсы и понятен их объем. Собеседник утверждает, что можно и сейчас принять закон о дорожном фонде с его вступлением в силу в 2019 году.
Переходной период в два года, считает представитель министерства, можно было бы потратить именно на капремонт, в том числе мостов, 80% которых сейчас в аварийном состоянии.
"Сегодня мы имеем четвертый год подряд "нули" по капитальным расходам. Все, что сейчас делается, это текущий средний ремонт. Как по мне, пускай было бы миллиардов девять из общего фонда госбюджета, из них 2 млрд — на капремонт, а остальное — на развитие сети и эксплуатацию. Это даже лучше, чем 6,5 млрд грн, но из Дорожного фонда", - подытожил чиновник.
Минсоц определил проблемы
Финансирование дорожной отрасли – не единственный проблемный вопрос бюджета-2017. Взгляды Минфина и Минсоцполитики на социальную политику в следующем году также совпадают не полностью.
В распоряжении ЭП оказалось письмо Минсоца на имя министра финансов Александра Данылюка, в котором министерство очертило свой круг проблемных вопросов.
Объем доходной части проекта бюджета Пенсионного фонда Украины на 2017 год определен в сумме 300,2 млрд грн и учитывает поддержку из госбюджета в сумме 184,7 млрд грн.
Продление ограничений по выплатам пенсий работающим пенсионерам (сейчас они получают 85% пенсии) и нормы о прекращении выплаты пенсий прокурорам, позволит сэкономить в следующем году 2,7 млрд грн.
У Минфина другие расчеты: расходы на Пенсионный фонд прогнозируются в размере 154,6 млрд. грн.
Второй спорный вопрос касается повышения зарплат.
Как следует из письма, министерство настаивает на том, чтобы бюджет был рассчитан с учетом разработанных Минсоцом поправок относительно минимальных размеров оплаты труда.
Согласно им, "минималка" должна быть повышена в полтора раза. Пока это требование Минфином не учтено. С одной стороны, это логично: Минфин не может рассчитывать проект сметы только на базе действующего законодательства.
С другой стороны, есть нестыковка — индексацию акцизов, которая также еще не утверждена, Минфин в проекте бюджета уже учитывает.
Повышать соцстандарты в следующем году планируется на уровень инфляции+2%.
Запланированный рост социальных стандартов в 2017 году, грн | с 1 января | с 1 мая | с 1 декабря |
Минимальная зарплата | 1 600 | 1 684 | 1 762 |
Размер должностного оклада работника I тарифного разряда | 1 335 | 1 419 | 1 497 |
Прожиточный минимум | 1 544 | 1 624 | 1 700 |
- для детей в возрасте до 6 лет | 1 355 | 1 426 | 1 492 |
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет | 1 689 | 1 777 | 1 860 |
- для трудоспособных лиц | 1 600 | 1 684 | 1 762 |
- для лиц которые потеряли трудоспособность | 1 247 | 1 312 | 1 373 |
Еще один проблемный момент — монетизация льгот, но не всех, а только некоторых. Например, льготы на проезд, телефонная связь, зубопротезирование и некоторые другие. По информации ЭП, ориентировочная цена вопроса монетизации — 27-33 млрд грн.
Монетизация льгот на оплату коммунальных услуг не поддерживается в связи с необходимостью одновременной монетизации субсидий.
"Учитывая прогнозную численность получателей субсидий - до 9 млн cемей - и значительный финансовый ресурс на предоставление субсидий, возникает беспокойство в способности своевременного и полного финансирования наличных выплат льгот и субсидий населению", — пишет Минсоц.
По информации ЭП, Минфин готовится к расходам на субсидии в следующем году в пределах 60 млрд, хотя Минсоц говорит о большей цифре - 65 млрд грн.
Далее будет…
Несовпадение во взглядах по поводу расходов на те или иные нужды — обычное дело в отношениях Минфина и распорядителей бюджетных средств. Последние традиционно требуют больше, чем бюджет может себе позволить, тогда как Минфин отталкивается в основном от будущих доходов казны.
В этом вопросе пока все туманно. Немаловажный момент — ее нужно согласовать с государственной фискальной службой. "Насиров (глава ГФС, ЭП) пока не согласен с прогнозами Минфина по доходам. Он ожидает, чтто их будет меньше", - говорит собеседник ЭП в министерстве.