Признаки провала: “Космо” потеряла 23 млн грн из-за IBM

Признаки провала: “Космо” потеряла 23 млн грн из-за IBM

Среда, 17 августа 2016, 10:06 -
Один из крупнейших в мире поставщиков IT-решений, компания IBM, провалила внедрение системы управления предприятием Oracle ERP в сети магазинов “Космо”. ЭП выяснила, почему это произошло

Один из крупнейших в мире поставщиков IT-решений, компания IBM, провалила внедрение розничной версии системы управления предприятием Oracle ERP в сети магазинов "Космо".

Из-за этого "Космо" лишилась 23 млн грн., потраченных на интеграцию, а ее планы за два года увеличить количество магазинов в четыре раза сорвались.

Компании судятся уже год.

Все началось в 2012 году, когда "Космо" приняла стратегию расширения сети с 60 до 250 магазинов до конца 2016 года.

Реклама:

Мощности действующего программного обеспечения для этого не хватало, поэтому пришлось искать альтернативу. Остановились на системе управления предприятием Oracle ERP, предназначенной для розничной торговли — Oracle Retail.

По всем критериям эта система идеально подходила под задачи сети. А наибольшим опытом ее внедрения обладал IBM.

ЭП разбиралась в том, почему столь многообещающее на старте сотрудничество обернулось убытками.

Компания с мировым именем

На тот момент в Украине не было ни одного примера интеграции Oracle Retail. В России такие проекты можно было пересчитать на пальцах одной руки.

Альтернативы IBM, как интегратора, не было.

Кроме того, Игорь Маркелевич, директор по IT ООО "Суматра-ЛТД" (ТМ "Космо"), безоговорочно верил в имидж IBM, как компании с мировым именем, которая способна внедрить систему Oracle на предприятии любого масштаба.

"Мы входили в этот проект с ощущением того, что благодаря компании с таким именем и опытом реализуем у себя очень серьезный продукт, который сильно продвинет наши бизнес-процессы и наш бизнес. Этот проект также был интересен IBM, потому что наша компания выступала в роли "ворот" на рынок Украины", — говорит Георгий Шейко, генеральный директор "Космо".

В 2012 "Космо" за 5,4 млн грн. купила у ООО "Айкюжн" лицензию на коробочную версию Oracle Retail, а в 2013 заключила контракт с ООО "ИБМ Украина" — официальным украинским юридическим лицом американской корпорации IBM.

По договору, поставщик IT-решений с мировым именем должен был внедрить Oracle Retail за 7 месяцев — в период с 31 марта по 31 октября 2013.

Руководство розничной сети настолько верило в IBM, что перед заключением контракта даже открыло новый склад, рассчитанный на обслуживание 250 магазинов.

Первые предвестники неприятностей появились через неделю. Согласно договору, команда из шести технических специалистов IBM должна была ежедневно в полном составе работать на территории главного офиса "Космо" в Киеве.

На деле там появлялись, как правило, только два человека — руководитель проекта и технический специалист. Неудивительно, что за 7 месяцев проект продвинулся всего на 15%.

График внедрения системы был нарушен еще летом и IBM требовал продлить срок сдачи на месяц.

Для "Космо" это означало участие в проекте 60% персонала в высокий сезон зимних праздников. На такие условия предприятие пойти не могло, потому что на кону стояла треть годовой прибыли.

Тогда стороны договорились практически заморозить проект до весны. 

О том, что у розничной сети рухнули планы запустить 1 января 2014 процесс интенсивного открытия новых магазинов уже никто не вспоминал.

Попытка номер два, попытка номер три

"Космо" и IBM вернулись к проекту в мае 2014. Интегратор с мировым именем снова требовал продления сроков и увеличения суммы контракта.

Заказчик согласился дать время до 31 октября 2014, но финансовые условия оставил без изменений. Ближе к осени стало окончательно ясно, что IBM не справится.

"Когда мы увидели, что опять срываются сроки, то предложили запустить Oracle Retail хотя бы для пяти магазинов и для небольшой физической области нашего склада.

Мы сказали им: "Сделайте нам работоспособную систему для малой части торговой сети, мы потом сами установим ее на всю сеть". Они моментально приняли наше предложение, а срок сдачи перенесли на 28 февраля 2015", — вспоминает директор по IT "Космо".

Но это уже не имело значения.

Вскоре из московского офиса IBM приехал новый проектный менеджер. Он провел аудит проекта, опросил команду и затем объявил, что план проекта изначально составлен неправильно и вся система не заработает. Поэтому представители IBM предложили Шейко составить новый план и начать работу на новых финансовых условиях.

Последовавший отказ со стороны руководства "Космо" перевел взаимоотношения компании с IBM в юридическую плоскость. С 31 августа 2015 между предприятиями начался судебный процесс.

Розничная сеть требует вернуть 23 млн грн, потраченных на внедрение Oracle Retail.

Предприятие обосновывает свои требования тем, что оно так и не получило конечный продукт в виде работающей системы.

А IBM в суде настаивает на том, что создавать продукт и не собиралась, а лишь оказывала услуги по внедрению отдельных модулей системы. 

Первые две судебные инстанции встали на сторону "Космо", обязав IBM вернуть 14 млн грн за выполненные работы.

Но 20 июля 2016 Высший хозяйственный суд отменил эти решения и отправил дело в Хозяйственный суд Киева на новое рассмотрение. Впрочем, в своем вердикте кассационная инстанция все-таки признала, что IBM создавала продукт, а не оказывала услуги. 

"В целом IBM довольна недавним решением Высшего хозяйственного суда", — сообщила "Экономической правде" Татьяна Любимова, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций "ИБМ Украина".

При этом она воздержалась от более подробных комментариев, сославшись на то, что судебное разбирательство не завершено.

Переоценили себя

По мнению Шейко, проект провалился из-за того, что специалисты IBM знали продукт Oracle Retail поверхностно. Они неправильно оценили его масштабы, стоимость и временные интервалы этапов внедрения.

Это мнение подтверждает Сергей Литвиненко, генеральный директор центрального офиса корпорации "Галактика" в Украине. Он говорит, что для внедрения Oracle ERP на предприятии необходима команда из 15-50 человек со стороны интегратора и примерно столько же со стороны заказчика.

Длительность проекта в среднем составляет 18-24 месяца. При этом, согласно мировой статистике, более половины проектов заканчиваются с нарушением сроков.

"Конфликтные ситуации между заказчиком и интегратором нередки. Но обычно они не становятся достоянием общественности и решаются на основе компромисса.

Причин тому несколько.

Прежде всего, внедрение ERP – это крупный длительный проект, за который ответственность несет не только интегратор, но и заказчик.

Второй причиной являются разногласия в трактовке размытых, нечетких требований в техническом задании", — объясняет Литвиненко.

Хорошим выходом при конфликте было бы привлечение "арбитра" для проведения независимого аудита проекта, считает Литвиненко.

Между тем, "Космо" во время судебного процесса продолжает вести переговоры с IBM о заключении мирового соглашения.

На заметку

В декабре 2015 года мировые СМИ сообщили, что DHL получила 345 млн евро убытков из-за неудачного внедрения программного комплекса SAP силами специалистов IBM.

"Мы надеемся, что главный исполнитель, отвечающий за программу, полностью выполнит свои обязательства по договору", — заявил тогда представитель Deutsche Post DHL Group Даниэл Макгра (Daniel McGrath).

Реклама: