ProZorro наоборот: как продать активы банков-банкротов подороже
24 июня был подписан меморандум о сотрудничестве Фонда гарантирования вкладов, Минэкономразвития, НБУ и Transparensy International Ukraine.
Ведомства заявили о начале создания системы электронных аукционов для продажи имущества ликвидируемых банков на основе технологий ProZorro.
Если цель ProZorro — как можно дешевле и эффективнее закупить товары и услуги, то цель новой системы — как можно дороже и прозрачнее продать.
Глава ФГВФЛ Константин Ворушилин ранее заявлял, что всего в 2016 году фонд планирует получить от неплатежеспособных банков около 7,5 млрд грн, в основном, за счет реализации их активов.
Как реализуются активы
Всего на балансе ФГВФЛ находится активов на сумму около 440 млрд грн. Активы обанкротившихся банков включают в себя транспорт, недвижимость, имущество банков, кредиты, предоставленные физическим и юридическим лицам.
Сейчас фонд реализует проблемные активы через отдельный портал. Любой желающий может выбрать интересующий его лот, оставить заявку, после чего с ним связываются представители фонда и объявляют о дате и месте аукциона.
По правилам аукцион проходит при участии не менее двух участников.
Все торги проходят в основном посредством электронных аукционов через разрозненные сайты-площадки. Обычно на сайте фонда раз в неделю появляется информация о всех активах, реализованных за прошедшую неделю. Так, 13 по 17 июня было реализовано имущества на сумму 42,2 млн грн.
Всего, по словам Ворушилина, за первые пять месяцев 2016 года было продано активов на 1 млрд грн. Фонд, добавил чиновник, в 2016 году хочет получить от неплатежеспособных банков 7,5 млрд грн, в основном, за счет продажи активов.
Тем не менее, у существующей системы реализации активов есть значительный недостаток — отсутствие полной прозрачности.
"Если в системе есть лишь одна точка доступа, существует большой риск и недоверие, что этой точкой доступа будут манипулировать. Условно говоря, если есть один сайт, на котором все показывают, будут говорить: "О, так у вас есть возможность самое "вкусное" не выставлять и не показывать", — говорит замминистра экономического развития и торговли Максим Нефьодов.
При этом сами участники не совсем довольны порядком доступа к площадкам. "Иногда покупатели жалуются на трудности, возникающие в процессе регистрации для участия в аукционе или в ходе торгов", — отмечает директор департамента консолидированной продажи и управления активами ФГВФЛ Юлия Берещенко.
К тому же, несмотря на отчеты фонда, проверить, соответствуют ли они действительности, и насколько честно прошел аукцион, также невозможно.
В этом плане у электронной системы госзакупок ProZorro, которая уже помогла сэкономить 2 млрд грн, и на базе которой будет создаваться система электронных аукционов для продажи имущества банков, большое преимущество.
|
|
|
|
||||
Натисніть для збільшення |
ProZorro 2.0
"Неформально мы называем эту систему "ProZorro наизнанку" — "Назорро". Если там идут электронные аукционы на понижение цены, то здесь — на повышение, по принципу необходимости продать активы проблемных банков как можно дороже и вернуть часть вкладов вкладчикам", — говорит Андрей Марусов, глава организации Transparensy International Ukraine, которая управляет ProZorro.
Новая система будет отдельным продуктом, а не дополнением к ProZorro.
"Это абсолютно новый продукт с отдельным брендом. Что будет общее? Над ним работает наше команда с теми же принципами. Кроме того, мы будем использовать архитектуру ProZorro, потому что эта архитектура хорошо подходит для решения задач продажи активов", — добавил Нефьодов.
Как отмечается, это будет система с IT-архитектурой распределенных аукционов с отсутствием возможностей для внешнего влияния на центральную базу данных.
Как и в ProZorro, к центральной базе данных будут подключаться различные площадки-биржи по предварительной аккредитации. Далее организатор принимает решение о продаже, подает заявку на биржу. Работу с клиентами обеспечивают биржи, клиент может выбрать любого организатора торгов.
Во время аукционов идет обмен информацией с базой данных. Таким образом, следить за ходом торгов на разных биржах можно будет на одном сайте.
"Новая система выгодна и для бирж: создаются единые правила. К системе сможет подключиться любая биржа. Комиссию получит та, через которую к торгам подключился победитель аукциона. Каждая биржа будет заинтересована найти покупателя и получить свои комиссионные", — добавляет Берещенко.
В фонде ожидают, что система повысит конкуренцию среди площадок и увеличит число инвесторов, а значит — и поступления от продаж. В Transparensy International отмечают, что не видят в системе крупных коррупционных рисков.
"Мы понимаем, что в тендерах коррупционные схемы порою закладываются еще на этапе планирования. Предмет закупки выписывается так, что предложить товар может всего одна фирма. Очевидно, что такие же риски будут возникать и с продажей проблемных активов. Новая система не будет антикоррупционной панацеей, как и сама по себе система ProZorro", — отмечает Марусов.
Явный плюс ProZorro — открытый модуль аналитики, позволяющий любому желающему мониторить эффективность закупок, проверять информацию о поставщиках и закупщиках, отслеживать потенциальные коррупционные риски, благодаря чему некоторые коррупционные схемы удается пресекать.
"Надеемся, нам удастся договориться об использовании тех же инструментов и создать тот же механизм, который позволит каждому в простом и понятном виде следить за статистикой и за всем, что там происходит", — говорит Нефьодов.
Сейчас команда ProZorro и фонд готовят нормативную базу для таких аукционов. "Рассчитываем, что в июле или начале августа проведем тендерную сделку и попробуем продать какой-нибудь стул через эту систему", — добавляет он.
Ожидается, что в режиме пилота новый проект проработает до осени 2016 года, а в рабочий режим запустится в конце 2016 года — в начале 2017 года.
Применимо везде
"Стратегически мы хотим вовлечь в эту систему и другие органы власти. У нас была встреча c замглавы ФГИ Андреем Гайдуцким. Он выразил желание пустить малую приватизацию через новую систему", — говорит Марусов. По его словам, система пригодна и для аукционов на право аренды государственных земель.
"Это будет революция с точки зрения открытости информации. Все будет в одном месте. Любой журналист или бизнесмен сможет зайти через одну точку входа и получить всю необходимую информацию", — заверяет Марусов.
Система универсальна, подтверждает Нефьодов. "ФГВФЛ поставил колоссальную задачу, это проект размером с ProZorro. Если инструмент окажется эффективным, то его можно будет применять и для многих других целей", — говорит он.
К слову, команда из "Фонда инноваций и развития" во главе с Георгием Вашадзе, соратником Михеила Саакашвили, заканчивает работу над чем-то подобным.
Созданная ими система eAuction 3.0 — площадка для проведения электронных аукционов на базе "блокчейн", децентрализованной системы хранения баз данных, у которой отсутствует сервер-монополист, — также предлагает все виды государственных и финансовых услуг, которые используют принцип аукциона.
"Это аренда прав имущества, приватизация и продажа, имущество и земля отдельно, аренда рекламных мест, лицензии, которые выдаются на аукционах, госрезервы. В дальнейшем — финансовый сектор: конфискованное и залоговое имущество", — заявлял менеджер проекта электронных аукционов Лаша Антадзе.
"Первые торги пройдут 7 июля в Одессе. Мы продадим через аукцион входной билет на крупную IT-конференцию. Его начальная цена - 10 долл. Участники торгов будут ее поднимать. Вырученные средства пойдут на развитие е-Аuction 3.0. Это будет первый в мире blockchain-аукцион", — заявил Антадзе.