Разыскиваются богачи. Какой "сюрприз" Насиров готовит украинским миллионерам
Государственная фискальная служба обратила внимание на зажиточных украинцев.
Намерения налоговиков вроде серьезны. Пункт на эту тему есть в последней редакции проекта меморандума с МВФ.
Как сообщают собеседники ЭП в Кабмине, появился он там именно с подачи ГФС.
"Украинская сторона завершает разработку законопроекта, который установит критерии определения "владельцев крупного капитала", введет для них новую программу проверок и предоставит ГФС инструменты для выявления недобросовестных налогоплательщиков, включая возможность доступа к данным банковского счета таких лиц", - говорится в проекте меморандума.
Доступ к данным возможен при условии мощных защитных механизмов. Важно минимизировать возможность злоупотреблений со стороны фискалов.
ЭП выясняла, что кроется за этими формулировками, и каковы намерения ГФС в отношении богатых украинцев.
ГФС работает над критериями
"Речь идет о том, чтобы создать офис по обслуживанию крупных плательщиков-физлиц", - объяснил суть замысловатого пассажа глава ГФС Роман Насиров. Такой офис уже есть, но только для юрлиц.
Как следует из документов, которые оказались в распоряжении ЭП, идея создать офис обсуждалась в 2015 году с экспертами бюджетно-налогового департамента МВФ и представителями департамента казначейства США. Законопроект на эту тему планировалось разработать до конца 2015 года, но процесс застопорился.
В распоряжении ЭП оказалась предварительная версия изменений в законодательство, которую нарабатывала ГФС.
Владельцами крупного капитала предлагалось признать конечных бенефициаров крупных налогоплательщиков или украинцев с долей капитала 20% и выше в иностранных компаниях, которые задекларировали доход 10 и более млн евро.
В качестве физлиц с высоким уровнем доходов также рассматривались граждане с годовым доходом свыше 50 млн грн.
За неподачу или несвоевременную подачу декларации предлагалось штрафовать. Размер штрафа - 25% суммы начисленного НДФЛ.
За не весь задекларированный доход мог грозить штраф в размере 3% суммы незадекларированного дохода. Если же зажиточный гражданин ничего не задекларировал, ему вменялся штраф в размере 25% определенной фискалами суммы налоговых обязательств. Выглядят наработки следующим образом.
|
|
||
Натисніть для збільшення |
Эти поправки не окончательны.
"Критерии пока обсуждаются. Доля капитала может быть и 10%+. Мы бы хотели сделать критерии более дискретными. У нас много компаний, которые прошли IPO. Есть топ-менеджмент в частном секторе, который владеет небольшим пакетом акций, но получает высокую зарплату.
Можно ввести комбинированный критерий для тех, кто одновременно владеет пакетом акций и занимает управляющую должность в компании - крупном плательщике", - говорит Насиров.
По его словам, критерии могут коснуться и чиновников - топ-менеджеров, которые официально получают зарплату, условно, 12 тыс грн, но владеют другими активами и получают с них доход.
В мае 2016 года работа ГФС в этом направлении активизировалась.
По данным источников ЭП, глава центрального офиса ведомства по работе с крупными налогоплательщиками Евгений Бамбизов предложил провести выборку физлиц, которые получили доход за 2015 год свыше 50 млн грн и являются бенефициарами одного или нескольких крупных налогоплательщиков.
Выборка ему понадобилась в преддверии встречи с представителями казначейства США.
Мотивы-перспективы
Как следует из документов, основная цель нового офиса - повысить налоговую дисциплину среди физлиц с высоким уровнем дохода.
"Смысл в том, чтобы они централизовано платили налоги, а мы получили понятную картину связей между корпорациями-юрлицами и физлицами-бенефициарами этих компаний, - объяснил ЭП Бамбизов.
Понимание этих связей поволит ГФС в том числе более эффективно обнаруживать возможные схемы ухода от уплаты налогов.
Опрошенные ЭП эксперты сомневаются в том, что фискалам поможет новый офис.
"Все схемы ухода от уплаты налогов известны. Выявлять физлиц-уклонистов можно независимо от того, в каком офисе они обслуживаются. Функционал ГФС позволяет их достать. Главное - желание", - отметил в комментарии ЭП руководитель налогово-юридической практики "EY в Украине" Владимир Котенко.
По его словам, в офис попадут только те плательщики, которые и так платят налоги и декларируют доходы. Те же, кто уклонялся, продолжат искать возможности для уклонения независимо от места регистрации.
"В Англии и Франции создание структуры по работе с физлицами имело смысл - там сложная система налогообложения физлиц. В Украине налогообложение физлиц простое, поэтому очевидных оснований для создания отдельной структуры нет", - говорит партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов.
В Украине, по его словам, граждане с высокими доходами тесно связаны со своими бизнес-группами, и если этих людей рассматривать вне корпоративной системы взаимосвязей, отдав их в другой офис, то это лишь все запутает.
"Логично, чтобы ими занималась структура, которая работает с крупными налогоплательщиками-юрлицами. Искать концы структур и их бенефициаров надо, но это часть корпоративной структуризации - львиная доля схем приходится именно на операции юрлиц", - говорит эксперт.
По прогнозам Бамбизова, офис может заработать с начала 2017 года.
"С методологией сопровождения физлиц и критериями мы определимся за месяц-два. В части подготовки законопроектов работы до конца 2016 года хватает. Законодательная база не приспособлена к сопровождению физлиц. Нужно решить много вопросов - от предоставления банковской информации до применения непрямых методов налогообложения", - говорит Бамбизов.
По его словам, ГФС сначала нужно определиться с критериями, потом станет понятно, сколько физлиц под них подпадет.
В Минфине с запуском офиса спешить не готовы. Уровень тенизации доходов граждан высокий, и если ориентироваться на нынешнюю статистику, выборка будет неполной. В первую очередь, будут видны "белые" физлица.
"Сказать, что офис заработает прямо сейчас, нельзя. Пока у нас не будет результатов нулевого декларирования, выявить определенную категорию украинцев будет сложно", - говорит собеседник ЭП в Министерстве финансов.
Загвоздка в том, напоминает он, что МВФ против нулевого декларирования. Таким образом, эффективность работы подобного офиса пока под вопросом.
Как известно, Насиров и глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина допускают старт нулевого декларирования в конце 2016 года. Минфин же, по данным ЭП, склонен повременить.