Топливная революция. Власти просчитывают последствия повышения цен на газ
Первыми решениями правительства Владимира Гройсмана стало повышение цены на газ для населения, а вместе с ним - увеличение цены продажи газа собственной добычи для "Укргаздобычи", и повышение социальных стандартов.
Эти решения по-разному повлияют на население, но оба они выгодны Кабмину.
Выравнивание цены на газ поставило точку в затянувшемся выполнении непопулярного требования МВФ.
Украинская сторона сможет использовать это решение в дальнейших переговорах с фондом о получении следующего транша кредита.
Повышение социальных стандартов - пряник, призванный задобрить население и снизить градус напряжения от непопулярного решения.
По такому же пути в свое время пошел, будучи премьером, Арсений Яценюк. Повышая в 2015 году тарифы, он предложил населению бонус в виде субсидий на коммунальные услуги. Тогда это снизило риски массовых протестов.
Не выходя за рамки
Повышение цены на газ повлекло за собой корректировку бюджета. Так, Кабмин увеличил доходы и расходы сметы на 6,7 млрд грн. В итоге доходы казны на 2016 год запланированы в размере 601,8 млрд грн, расходы - 674,5 млрд грн.
На вопрос ЭП о том, насколько изменения согласованы с МВФ, и как они отразятся на дефиците бюджета, Владимир Гройсман сказал: предельный уровень дефицита госбюджета не превысит согласованный с МВФ показатель - 3,7% ВВП. "Бюджет абсолютно сбалансирован", - подчеркнул премьер.
Правительство уменьшило поступления по НДФЛ на 0,4 млрд грн. Это результат отмены с 1 мая налогообложения пенсий.
В данном случае Кабмин сыграл на опережение. В марте Конституционный суд начал рассмотрение дела по представлению 48 народных депутатов относительно законности налогообложения пенсий отдельных категорий граждан.
"Если КС признает налогообложение пенсий незаконным, нам придется возмещать сумму уплаченных налогов c момента их введения. Так мы предотвратили возможный рост расходов", - сообщил ЭП источник в Минфине.
Кабмин увеличил доходы казны от ренты на газ на 3,8 млрд грн, налога на прибыль - на 1,2 млрд грн, НДС - на 2,1 млрд грн. Корректировка доходов произошла в расчете на дополнительные налоговые поступления от УГД.
Дополнительный ресурс решено направить на повышение соцстандартов. В 2016 году планировалось повышать их дважды на 6%: 1 мая и 1 декабря. В среду Кабмин решил отойти от этого плана и с 1 декабря повысил их на 10%.
Размер минимальной зарплаты по сравнению с маем 2016 года вырастет на 10,4% вместо предусмотренных 7%. Расходы госбюджета для Пенсионного фонда - на 577 млн грн до 145,5 млрд грн. Прожиточный минимум изменится так.
Источник: Минфин
Также, по данным источников ЭП, Минфин готовит комплексные поправки в закон о госбюджете по итогам полугодия. На повестке дня - секвестр. Минфин, говорит источник, видит, что в зоне риска - доходы на сумму 40 млрд грн, в том числе по ренте с добычи полезных ископаемых и налогу на прибыль.
Субсидии ждут перемены
Еще одна строка расходов сметы - субсидии для населения. По информации Минрегионстроя, на конец 2015 года субсидии получали 30% семей. В 2015 году по сравнению с 2014 годом количество получателей субсидий выросло в 2,5 раза. Параллельно увеличиваются и расходы госбюджета.
Похоже, эта тенденция сохранится. Как заявил министр финансов Александр Данылюк, расходы на субсидии в 2016 году планируется увеличить еще на 5,2 млрд грн до 40 млрд грн. Сейчас субсидии получают около 6 млн человек. После повышения тарифов количество реципиентов может увеличиться до 7-7,5 млн.
Сколько семей ежемесячно получали субсидии, млн
Источник: Минрегионстрой
В правительстве признают: система субсидий несовершенна. Задержки в расчетах приводят к долгам госбюджета перед коммунальными предприятиями. Кабмин видит необходимость менять правила. Начать планируется с монетизации остатков неиспользованной в отопительный сезон суммы субсидии.
"Минсоцполитики вместе с Минфином отрабатывают эту технологию. Все субсидии монетизировать будет трудно. Много рисков. Первый - ежемесячно нужно будет выделять "живые" деньги (сейчас взаимозачет по субсидиям происходит автоматически в системе. - ЭП).
Второй - выплату субсидий "живыми" деньгами будет тяжело администрировать. Третий - нет никаких гарантий уплаты гражданами этих средств по своим счетам", - сообщил в комментарии ЭП вице-премьер Павло Розенко.
А вот монетизация суммы экономии, по его словам, - это, с одной стороны, единовременный платеж в конце сезона, с другой - стимул для экономии.
Как сообщил Розенко, система прорабатывается и может быть применена только в 2017 году по окончании отопительного сезона 2016-2017 годов.
В качестве последствия от повышении тарифов вице-премьер не исключает риска неуплаты населением коммунальных услуг, но это может произойти "только с началом отопительного сезона".
Коммуникационная кампания по его мнению, должна иметь три составляющие. Первая - четкое обоснование установления единой цены на газ. Вторая - обеспечение субсидиями всех, кто не может самостоятельно "вытянуть" цены. Третья - необходимость принимать меры по энергосбережению.
Пока есть полгода для коммуникаций с обществом. Насколько эта работа будет успешной, настолько и уменьшится риск кризиса неплатежей.