Что не так с Пенсионным фондом
ЭП разбиралась, насколько смета Пенсионного фонда является сбалансированной и бездефицитной. Выводы - не в пользу Кабмина. Он в очередной раз предпочел реалиям красивую бюджетную картинку.
В начале декабря 2015 года глава Пенсионного фонда Николай Шамбир заявил, что в случае снижения ЕСВ до 20% в бюджете фонда образуется дыра в размере 124 млрд грн.
ЕСВ, как известно, основной источник пополнения Пенсионного фонда.
Позже стало известно, что цифры Минсоцполитики не совсем совпадают с цифрами Минфина. Так, Минфин в разгар бюджетного процесса искал компенсаторы для "дыры" в размере 95 млрд грн.
Еще позже, 25 декабря 2015 года, парламент таки проголосовал бюджетный пакет законов и снизил ставку ЕСВ до 22%.
А 10 марта 2016 года Кабмин внезапно принимает бездефицитный бюджет Пенсионного фонда.
ЭП разбиралась, насколько принятая смета действительно является сбалансированной и бездефицитной. Выводы - не в пользу Кабмина. Он в очередной раз предпочел реалиям красивую бюджетную картинку.
Бюджетное ярмо
В истории независимой Украины бюджет ПФ всегда был дотационным. Правительство придумывало различные способы его поддержки из госбюджета. Например, в 1994 году бюджет ПФ официально включили в госбюджет и сбалансировали его с доходами и расходами в размере 100 трлн крб.
В том же году появился весьма любопытный способ финансирования ПФ - 80% поступлений от приватизации поступало в госбюджет, из которых 30% направлялось на покрытие расходов ПФ. Правда, в бюджетах следующих лет это распределение не встречалось.
В 1997 году бюджет Украины впервые был рассчитан в гривне. В нем появилась новая строчка расходов - компенсация задолженности перед Пенсионным фондом по социальным выплатам.
С годами палитра государственных "содержантов" менялась - в основном, увеличивалась, но отдельные категории пенсионеров в ней были всегда. Например, пенсии военным платились из казны с начала 1990-х годов.
Позже ПФ стал "внебюджетным", но каждый год из бюджета в бюджет кочевали две строчки расходов: трансферт на выплаты, которые не закрываются солидарной пенсионной системой и регулируются отдельными законодательными нормами (пенсии военным и ученым), а также трансферт на покрытие дефицита.
Так было до недавних пор. В декабре 2015 года Кабмин решил изменить бюджетную картинку по ПФ и соединил эти две строчки.
"Тут "зашита" уловка. Объединение не меняет сути, но позволяет манипулировать цифрами. Уже не видно, куда идут деньги, что из этой суммы должно доплачивать государство, а что - добавили на покрытие дефицита в связи со снижением ЕСВ", - отметил ЭП первый замминистра финансов в 2014-2015 годах Игорь Уманский.
По его мнению, бюджет ПФ нельзя назвать бездефицитным. Бездефицитный - это когда расходы бюджета покрыты соответствующими источниками доходов. С этой точки зрения утвержденный бюджет бездецифицитный. С другой - он максимально далек от режима самообеспечения.
"Расходная часть ПФ запланирована в размере 256,4 млрд грн, а собственных доходов у фонда - аж 109,9 млрд грн. Все остальное будет перекрываться из госбюджета. Ситуация, когда из госбюджета ПФ получает сумму, которая в полтора раза превышает его собственные доходы, означает лишь одно - бездефицитность эта только на бумаге", - говорит Уманский.
С таким источником выравнивания бюджета, по его словам, сбалансированным может быть все, что угодно.
Как латали дефицит
Размышляя над вопросом, как можно выйти на бездефицитный бюджет ПФ, на ум приходит одно: увеличенная субвенция из госбюджета. Это действительно так, субвенцию увеличили, но дело не только в ней. Кабмину пришлось пойти и на другие шаги, чтобы снизить ЕСВ и подготовить бездефицитный проект ПФ.
"Снижение ЕСВ привело к тому, что часть доходов ПФ, которую нам нужно финансировать из бюджета, увеличилась. Все эти доходы будут профинансированы. Рисков недофинансирования Пенсионного фонда нет", - отметила в комментарии ЭП замминистра финансов Оксана Маркарова.
В цифрах поиск компенсаторов выглядит так.
В сопроводительных материалах к проекту Налогового кодекса Минфин оценивал стоимость 1 п. п. ставки ЕСВ для сводного бюджета 5 млрд грн.
Чтобы перекрыть дыру от снижения ЕСВ, решили: дотацию из госбюджета-2016 увеличить на 50,1 млрд грн, выделить фонду из госбюджета-2015 14 млрд грн, которые пошли пенсии января, "подтянуть" 2% ЕСВ - ставку снизили не до 20%, а до 22%, что дало ПФ 10 млрд грн, провести верификацию - плюс 5 млрд грн.
Определенный "плюс" изыскали в расходной части.
Как следует из стенограммы предновогоднего заседания бюджетного комитета Верховной Рады, Минфин оценил продление ограничений по выплатам для работающих пенсионеров дополнительными 3,2 млрд грн для ПФ, пересмотр списков по выходу на пенсию - 0,1 млрд грн.
Делалась ставка на "плюс" от ограничений максимального размера пенсий на уровне 10 740 грн и увеличения максимальной базы начисления ЕСВ с 17 до 25 прожиточных минимумов.
По словам Маркаровой, Минфин не закладывал в расчеты бюджета ПФ эффект от детенизации, но очень надеется на нее - любая детенизация означает, что из бюджета нужно будет выделять меньше средств.
Ставка на ФОП
В неформальных разговорах в правительстве отмечают: больше рисков, что дотации ПФ из бюджета придется увеличивать, а не наоборот. Причина тому - плохое самочувствие экономики.
Философия снижения ЕСВ заключалась в том, что часть освобожденных ресурсов от уменьшения налоговой нагрузки бизнес направит на увеличение зарплат. Соответственно, увеличится сбор от ЕСВ и собственные доходы Пенсионного фонда. Эти планы нашли свое отображение в прогнозах по фонду оплаты труда.
В 2015 году бюджет ПФ рассчитывался исходя из объема ФОП в размере 467 млрд грн. В 2016 году ФОП прогнозируется в размере 565,7 млрд грн.
По данным Минфина, в январе ФОП составил 42,5 млрд грн, что на 7,4 млрд грн больше, чем в январе 2015 года. Тем не менее, на вопрос, каким будет дальнейший рост, и что станет его причиной, однозначного ответа нет.
Да, говорит директор департамента социальной политики ФРУ Юрий Кузовой, предприятия получили от снижения ставки ЕСВ некую виртуальную экономию. Почему виртуальную? Снижение ЕСВ не означает, что бизнес получил "живые" деньги. Это означает, что в будущих периодах у него уменьшатся расходы.
Однако это не предполагает, что сокращение расходов сразу превратится в прибыль. Последнее возможно при условии, что у предприятия сохранится объем производства и реализации товаров как минимум по прошлогодним ценам.
"Если ставка ЕСВ снизилась, а объем реализации продукции упал, как у металлургов, то как они могут увеличивать зарплаты?" - спрашивает Кузовой.
По его словам, в 2015 году часть предприятий воспользовалась нормой, которая позволяла снижать ЕСВ с применением коэффициента 0,4 при пропорциональном увеличении зарплат. Таких предприятий, говорит эксперт, было немного - все ждали, останется ли коэффициент 0,6 с января 2016 года.
"ФОП в 2015 году рос большими темпами, чем в 2014 году. Понятно, свой вклад в эту тенденцию внесла и инфляция. Работодатели понимали, что при росте цен на 43,3% работников нужно стимулировать и повышать им зарплаты. Но я расцениваю тенденцию роста ФОП в том числе и как результат от законной возможности снижать ЕСВ", - отмечает Кузовой.
Экономика может подкачать
Рост доходов от ЕСВ, отмечает Уманский, может дать и рост экономики. Он приведет к увеличению количества рабочих мест, а вместе с ним - и к росту налоговых поступлений. Однако пока у нас нет определенности с составом правительства и перспективами сотрудничества с МФО.
В 2015 году ВВП Украины упал на 9,9% по сравнению с предыдущим годом. Министерство экономического развития и торговли уже ухудшило прогноз роста ВВП в первом полугодии 2016 года с 1% до 0% - плюс-минус 0,5%.
"Пока сценарий получения дополнительных поступлений от ЕСВ за счет экономического роста остается довольно мифическим", - говорит Уманский.
Годовой прогноз фискалов по поступлениям от ЕСВ - 128,4 млрд грн. Картинка по сбору ЕСВ в первом квартале неуверенная: в январе план перевыполнили, в феврале - недовыполнили. По итогам квартала рассчитывают выйти в плюс.
Динамика поступлений ЕСВ, первый квартал 2016 года
Период | Индикатив | Факт | Отклонение, % |
Январь | 8,96 | 10,37 | 115,7 |
Февраль | 10,15 | 9,47 | 93,3 |
Март (ожидается) | 10,40 | 10,40 | 100 |
Источник: Минфин
Как сообщила в комментарии ЭП замминистра финансов Елена Макеева, на первый квартал 2016 года индикатив по ЕСВ составляет 29,5 млрд грн. Фактические поступления ожидаются на уровне 30,2 млрд грн. Это 75,6% к этому же периоду 2015 года. В первом квартале 2015 года собрали 40,1 млрд грн.
На данный момент проанализировать эффект от снижения ставки ЕСВ до 22% невозможно - отчетность по ЕСВ подана только за январь 2016 года.
"Поступления ЕСВ на 2016 год планировались по консервативному сценарию, без учета выхода зарплаты из тени", - уверяет Макеева. Поэтому, по ее словам, Минфин не видит рисков недопоступления ЕСВ ниже запланированного уровня.