Украинская правда

"Фактор" Тищенко и Пашинского. Кто уводит у Коломойского технологическую нефть?

В Украине может появиться еще одна частная вертикально-интегрированная компания. Близкая к влиятельному "фронтовику" Сергею Пашинскому группа собирается запустить Одесский НПЗ. Сырьем послужит государственная технологическая нефть, на которую также нацелилась группа "Приват".

Одесский нефтеперерабатывающий завод ищет нефть, чтобы загрузить свои мощности.

В случае удачи, вслед за "Приватом" в Украине де-факто появится еще одна частная вертикально-интегрированная нефтяная компания.

При этом пассивным участником процесса, как это часто бывает, может стать государство, а дивиденды будет получать "частный партнер".

В случае с Одесским НПЗ речь идет о группе "Фактор" Сергея Тищенко, близкого к влиятельному "фронтовику" Сергею Пашинскому.

К государственной нефти, которая хранится на НПЗ днепропетровской группы, проявила интерес госкомпания "Укртранснефтепродукт", рассказал журналистам гендиректор "Укртранснафты" Николай Гавриленко.

Нефть нужна "Укртранснефтепродукту" для запуска Одесского нефтеперерабатывающего завода.

Дело за малым – договориться с группой "Приват".

"Ничья" нефть

Прошло уже полтора года с тех пор как "Укртранснафта", возгавляемая еще "приватовцем" Александром Лазорко, выкачала более 600 000 тонн технологической нефти.

Меньшую половину отправили на хранение в резервуары "Укртранснафты", большую – на хранение на НПЗ группы "Приват". Мотив этих действий выглядел благородно – не допустить ее захвата сепаратистами на востоке страны. Игорь Коломойский даже предлагал дать Лазорко звание Героя Украины.

Но чем дальше, тем бледнее выглядит фигура народного героя. Поначалу Лазорко заключил "приватовскими" НПЗ договоры о безвозмездном хранении технологической нефти сроком на год. Однако вскоре появились дополнительные соглашения, которые сократили этот срок до 90 дней.

Сейчас на трех НПЗ – Кременчугском, Надвирнянском и Дрогобычском – хранится 380 000 тонн государственной нефти.

В 2015 году стоимость хранения зафиксировали на уровне 6,4 грн/тонну – выходит около 2,4 млн грн в день.

Попытки госкомпании получить сырье назад ни к чему не приводят – "Приват" требует расплатиться за хранение, государство отказывается. Пока идут суды – "приватовский" счетчик продолжает тикать.

По словам Гавриленко, сейчас НПЗ оценивают сумму задолженности со стороны "Укртранснафты" в 700 млн гривен. Но и это не предел.

Стоимость нефти на мировом рынке за последние полтора года снизилась более чем вдвое. Упала в цене и технологическое сырье "Укртранснафты". Нынешняя цена – более 2 млрд гривен.

"Если применить расчет хранения нефти на протяжении двух лет, то по сути стоимость хранения перекроет стоимость самой нефти", – говорит Гавриленко.

Новый игрок

Госкомпанию "Укртрансфнефтепродукт" создали в 2006 году для управления локальными нефтепроводами.

Формально она никак не связана с группой "Фактор" Сергея Тищенко. Это государственная компания, которая находится в управлении Министерства энергетики.

Но, как уже писала "Украинская правда", государственное и частное предприятия объединяет тесная кооперация благодаря продаже конфискованных нефтепродуктов все с того же Одесского НПЗ. Эта история стала поводом для прошлогоднего расследования "Украинской правды".

Вот ее краткое содержание.

Одесский НПЗ остановился в феврале 2014. Годом ранее предприятие у российской группы "Лукойл" Вагита Алекперова купил младоолигарх Сергей Курченко. Крах режима Януковича оказался фатальным для одного из "кошельков" беглого президента. Его активы и счета арестовали, а сам он пустился в бега.

Из-за расследования МВД под арестом оказалось имущество НПЗ и сам завод. Пострадал из-за этого не только Курченко, но и российский банк ВТБ, в залоге у которого находился НПЗ.

Остатки топлива на базах компании передали на хранение "Укртранснефтепродукту". Участники рынка связывали работу этого госпредприятия с фигурой Сергея Тищенко – совладельца группы "Фактор" – и нардепа Сергея Пашинского. Косвенным подтверждением этого стала схема реализации нефтепродуктов – "Укртранснефтепродукт" привлек для продажи фирму "Укройлпродукт", которая входит в группу "Фактор".

Сделкой заинтересовались СБУ и Генпрокуратура. Сумма убытков государству, которые нанесли менеджеры "Укртранснефтепродукта", в материалах дела оценили в 341 млн грн.

Тищенко в комментарии к прошлому материалу отрицал как тесные связи с Пашинским, так и занижение цены при продаже нефтепродуктов. Сейчас он отказался от комментариев.

В декабре 2014 года благодаря решению Приморского суда Одессы, НПЗ и вовсе перешел под контроль "Укртранснефтепродукта".

14 декабря его принял новый директор госкомпании Александр Горбунов. До работы в "Укртранснефтепродукте" он занимал должность директора по вопросам строительства заправочной сети компании "Фактор".

"Мы сейчас занимаемся инвентаризацией и готовим завод к запуску", – рассказывал Горбунов Liga.net в середине декабря.

Правда, источник поставок сырья для запуска оставался неизвестным.

Министр энергетики Владимир Демчишин называет основным морской способ доставки нефти на завод. "Откуда – рано говорить. Для запуска необходимы средства и проведение ремонтных работ, это займет определенное время. Думаю, это будут месяцы", – рассказал Демчишин в прошлую пятницу на заседании парламентского комитета по ТЭК.

Оказалось, что есть и альтернативные варианты – экс-менеджер "Фактора" рассчитывает на технологическую нефть "Привата".

Теоретически это возможно. Сама нефть не является предметом спора с "Приватом" в судах, ее можно продавать или покупать. Топ-менеджер "Укртранснафты" говорит, что, учитывая сложную ситуацию, есть два варианта ее продажи, которые он будет предлагать НАКу.

"Мы ее продаем с отсроченными обязательствами по оплате нам либо стоимости нефти по цене через год-три, либо возврате в систему этой же нефти", – рассказал Гавриленко. – Кто ее купит, нам все равно".

Эту схему он намерен предложить руководству НАК "Нафтогаз України", который на 100% владеет "Укртранснафтой". В НАКе идея не вызывает отторжения.

"Если они ее смогут забрать у "Привата" – пусть пробуют", – говорит один из топ-менеджеров НАК.

Таким образом, у Игоря Коломойского и Сергея Тищенко появился повод для переговоров.

Другое дело, что технологической нефти, которая находится на хранении у "Привата", надолго не хватит. В прошлые времена Одесский НПЗ перерабатывал около 2,5 млн тонн сырья в год. Запуск завода ради двух-трех месяцев работы для государства практически наверняка обернется убытками. Маржа достанется частному партнеру НПЗ.

Препятствием в этой схеме может стать лишь позиция "Привата". Если суды затянутся и, в конечном счете, Фемида станет на сторону "Привата", ситуативные партнеры группе Игоря Коломойского будут ни к чему.

НПЗ "Привата" смогут попытаться получить нефть просто так – в счет оплаты за хранение.

Андрій Самофалов, при поддержке фонда "Відродження", УП 

Пашинский авиация Приват Укртранснефть Одесский НПЗ