Андрей Третяк: За 25 лет "МЕГАБАНК" стал партнером самых мощных компаний мира
PROMOTED
"МЕГАБАНК" активно работает в агробизнесе. Это и партнерские программы по покупке сельхозтехники, и участие банка в сельскохозяйственных выставках и других отраслевых мероприятиях. В общем, специализация "МЕГАБАНКА" на аграрном секторе очевидна. С чем это связано?
Уникальность почв, климатических условий, люди, сохранившие любовь к земле… Все это делает агробизнес одним из самых перспективных направлений экономики. Несмотря на кризисы, сельское хозяйство Украины всегда демонстрировало устойчивый рост. В "МЕГАБАНКЕ" понимают перспективность этого бизнеса, и это понимание разделяют наши иностранные акционеры - Европейский банк реконструкции и развития, крупнейший европейский банк KfW и Международная финансовая корпорация, структура Мирового банка. Это во-первых.
Во-вторых, аграрный бизнес - это отрасль, которая в силу определенных особенностей крайне нуждается в финансовой поддержке. И мы эту поддержку оказываем, предоставляя набор продуктов, призванных решить проблемы сельхозпроизводителей. Таким образом, за 25 лет существования банка сложились партнерские отношения со многими клиентами с различным масштабом бизнеса по всей стране.
С 2012 года объем предоставленного "МЕГАБАНКОМ" финансирования предприятиям сельскохозяйственного сектора составил более полутора миллиардов гривен, и сейчас постоянными клиентами банка являются сотни предприятий агросектора.
Вы сказали о неких особенностях аграрного бизнеса. В чем они заключаются?
Основная особенность – сезонность, т.е. четкая привязка производства к определенным датам: посевную, сбор урожая и прочие мероприятия нельзя перенести. Вторая особенность – непрерывность производственного цикла. Можно выключить компьютер, остановить станок или закрыть торговый зал, а со временем довольно быстро все восстановить. Но нельзя остановить рост пшеницы или "выключить" корову, которая нуждается в корме и уходе. Все это влечет за собой необходимость получения финансирования точно в срок и в нужных объемах.
Каким образом вы оцениваете необходимость и объемы финансирования столь специфического бизнеса? Банкиры стали агрономами, специалистами в области животноводства и освоили тонкости зернотрейдинга?
Конечно, банкиры остались банкирами, но для того, чтобы работать на этом рынке, нужно четко представлять себе, чем живет производитель, что кроется за цифрами объемов реализации, прибыли и т.д. Нужно детально разбираться во всем производственном цикле – начиная от закупки семян и заканчивая реализацией урожая. Сейчас у нас много специалистов, имеющих соответствующее образование и опыт работы в отрасли. Причем эксперты "МЕГАБАНКА" подчас разбираются в ситуации лучше, чем сами производители, потому что банкиры, имея за плечами опыт работы с сотнями клиентов, видят ситуацию на рынке в целом и уже буквально чувствуют тенденции и тренды. И что особенно ценится клиентами, эксперты "МЕГАБАНКА" всегда готовы в нужный момент помочь не только деньгами, но и советом, который иногда дороже финансовых вливаний.
Авалирование векселей, т.е. гарантирование банками обязательств покупателей перед поставщиками, – тренд, который набирает обороты и постепенно вытесняет традиционное кредитование...
И "МЕГАБАНК" - на острие этого тренда, особенно в агробизнесе. Сельхозпроизводители охотно идут на вексельные операции, решая таким образом вопрос с привлечением оборотных средств, причем решая дешевле, чем при обычном кредитовании. Банки авалируют эти векселя, а поставщики посевного материала, удобрений и техники принимают их к оплате. Это вполне цивилизованная и удобная схема привлечения средств, которая работает только при одном очень важном условии – поставщик должен доверять банку, который авалировал вексель, т.е. гарантировал обязательства того, кто этот вексель выдал. Нет доверия – и схема распадается. Аграрный рынок глобализируется так же, как и любой другой, и нынешние поставщики сырья и техники – транснациональные корпорации с миллиардными оборотами. У них свои критерии оценки надежности, и критерии очень жесткие, без всяких поправок на "региональные особенности". И "МЕГАБАНК" соответствует всем необходимым критериям.
Что это за компании?
Это, например, швейцарская компания "SYNGENTA", один из мировых лидеров в области производства средств защиты растений и семеноводства, подразделение немецкого концерна "BAYER", которое занимается средствами защиты растений, селекцией и производством семян, крупнейший химический концерн "BASF", мировой лидер поставок брендовых постпатентных средств защиты растений "ADAMA", который набирает обороты в Украине, крупный немецкий производитель сельскохозяйственной техники "CLAAS" и другие известные на рынке структуры. Менеджмент этих предприятий, используя европейские критерии для оценки финансовых учреждений, признал "МЕГАБАНК" банком, гарантиям которого можно доверять.
Продолжая тему нетрадиционных форм взаимодействия банка и бизнеса, можно пару слов о документарных операциях?
Банковская гарантия, т.е. документарный аккредитив, является банковским обязательством и, с одной стороны, дает возможность продавцу товара, работ или услуг не зависеть от платежеспособности покупателя, а с другой стороны, дает покупателю уверенность в том, что оплата будет произведена за фактически поставленный продавцом товар, выполненные работы или оказанные услуги.
Механизм банковских гарантий и документарных аккредитивов был давно разработан на Западе и широко используется участниками торговых операций, т.к. эта схема удобна для всех участников сделок. Мы активно проводим подобные операции, но многие клиенты узнают об этом механизме от нас, и мы совместно внедряем его в повседневную практику. На сегодня этот способ гарантирования сделок используется преимущественно во внешнеэкономической деятельности.
Почему?
Дело в том, что репутация украинских компаний еще не успела сформироваться. По европейским меркам, где есть фирмы со столетней историей, наш бизнес еще слишком юн, а потому для западных партнеров порой не понятен и даже вызывает настороженность. Как выходить из этой ситуации? Только привлечением надежного партнера для совершения сделок, которым и становится банк.
Любой банк?
Было бы прекрасно, если бы слова "украинский банк" имели те же коннотации, что и "швейцарский банк". Но, к сожалению, пока это не так, и далеко не каждый украинский банк может выступать гарантом при совершении международных сделок. Это, как и в случае авалирования векселей, вопрос репутации, доверия иностранных партнеров. Тебе доверяют – ты есть на этом рынке, не доверяют – завоевывай доверие и жди, когда тебя пригласят в высшую лигу.
"МЕГАБАНК" уже там. Достаточно сказать, что нашими партнерами по документарным операциям являются такие известные финансовые организации, как Commerzbank AG, Deutsche Bank AG (Германия), Citibank Europe Plc. (Великобритания) и их разветвленные сети банков-корреспондентов. Поэтому "МЕГАБАНК" может предложить своим клиентам осуществление операций с контрагентами из фактически любой страны мира - от стран Азии и Африки до Европы и обеих Америк.
Завершая разговор, хотелось бы спросить о кредитовании внедрения энергосберегающих технологий. Судя по размещенной на сайте "МЕГАБАНКА" информации, это преимущественно партнерские программы с западными инвесторами. Западные партнеры пытаются таким образом подтянуть Украину к европейским стандартам?
Да, действительно, мы реализуем ряд программ по энергоэффективности с Европейским банком реконструкции и развития, Мировым банком и еще несколькими авторитетными организациями. Но это не значит, что "МЕГАБАНК" выступает просто техническим партнером для западных программ. Дело в том, что мы ощущаем себя по-настоящему европейским банком, переняв от своих европейских учредителей не только стандарты ведения бизнеса, но и уже во многом – мировоззрение. Поэтому "МЕГАБАНК" инвестирует в рациональное использование энергоресурсов не только привлеченные извне, но и собственные средства. На наш взгляд, это важная для экономики, да и для будущего Украины точка приложения усилий. Инвестиции в энергосберегающие технологии - это часть реализации идеологии социально ответственного бизнеса и наш вклад в превращение Украины в сильное, по-настоящему европейское государство.