Электронное администрирование НДС. "А схемы и ныне там"
Cпустя полгода после полноценного запуска системы электронного администрирования НДС стало понятно: система частично оправдала ожидания не только государства, но и мошенников.
Cпустя полгода после полноценного запуска системы электронного администрирования НДС стало понятно: система частично оправдала ожидания не только государства, но и мошенников.
СЭА вводилась для устранения схем по минимизации обязательств по НДС.
В Минфине планировали, что ее запуск обеспечит дополнительные поступления в бюджет и выведет НДС из тени.
С поступлениями от НДС в 2015 году сложилось относительно неплохо. Девальвация, инфляция и запуск СЭА сделали свое дело: поступления от этого налога показали положительную динамику.
Cогласно официальным данным, в январе-сентябре поступления импортного НДС составили 98,8 млрд грн, внутреннего - 76,3 млрд грн. Прирост импортного НДС по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составил 24,7 млрд грн, внутреннего - 16,3 млрд грн.
При этом полностью устранить мошенничество не получилось. Букет схем с НДС видоизменился, а озвученные ранее опасения, что внедрение СЭА приведет к вымыванию оборотных средств бизнеса, подтвердились.
Системный эффект
Система электронного администрирования НДС в тестовом режиме начала работать с 1 февраля 2015 года. С 1 июля 2015 года она введена на постоянной ocнове. За пару месяцев правила ее работы менялись несколько раз. Последнее обнуление формулы произошло 3 августа.
"С 3 августа в системе учтены все замечания и устранены недостатки. Ее функционирование положительно повлияло на поступления налога в бюджет", - отмечают в пресс-службе ГФС.
В частности, в марте-сентябре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года задекларированные налоговые обязательства выросли на 10,7 млрд грн. Рост составил 20,2% - с 52,8 млрд грн до 63,4 млрд грн.
Поступления от НДС увеличились на 32%, с 46,6 млрд грн до 61,5 млрд грн. В том числе в июле - с 7,3 млрд грн до 8,1 млрд грн, в августе - с 5,9 млрд грн до 9,7 млрд грн, сентябре - с 6,4 млрд грн до 8,6 млрд грн.
"Среднемесячные поступления выросли на 2,1 млрд грн или 32%. Речь о росте с 6,7 млрд грн до 8,8 млрд грн", - сообщили в ГФС.
Согласно официальным данным, с 3 августа по 28 октября 2015 года в СЭА зарегистрировано 50 млн налоговых накладных и расчетов корректировок на 229 млрд грн и 199 тыс таможенных деклараций на 35 млрд грн.
"Система работает в штатном режиме, сбои при уплате налогов отсутствуют", - заверяют в пресс-службе ГФС. Бизнес утверждает обратное.
Подозрение на вмешательство
Cитуация с протестами со стороны бизнеса против СЭА пошла на спад, но, отмечает в разговоре с ЭП зампредседателя Совета федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, это не значит, что проблем нет. По его словам, есть проблема с возвратом НДС в системе. В чем суть?
На первое число месяца предприятия, не имея зарегистрированных от контрагентов накладных, вносят предоплату на казначейские счета. После того как контрагенты регистрируют накладные, компании по своему балансу получают подтверждение о том, что у них переплата, объясняет Олейник.
Соответственно, государство должно им вернуть эти деньги. "Налоговая эти суммы признает, но не возвращает. Основной аргумент - в законодательстве нет механизма возврата. По нашим ощущениям, это несколько миллиардов гривен, но ГФС точных сумм не называет", - говорит он.
Есть отрасли, которые не смогли приспособиться к новым правилам. Например, перерабатывающие предприятия, которые закупают молоко у населения.
По словам вице-президента УСПП Юлии Дроговоз, раньше они, как и все, начисляли налоговые обязательства, но перечисляли их не в бюджет, а в спецфонд. Дальше деньги со спецфонда направлялись на выплату дотаций за молоко и мясо в живом весе в пользу аграрных производителей.
"Налоговые обязательства и тогда были большие (не было налогового кредита, если закупка шла у физлиц), но поскольку они в конечном итоге направлялись для расчетов с сельхозпроизводителями через систему дотаций, то перерабатывающие предприятия могли выживать", - объясняет она проблему.
С 1 января 2015 года их перевели на общую систему, при которой переработчики должны платить и аграрным производителям, и налоговые обязательства по НДС.
"Нагрузка увеличилась в два раза. Теперь продукцию из натурального молока предприятия отправляют на экспорт, а продукция из сухого молока идет на внутренний рынок Украины", - подчеркнула Дроговоз.
Множество претензий касается момента депонирования средств. "Налогоплательщики отмечают, что в связи с некоторыми недостатками, изначально заложенными в систему, им нужно депонировать средства. Это вымывает оборотный капитал", - говорится в отчете бизнес-омбудсмена.
Корректировка законодательства в июле не смогла устранить эту проблему.
Натисніть для перегляду документа (pdf) |
Добросовестные плательщики зависимы от дисциплинированности третьих лиц - контрагентов. Проблема в том, что если по каким-либо причинам контрагенты не смогли зарегистрировать свои накладные или же зарегистрировали их с ошибкой, поставщики должны выделять собственные средства на депонирование.
"Мы предлагаем отменить депонирование счетов оборотными средствами предприятий", - говорит заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак.
С одной стороны, говорит он, ГФС не подтверждает и никогда не подтвердит случаи ручного влияния на систему. С другой - жалобщикам сложно трактовать по-другому некоторые факты, которые имеют место при работе с системой.
Признаки ручного вмешательства, объяснил Грегирчак, это когда информация, которая должна отображаться в сальдо, не отображается в нем.
"Бывают случаи, когда в один момент времени регистрируется накладная, и этот факт влияет на сальдо. А потом оно каким-то загадочным образом меняется обратно, а накладная оказывается незарегистрированной", - объясняет он.
Сейчас у плательщика нет возможности увидеть движение средств по НДС-счету. Этими данными располагают только налоговики. "Подтвердить, что это результат ручного вмешательства, нельзя. Однако какой-либо другой вывод не напрашивается", - говорит Грегирчак.
Решить данную проблему могло бы внедрение кабинета каждого налогоплательщика. Тогда плательщик смог бы видеть информацию по счету, в том числе - как формируется сальдо, подытожил он.
Схемы превращаются в схемы
"До запуска СЭА бюджет в месяц недополучал 4-5 млрд грн НДС. Основная причина - использование фиктивного налогового кредита", - уточнил источник издания в правительстве.
Две самые популярные схемы - формирование фиктивного налогового кредита за счет завышения расходов и за счет "воздуха". В первом случае речь шла о закупке товаров и услуг по завышенным ценам, во втором - о закупке несуществующих товаров.
По словам собеседника издания, до запуска СЭА приход от "ям" составлял 2/3 от общего фиктивного кредита. Ориентировочно равные доли приходились на покупку незаконного импортного и внутреннего налогового кредита. Примерно 5% занимал фиктивный налоговый кредит сельхозпроизводителей.
После внедрения СЭА ситуация изменилась. Запуск электронной системы администрирования привел к тому, что так называемый воздушный налоговый кредит ввести в реестр налоговых накладных стало сложнее.
Сумма недопоступлений в бюджет сократилась, но проблема не исчезла. Попытки манипуляций с импортным и аграрным налоговыми кредитами продолжаются.
"Поскольку минимизировать обязательства по НДС сложнее, стоимость незаконных услуг существенно подорожала. Если раньше импортный налоговый кредит стоил 2% стоимости, то теперь - 6%. Цена сельскохозяйственного налогового кредита увеличилась с 1% до 4%", - отмечает собеседник ЭП.
Как происходит правонарушение с импортным налоговым кредитом?
Например, импортер ввозит апельсины по заниженной цене, платит НДС, продает их в Украине за наличные по реальной рыночной цене, а чтобы не платить налог с дополнительно вырученной прибыли, оформляет документы на реализацию товара в адрес "серого" транзитера с минимальной наценкой от цены ввоза.
Оба получают выгоду: импортер скрыл реальную прибыль, а транзитер получил документы на приход товара с НДС. Потом может выясниться, что при дальнейшей продаже апельсины превратились в платья, косметику и телевизоры.
В аграрном секторе происходят другие случаи. Например, есть фермерское хозяйство, которое располагает 100 га земли. Хозяйство собирает и выращивает различные культуры - сою, пшеницу, подсолнечник.
Средняя урожайность в регионе позволяет собрать с гектара 1,5 тонны определенной культуры. При сопоставлении объемов реализации получается, что предприятие продало в 40 раз больше урожая, чем могло вырастить, и зарегистрировало на эту сумму накладную. Это признак мошенничества.
По данным ГФС, в августе одна компания из Киевской области попыталась зарегистрировать налоговые накладные по отгрузке сои на 43,4 млрд грн. Компания задекларировала продажу 5 млн тонн сои, в то время как совокупный урожай сои в Украине за последние два года не превысил 3,9 млн тонн.
Подобные схемы сезонные - компании активно регистрируются в период сбора урожая. При этом все они работают на едином налоге. По информации источника ЭП, на начало сентября рискованными на предмет фиктивного налогового кредита считались около 800 сельскохозяйственных компаний.
Еще один вид нарушений касается нетипичного экспорта. Например, компания, которая производит оборудование, под видом сока вывозит из страны тару для получения возможности не платить НДС от результатов основной деятельности.
Как утверждают в правительстве, на 1 ноября выявлено 133 млрд грн фиктивного налогового кредита. Из этих сумм в бюджет могло не поступить 40 млрд грн.