Итоги девяти месяцев Кабмина: где реформы
11 декабря этого года заканчивается срок программы действий правительства.
В кулуарах вокруг этой даты витает много слухов. Один из них - неприкосновенность правительства может закончиться вместе со сроками действия программы.
Так, ее невыполнение может стать формальным поводом для отставки действующего Кабмина.
Не секрет, что с реформами в этом году не сложилось - их уровень выполнения очень низкий.
"Это связано не так исключительно с премьером или правительством, как с неспособностью коалиции в целом принимать решения. Все реформы уперлись в отсутствие политической воли и популизм депутатов. Вы же видите, что не оппозиция, хочет менять правительство, а члены коалиции", – заявляет старший советник "Альфа-банка" в Украине Роман Шпек.
Будущее реформ зависит от двух факторов: сможет ли власть сохранить действующую, или же создаст новую коалицию, и то, как оценят происходящее в Украине ключевые международные фигуры.
Сейчас в Украине находится миссия МВФ. На прошлой неделе приехал министр финансов Джейкоб Лью. В декабре ожидается визит вице-президента США Джозефа Байдена. Европейцы также будут приезжать.
"Мир готов поддерживать Украину, но он не может вставлять мозги нашим политикам", - говорит Шпек.
Программа действий правительства и Коалиционное соглашение – два из пяти программных документов, определяющих ход реформ в нашей стране.
В своей реформаторской деятельности государство ориентируется также на Соглашение с ЕС, Меморандум с МВФ и Стратегию-2020.
На днях Национальный совет реформ презентовал свой отчет о темпах реформ по итогам девяти месяцев текущего года.
Из него следует: лучше всего в стране с децентрализацией и реформой в сфере управления госсобственностью. Хуже – с реформами госуправления и энергетики.
Антикоррупционная реформа | Выполнено 45% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Кабмин утвердил госпрограмму по имплементации Антикоррупционной Стратегии на 2015-2017гг.; - Утвержден состав Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики. Артем Сытнык назначен директором НАБ; - 18 марта 2015 г. Кабмин создал Нацагентство по противодействию коррупции; - Внедрена новая система финконтроля, согласно которой декларации об имуществе и доходах/расходах можно подавать в электронном, а не бумажном виде; - В июле 2015г. парламент утвердил порядок создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП); - Минюст запустил реестр коррупционных правонарушителей; - 14 июля парламент открыл реестры собственников транспортных средств и земли; - 8 октября Веховная Рада приняла закон, который предусматривает прямое госфинансирование политических партий с 2017 г. В первом чтении приняты законопроекты о создании специального госоргана по вопросам поиска и распоряжения полученных коррупционным путем активов. |
- Задержка с созданием САП тормозит запуск коррупционных расследований НАБ; - Задержка с созданием Нацагентства по противодействию коррупции не позволяет запустить в срок систему финмониторинга публичных служащих; - Не определен орган по надзору в сфере доступа к информации; - Разработан, но не внесен в парламент законопроект о порядке проверок на добросовестность госслужащих и местных чиновников. |
Судебная реформа | Выполнено 64% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Разработана и утверждена Стратегия реформирования судопроизводства на 2015-2020г.г., а также план ее реализации; - Принят закон "Об обеспечении права на справедливый суд"; - Рада по вопросам судебной реформы разработала проекты изменений в Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный Кодексы и Кодекс административного судопроизводства. Они находятся на этапе публичного обсуждения; - Утвержден порядок о ведении судейского досье; |
- План действий по имплементации Стратегии реформирования судопроизводства требует изменений; - ВККС не начала квалификационное оценивание судей. |
Децентрализация | Выполнено 76% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Утвердить Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти; - В каждой области открыть региональные офисы реформ; - Принять изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы и передать органам местного самоуправления дополнительные полномочия и источники доходов. За девять месяцев текущего года рост доходов местных бюджетов составил 70,9 млрд грн по сравнению с 50,4 млрд грн в 2014 г.; - По состоянию на 30 сентября 19 областей утвердили Перспективные планы формирования территорий общин; - Процесс объединения иницирован в 6 тысячах территориальных общин (больше половины существующих). Осенью 2015г. в 159 объединенных территориальных общинах прошли первые выборы мэров и депутатов местных советов. - В первом чтении приняты изменения в Конституцию относительно децентрализации, Рада приняла закон "О местных выборах"; - Минрегион внедрил он-лайн платформу Фонда регионального развития. Отбор инвестпроектов впервые происходит не в ручном режиме, а на конкурсной основе. Создается Координационный совет доноров, который будет определять приоритетные сегменты для направления международной помощи. |
- Без принятия изменений в Конституцию невозможно провести комплексную реформу местного самоуправления во всех отраслях и сферах; - Не приняты законопроекты "О местном самоуправлении в Украине" (новая редакция), "О префектах", "Об основах и порядке решения вопросов территориально-административного деления Украины"; - Следует разработать предложения относительно оптимизации территориальных органов власти, сформировать перспективную модель административных округов. - Необходмио имплементировать законодательство о реализации проектов межрегионального сотрудничества. |
Реформа госуправления | Выпонено 33% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Принята стратегия реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления; - Законопроекты "О госслужбе" (№2490) и "О службе в органах местного самоуправления" (№2489) приняты в первом чтении; - Разработана стратегия реформирования госуправления до 2020 г. |
- Не удалось принять закон "О госслужбе" и внести изменения в закон о КМУ и ЦОИВ, как того требует Коалиционное соглашение; - Не удалось сократить излишние и дублирующие функции госорганов, в результате сократить госаппарат и поднять зарплату; - Комплексный анализ и организационная реструктуризация госорганов не проведены; (требование Коалиционного соглашения); - Не получилось перевести госорганы на финансирование в зависимости от возложенных на них задач и результатов выполнения. (требование Коалиционного соглашения). |
Дерегуляция и развитие предпринимательства | Выполнено 56% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Украина присоединилась к Женевской конвенции ООН относительно автотранспорта 1958 г., что позволило отменить обязательную сертификацию новых автомобилей; - Количество видов деятельности, которые подлежат лицензированию, сокращено с 56 до 30; - Ликвидировано монопольное положение "Укрэкоресурсы" на рынке сбора, заготовки и утилизации отходов тары и упаковки; - Срок выдачи фито-санитарного сертификата в портах уменьшился с 5 до 2 дней; - Отменен карантинный сертификат; - Внедрен институт бизнес-омбудсмена; - Выполнено поти 90% планаотносительно имплементации европейских директив в сфере технического регулирования. |
- Задержка с прохождением законопроектов через парламент. В Верховной Раде зарегистрированы 20 законопроектов по дерегуляции, которые ждут своего часа; - Разработка и утверждение лицензионных условий на подлежащие лицензированию виды деятельности ведется с большим опозданием; - Не утверждены законопроекты о четкой процедуре банкротства, выполнения контрактов, регистрации имущества и пр., что стоило Украине 13 мест в рейтинге Doing Business. |
Реформа правоохранительных органов | Выполнено 41% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- 2 июля парламент принял закон о Национальной полиции, который запустил реформу МВД. На данный момент новая патрульная служба работает в четырех крупнейших городах Украины - Киеве, Львове, Одессе, Харькове. | - Не приняты законы "О сервисных услугах и сервисных центрах МВД (предполагает реорганизацию коррупционных МРЭО) и "О государственном бюро расследований". |
Реформа в сфере нацбезопасности и обороны | Выполнено 55% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Украина отказалась от внеблоковой политики и возобновила курс на евроатлантическую интеграцию; - Утверждена новая Стратегия нацбезопасности и Военная доктрина; - Стартовала разработка закона"О планировании в секторе обороны и безопасности Украины"; - Началась разработка программных документов относительно парамилитарных формирований; - Формируются силы спецопераций ВСУ. Уровень выполнения - 20%; - Началась разработка Морской доктрины; - Начато, но не доведено до конца, создание ситуационных центров. |
- Не началась институциональная реформа МВД и Генерального штаба ВСУ; - Основы территориальной обороны Украины пересматриваются слишком медленно; - Необходимо ускорить реформу ВСУ. |
Реформа здравоохранения | Выполнено 55% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- 19 марта приняты законы, позволяющие закупать лекарства через международные организации. В июле-августе МОЗ выбрал детский фонд ООН "ЮНИСЕФ", ПРООН и агентство Crown Agents в качестве агентов для осуществления закупок; - КМУ разрешил МОЗ создать Центр общественного здоровья; - Украина присоединилась к Глобальной инициативе по здравоохранению (Global Health Security Agenda). |
- Не принят законопроект относительно автономии медицинских учреждений; - Не произошла дерегуляции фармацевтического рынка. Не смотря на существование нескольких рабочих групп и различных концептуальных наработок, стратегия его дерегуляции так и не появилась; - Реформа МОЗ не происходит; - Проект Всемирного Банка "Улучшение здравоохранения на службе у людей" за счет кредита в 214 млн. долларов, практически приостановился. |
Налоговая реформа | Выполнено 69% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Прошло обсуждение концепции налоговой реформы в рамках 14 индустриальных и 6 открытых коммуникационных платформ. Запущен Национальный диалог на тему Налоговой реформы; - МВФ и Минфин утвердили реформу ГФС; - Внедрено электронное администрирование НДС; - Минфин подготовил законопроект о синжении ренты для газодобывающих компаний; - Разработана стратегия пересмотра действующих Конвенций об избежании двойного налогообложения в соответствии с модельной конвенцией ОЭСР; - Внесены поправки в закон о ТЦО. |
- Проект нового Налогового Кодекса не подан в срок в парламент. У Минфина и депутатов нет единого видения относительно того, какой должна быть налоговая реформа; - Законопроект Минфина о снижении ренты не принят. |
Программа энергонезависимости и реформа энергетики | Выполнено 31% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Принят закон "О рынке природного газа"; - Снижен объем импорта российского газа за счет наращивания объемов реверсных поставок; - удалось договориться о снижении цены на газ с РФ с 337,1 долларов за тыс куб (I квартал 2015 г.) до 227,4 долларов за тыс куб (IV квартал 2015 г.); - подписано соглашение c Westinghouse о поставках модифицированных топливных сборок и обогащении урана; - Увеличение дешевой и чистой электроэнергии АЭС с 47% до 56%; - Стартовало поэтапное повышение тарифов согласно требованиям МВФ. |
- Не получилось создать стимулы для наращивания отечественной добычи углеродов и привлечения инвестиций в энергетический сектор; - Не удалось снизить рентные ставки на добычу газа (законопроект №2352а); - Не принят закон "О Нацкомисии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг"; - Не удалось внедрить биржевую электронную торговлю углем. |
Продвижение интересов Украины в мире | Выполнено 65% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- В июне 2015 г. подписан протокол с Казахстаном в рамках вступления последнего в ВТО. Казахстан снял ограничения на поставки молочной продукции Украины; - Возобновлено действие Генерализированной системы преференций США (GSP). Получена возможность ввозить в США свыше 3500 видов отечественных товаров; - В ноябре 2015 г. парламент ратифицировал Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли; - 21 октября Украина подала в ВТО первый запрос на проведение консультаций с РФ об ограничении импорта товаров для железной дороги (вагонов, стрелочных переводов и пр.); - С 12 мая внедрена программа по доступу иностранных журналистов в зону АТО; - Подготовлены промоброшюры на разных языках, англоязычные материалы на военную тематику, ряд промороликов (Open for U - об инвестклимате, Grow Ukraine - об агропотенциале, Reform video - о прогрессе реформ, Energy&Energy Efficiency - об энергетике и энергоэффективности). |
- Не сдвинулись с места в выполнении пункта об увеличении в два раза объемов экспорта к 2019 г.; - В зоне риска планы по созданию отделов по международным коммуникациям в органах исполнительной власти и назначению профильных советников; - Программа по стажировке иностранцев в ЦОИВ выполнена на 20%; - Программа по проведению учебных треннингов для представителей экономических миссий Украины реализована только на половину. |
Реформа сельского хозяйства | Выполнено 80% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Реализован пилотный проект в Полтавской области о привлечении капитала для фермеров через аграрный расписки. Эксперимент распространен на Черкасскую, Винницкую и Харьковскую области; - Принято ряд законов по дерегуляции в сфере аграрного сектора, в том числе №191 от 12 февраля этого года об упрощении условий ведения бизнеса, №222 от 2 марта 2015 г.о лицензировании видов хозяйственной деятельности; - Гармонизировано с евростандартами законодательство в сфере обращения с продуктами животного происхождения; - Сохранен льготный режим налогообложения для аграриев. |
- Не получилось приватизировать 86 аграрных ГП. Дополнительно в список было включено еще 15 предприятий. Ни одно из них не передано в управление ФГИУ; - Верховная Рада не приняла законопроект №1159 о передаче в коммунальную собственность земель сельхозназначения; - Не получилось отменить мораторий на продажу сельхозземель. |
Реформа образования | Выполнено 59% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- В парламент внесены два законопроекта: "О профессиональном образовании" и "О научной и научно-технической деятельности". Рассмотрение ожидается в ноябре; - Подписано и ратифицировано Соглашения с ЕС "Горизонт 2020", которая открывает украинским ВУЗам доступ к финансированию научных проектов и разработок. Бюджет "Горизонт 2020" - 80 млрд евро); - Впервые ВНО объединили с итоговой аттестацией по украинскому языку. В последующие годы спектр предметов, по которым планируется совмещение аттестации с ВНО будет расширен; - Пересмотрены учебные программы начальной и средней школ на предмет их перезагрузки. |
- Имплементация закона "О высшем образовании" происходит медленно. Министерство разработало свыше 30 нормативных актов. Из них 19 приняты, остальные - на этапах согласования или пересогласования; - Задержка с рассмотрением на Кабмине законопроекта "Об образовании". |
Реформа финансового сектора | Выполнено 69% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Создано законодательное поле для очищения банковского рынка и сокращения инсайдерского кредитования согласно требованиям МВФ (закон №218 от 2 марта); - Усовершенствован процесс выведения с рынка неплатежеспособных банков (закон №629 от 16 июля). За девять месяцев с рынка выведены 29 банков, за весь 2014 год - 32; - Приняты законы для обеспечения финансовой независимости НБУ;- Появился инструмент создания прогнозированной ресурсной базы для банков (закон №424 от 14 мая). С апреля объем депозитов в нацвалюте растет. ЗВР увеличились с 7,5 млрд долларов по состонию на начало года до 12,8 млрд долларов на 1 октября. Учетная ставка НБУ снижена с 30% до 22%; По состоянию на 22 сентября НКЦБФР возбудила 51 дело о правонарушениях на рынке ценных бумаг. |
- Парламент тормозит принятие 18 законопроектов, которые важны для финсектора. Большинство из них являются требованиями МВФ. В частности речь о законопроекте №2767 о запуске накопительной системы страхования, законопроектах № 2286а и №3111, касающихся защиты прав кредиторов и снижения концентрации кредитных рисков (маяки МВФ); - Не приняты документы №1797-1 "О страховании" и проект закона относительно консолидации функций по госрегулированию рынков финансовых услуг (№2413а). |
Конституционная реформа | Выполнено 56% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Подготовлены изменения в Конституцию; - Изменения в Основной Закон относительно децентрализации получили одобрительный вывод Венецианской комиссии и приняты парламентом в первом чтении; - Изменения в Конституцию относительно правосудия получили предварительный одобрительный вывод Венецианской комиссии; - Изменения в Конституцию относительно прав человека в процессе обсуждения. |
- Все идет по графику. От президента требуется внести в парламент проект изменений в Основной Закон относительно правосудия, после чего Верховная Рада должна отправить их в Конституционный Суд, а после - принять в целом не позже марта 2016 г.; - Изменения в Конституцию относительно децентрализации Рада должна принять не позже января 2016 г. |
Реформа госзакупок | Выполнено 52% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Запуск электронной системы госзакупок ProZorro. По состоянию на 1 октября 2015 г. в системе работает свыше 980 госзаказчиков, объявлено торгов на сумму более 4 млрд грн, средняя экономия составляет 12-18%; - Согласовано новые функции профильного департамента МЭРТ; - Назначен новый и.о. директора ГП "Внешторгиздав"; - Стартовал процесс присоединения Украины к Согласшению с ВТО о госзакупках; - Разработана дорожная карта гармонизации украинской системы закупок с евростандартами. |
- Необходимо принять закон "О публичных закупках"; - Следует разрешить на законодательном уровне использование международных провайдеров облачных технологий для размещения несекретной госинформации; - Необходимо утвердить дорожную карту гармонизации украинской системы закупок с евростандартами. |
Реформа в сфере управления госсобственностью | Выполнено 82% |
Выполнено | Не выполнено/нужно сделать для ускорения |
- Подготовлены отчеты МЭРТ о деятельности ТОП-100 госпредприятий; - Усилены требования относительно аудита финотчетности ГП; - Разработаны законодательные акты о создании набсоветов в унитарных предприятиях и внедрении института независмых директоров; - Кабмин обновил процедуру назначения руководителей крупнейших ГП (изменения в постановление №777 от 3 сентября 2008 г.); - Сделаны шаги для установления четких целей деятельности ГП, а также их спецобязательств; - Проведен анализ портфеля госпредприятий с целью определения стратегии их реструктуризации; - Утвержден указ МЭРТ о пересмотре методологии разработки финпланов для объединения финансовых и стратегических планов в один документ. |
- Рада не утвердила список предприятий, неподлежащих приватизации (законопроект №1567); - Парламент не принял законопроект 2319а относительно усовершенствования процедуры приватизации; - Приватизация крупных стратегических объектов (ОПЗ, облэнерго) перенесена на следующий год. |
Правда, заявленный советом уровень выполнения реформ – весьма условный.
Большинство пунктов в графе "выполнено" касаются не вступивших в силу законов, а документов, которые в худшем случае находятся на согласовании в Кабмине, в лучшем – прошли первое чтение в парламенте.
"Из всех пяти документов лучше всего выполняется Меморандум с МВФ", – отметил в разговоре с ЭП собеседник из Администрации президента.
В отличие от других документов, за невыполнение меморандума Украине грозит вполне конкретный и очень болезненный "кнут" - срыв программы финансирования.
Украинцы о проходящих в стране реформах не сильно осведомлены. Согласно исследованию компании ТNS, граждане плюс-минус в курсе об изменениях в сфере нацбезопасности и обороны, а также о реформе правоохранительной системы.
По всем остальным направлениям показатели осведомленности населения ниже 33%.
Появление новой патрульной службы и реформу милиции люди смогли увидеть собственными глазами – то есть "пощупать".
Понятно, что в этом случае они признают наличие изменений. В остальных случаях большинство респондентов говорит о том, что реформ вообще нет, или же они происходят очень медленно.
Хуже всего, по мнению опрошенных, обстоят дела с реформированием судебной системы, прокуратуры и здравоохранения.
"На самом деле эти оценки довольно оптимистичные. Они могли быть еще ниже. Мы имели дело с людьми–жителями городов с доступом к Интернету. Если бы мы опросили жителей села, мы бы получили более низкие оценки", – отмечает в разговоре с ЭП заместитель генерального директора TNS Cветлана Винославская.
Одна из причин низкой осведомленности граждан – неэффективная информационная политика власти.
"Как показало исследование, катастрофически не хватает информации об изменениях в сельском хозяйстве, финансовом секторе, дерегуляции, в сферах госуправления и управления госсобственностью. Люди говорят, что в последний месяц не встречали в СМИ такой информации. А 13% из опрошенных вообще ничего не слышали о каких-либо реформах", – говорит Винославская.
По ее словам, западные регионы и Киев воспринимают реформы оптимистичнее, чем на востоке. Впрочем, Запад и Центр после Майдана изначально были настроены на изменения и сейчас стараются их увидеть.
Жители Харькова, некоторых городов Донецкой и Луганской областей, Днепропетровска более негативно оценивают ход реформ - чаще говорят, что их совсем нет.
"Для того, чтобы получить лучшие оценки от восточных регионов, правительству нужно приложить более серьезные усилия и провести более радикальные изменения", – отмечает эксперт.