Украинская правда

За украинское телевидение придется доплатить

Крупнейшие медиа-группы оказались в огромном финансовом минусе, равному примерно $700 млн. Вот и пришлось им впервые всерьез подумать о том, чтобы продавать не только рекламное время в эфире, но и доступ к своим телеканалам телекоммуникационным провайдерам.

Крупнейшая конференция в сфере украинской медиа-индустрии Kiev Media Week 2015 была в этом году особенной. И не потому, что много говорили о том, как побыстрее отказаться от российского контента и получше поддержать национальных производителей. Это уже относительно избитая тема.

"Самый жир" в этом году был на секции "Платное ТВ". В прошлые годы на ней, главным образом, обсуждались проблемы заработка кабельных операторов и украинского медиа-пиратства. В этом году в ходе дискуссии зазвучал новый голос. Причем довольно пронзительный.

И был это голос украинских медиа-групп в лице главы медиа-холдинга Виктора Пинчука StarLightMedia Владимира Бородянского. Менеджер буквально бил в набат.

С момента основания практически все крупнейшие украинские телеканалы выполняли одну главную функцию — политического рупора для своих владельцев. "Поддерживать штаны" и закупать российские сериалы, снимать украинские реалити-шоу раньше помогали доходы от рекламы.

Но с падением гривны и экономики они обвалились. Согласно прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, доходы от рекламы составят в этом году 3930 млн грн. Это около $180 млн.

А планы были огого!

Как признался Бородянский, еще до кризиса и до войны, когда они закупали и снимали дорогой контент, то думали, что к нынешнему времени рынок уже будет под миллиард долларов. А на практике вышло, что деньги потратили, а рынок "схлопнулся". Его уже не хватает для "поддержания штанов".

По очень приблизительным оценкам менеджера, крупнейшие медиа-группы таким образом оказались в огромном финансовом минусе, равному примерно $700 млн. Вряд ли их собственники компенсируют такие непредвиденные расходы. Вот и пришлось медиа-группам впервые всерьез подумать о том, о чем раньше вряд ли хотелось бы: о диверсификации бизнеса.

То есть попробовать не только продавать рекламное время в эфире, но и продать доступ к своим телеканалам телекоммуникационным провайдерам.

Владимир Бородянский. Фото mediananny.com

Как говорит Бородянский, StarLightMedia (каналы СТБ, "Новый", ICTV, M1, QTV) готов закодировать свой сигнал с начала 2016 года. Означать это будет следующее: компания перестает вещать свои каналы в открытом виде. А ТВ-провайдеры начнут выкупить право дальнейшей ретрансляции.

Сейчас каналы помимо своего аналогового эфирного вещания (то, что можно принять дома на обычную антенну) присутствуют еще и на спутнике, в кабельных сетях и с недавнего времени в интернете.

С интернет-кинотеатрами, такими как MEGOGO, например, у каналов уже давно сугубо коммерческие отношения. Вещатели получают свое роялти. Причем, по словам представителей этого онлайн-сервиса — довольно высокое по меркам украинского рынка.

Но интернет-вещание — новая сфера. И это пока все же "копейки". Гораздо более лакомый кусок - получить роялти с кабельных сетей и прочих провайдеров платного ТВ.

Все по доллару

Бородянский предположил, что доступ к контенту украинских медиа-групп на первых порах может стоить 5 грн в месяц в расчете на каждого абонента. С этого он хочет начать и постепенно довести стоимость этой услуги до $1.

Это означает, что ТВ-провайдеры должны будут незначительно поднять расценки для своих абонентов и отдать собранные деньги телеканалам. Но сделать им это мешает действующий закон о телевидении и радиовещании.

Крупные телеканалы, вещающие в аналоговом эфире, автоматически попадают в так называемую универсальную программную услугу (социальный ТВ-пакет, показ которого зрителям гарантирует государство). Кабельные и прочие телевизионные операторы по закону не обязаны заключать договоров с каналами из этого пакета. А нет договора — нет и денег за контент.

Поэтому Бородянский заявил, что собирается в ближайшее время поспособствовать внесению изменений в действующий закон.

Фото day.kiev.ua

Пока нет его текста, можно только порассуждать о том, как будет выглядеть эта инициатива. Идеал для некоторых медиа-групп и кабельных операторов — это вообще отмена универсальной программной услуги как таковой. Это означает, что кабельные операторы получат право вещать в своих сетях все что угодно (сейчас обязательный для вещания пакет составляет от 12 до нескольких десятков каналов в зависимости от региона).

Еще один вариант — сокращение социального пакета до нескольких государственных каналов, а также по одному обязательному каналу от каждой медиа-группы. Но присутствующий на KievMediaWeek народный депутат Николай Княжицкий видит в таком варианте национальную угрозу: каналов станет меньше, и их места могут занять российские вещатели. Ведь на спутниках в открытом доступе их хватает.

Президент компании "Воля" Сергей Бойко видит более простой вариант законопроекта на первых порах. Скорее всего, его версия и будет подана в конечном итоге. В действующем законе можно просто исправить существующую формулировку, добавив фразу о том, что любые телеканалы имеют право требовать оформления договорных коммерческих отношений о ТВ-провайдерами. В таком случае тот же СТБ, например, может обратиться в "Волю" и потребовать роялти.

Экстренные меры

Сложилось такое впечатление, что StarLightMedia срочно нужны первые контракты. На секции платного телевидения Бородянский буквально вытащил клещами из генерального директора Viasat (единственный выживший в кризис украинский провайдер платного спутникового ТВ) Оксаны Ферчук обещание о готовности заключать контракт по платному доступу к контенту его каналов.

Из "Воли" такое признание выбить гораздо тяжелее. Во-первых, на рынке кабельного ТВ есть и другие игроки. И "Воля" станет платить за украинские каналы лишь в том случае, что и меньше игроки, такие как "Триолан" или "Ланет", будут обязаны играть по тем же правилам. Иными словами, договоры с "Волей" возможны только после внесения изменений в закон.

Несложно подсчитать, какой дополнительный доход получат медиа-группы, подписав контракты с кабельщиками. Согласно данным Satellite Monitor, в Украине 6,25 млн абонентов кабельного ТВ. Если каждый из них дополнительно заплатит по доллару, то телеканалы в год соберут дополнительно $75 млн. Это была бы хорошая прибавка к доходу от рекламы.

Следует отметить, что несмотря на декларации группы каналов Пинчука, другие медиа-группы, такие как "1+1 Медиа" Игоря Коломойского или МГУ Рината Ахметова, не сильно спешат заявлять о кодировании сигнала. Они предпочли не комментировать этот вопрос.

"Это европейский тренд, но он требует готовности рынка. Пока обсуждать это преждевременно", - отметила руководитель направления по стратегическим коммуникациям МГУ Елена Шрамко.

Отдельный вопрос: что делать с вещанием украинских каналов в цифровой эфирной сети "Зеонбуд"? Прошлая власть обеспечила этого провайдера довольно жесткими условиями договоров с телевещателями. Заставить его платить рейтинговым телеканалам или кодировать сигнал будет очень сложно. Это создаст неравные условия для конкуренции на рынке платного ТВ.

ТВ реклама Пинчук