Взлёт и падения цен на сырье. Начало экспансии северного соседа.

Взлёт и падения цен на сырье. Начало экспансии северного соседа.

Среда, 9 сентября 2015, 09:20 -
Вторая половина 2000-х – период взлетов и падений украинской экономики. Бум на товарных рынках привел к фантастическому росту ВВП и промышленного производства. Но многомиллионные сделки и приход в страну иностранного капитала, модернизация предприятий и повышение благосостояния украинцев – все это быстро ушло в историю, когда до Украины докатился мировой кризис 2008-2009 годов.

Украина в 2006-2010 годах

Вторая половина 2000-х – период взлетов и падений украинской экономики. Бум на товарных рынках привел к фантастическому росту ВВП и промышленного производства. Но многомиллионные сделки и приход в страну иностранного капитала, модернизация предприятий и повышение благосостояния украинцев – все это быстро ушло в историю, когда до Украины докатился мировой кризис 2008-2009 годов. Искусственное сдерживание курса гривны и быстро освоенная привычка жить в кредит заложили в экономику страны бомбу замедленного действия.

Большие надежды

Приватизация "Криворожстали" и продажа банка "Аваль" в конце 2005 года дали сигнал инвесторам, которые до этого с тревогой поглядывали на Украину. Еще бы! Впервые западные компании вложили в украинские активы миллиарды долларов. Желание заработать побороло страх перед малоизвестным и рисковым рынком.

Реклама:

Валюта потекла рекой, большей частью в банковскую систему. С 2006 по 2008 годы, в финансовом секторе произошло более десяти крупных поглощений. Сделки заключали с мультипликатором 4-5 капиталов. Бывший мэр Киева Леонид Черновецкий умудрился продать "Правэкс-банк" итальянской группе IntesaSanpaolo за $750 млн с мультипликатором 6,5. И это аккурат перед кризисом – сделку закрыли в июле 2008 года.

Активно работали и российские финансисты. Разворачивали филиальные сети дочерние структуры "Сбербанка России", ВТБ, "Альфа-банка". В 2009 году российский ВЭБ купил 75% акций Проминвестбанка и спас от банкротства некогда крупнейшее финучреждение страны.

 

Приход иностранцев отвечал запросам бизнеса, которому для развития требовался доступ к дешевым деньгам. Параллельно развивалось потребительское и ипотечное кредитование: население сметало с полок бытовую технику, скупало автомобили, квартиры, земельные участки. Покупать за чужие деньги оказалось просто. Однако возникали новые риски: появлялись недобросовестные застройщики. Первый громкий скандал – банкротство компании "Элита-центр". Менеджмент собрал деньги с инвесторов строительства, но новоселье так никто и не отпраздновал.

Средина 2000-х – это время, когда очень большое количество денег гонялось за очень ограниченным количеством качественных активов, рассказывает ген директор Concorde Capital Игорь Мазепа. Как результат, для украинских компаний открывались кредитные линии за рубежом, выпускались еврооблигации, проводились IPO на фондовых биржах Франкфурта, Варшавы и Лондона. Самым заметным стало размещение на основной площадке London Stock Exchange акций железорудной компании Ferrexpo Константина Жеваго. В июне 2007 года за 26% акций компании, контролировавшей Полтавский горно-обогатительный комбинат, выручили $420 млн.

Воодушевленные инвестиционной эйфорией банки, агрохолдинги, девелоперы допустили стратегические просчеты. "Совершались ошибки с точки зрения стратегии, культуры операционного управления, контроля издержек. Компании брали на себя не ограниченный баснословный долг, с которым не смогли справиться в тяжелые времена. Все это в погоне за ростом активов, за объемами продаж, за земельными банками. Компании даже не осознавали, что это не несет никакой добавочной стоимости, а очень часто просто убивает финансовые результаты", – сетует Мазепа.

Газовый провал

До середины 2008 года рынки росли как на дрожжах. Компаниям не мешал даже просчет в энергетике. Газовый конфликт между Украиной и Россией привел к росту цен. Но главное, согласившись покупать газ через посредника RosUkrEnergo Украина потеряла прямые контракты на поставки из Средней Азии, и осталась один на один с "Газпромом". RUE постепенно снижала долю среднеазиатского газа в общей корзине, а потом и вовсе стала продавать лишь российский. С уходом туркменского и узбекского топлива выросла и цена. "Путин провел уникальную партию. Первым ходом в 2005 году благодаря мне он зашел в Среднюю Азию. Это мы его туда пустили, создав RUE. А вторым ходом в 2009 году он нас похоронил... Он не имел прямого доступа к Украине, не имел прямого доступа к Средней Азии и получил его через нас", – признался позже в интервью российскому Forbes совладелец газотрейдера Дмитрий Фирташ.

Зато повезло в другом. Группа "Приват" "отжала" в 2007 году у российской "Татнефти" Кременчугский НПЗ. Оскорбленные россияне решили не поставлять в Украину сырье, пришлось искать альтернативу. "Если бы тогда не началась диверсификация поставок нефтепродуктов, Украина сейчас оказалась бы в плачевном состоянии,– отмечает президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.–Кроме газовой иглы мы бы сейчас сидели еще и на нефтяной".

 

Впрочем, свой позитив был и в газовом конфликте. Благодаря росту цен на голубое топливо в конце 2006 года Европейский Союз дал Украине статус страны с рыночной экономикой. Правда, с оговорками. "Мы до сих пор не являемся рыночной экономикой как таковой. Украина не является членом Организации экономического сотрудничества и развития. Мы только получили статус рыночной экономики в антидемпинговых расследованиях, когда ценообразование на основные энергоресурсы для промышленности начало приближаться к рыночному – это основной критерий", – обращает внимание на особенности рыночного статуса Украины Роман Шпек, представитель Украины при ЕС в 2000-2007 годах.

В мае 2008 года Украина стала 152 членом Всемирной торговой ассоциации. Однако, по словам Романа Шпека, вступление в ВТО не привело к заметным улучшениям в экономике. Процесс вступления оказался элементом внешнеполитической деятельности, а не результатом глубоких экономических реформ. "Соглашение подписано, а предприятия той или иной отрасли оказались не готовы работать в таких условиях. У нас всегда есть те, кто говорит, что Украина потеряла от вступления ВТО. Но никто не говорит, что Украина потеряла от отсутствия реформ", – сетует Шпек. Почему так произошло? Его версия– ключевую роль в переговорах с ВТО играли политики и чиновники, реальный бизнес оказался за бортом обсуждений.

Экспортируя металлопрокат и руду, можно было позволить себе шиковать. В 2009 году в Донецке открыли "Донбасс-Арену". За три года в строительство этого объекта Ринат Ахметов инвестировал около $400 млн!

Безудержный рост экспорта привел к невиданному событию– ревальвации национальной валюты. В июне 2008 года НБУ укрепил курс гривны к доллару с 5,05 до 4,85 грн за $1.Но сигнал оказался ложным. Уже осенью курс обвалился почти до 8 грн за $1.

К началу кризиса Украина уже была плотно вплетена в мировую финансовую систему. Паника на рынках и исход инвесторов привели к коллапсу. К тому же началась "вторая газовая" с Россией.

Главные пострадавшие – бывшие флагманы – металлургия и химия. От полного провала украинский бизнес спасло улучшение отношений с Россией. Сказалась победа на президентских выборах понятного для Кремля Виктора Януковича. Но уже тогда "северный сосед" активно готовился к вытеснению украинских товаров. Масштабная программа импортозамещения скажет свое слово уже в начале 2010-х.

Коррозия металла

Середина 2000-х, вероятно, навсегда останется периодом наибольшего расцвета украинского ГМК. В 2007-м выплавка стали достигла 43,7 млн тонн – рекордного значения с начала 1990-х.

Завышенные ожидания вызвали бум слияний и поглощений. Переговоры вели все со всеми. ИСД убеждала объединиться собственника "Смарт Холдинга" Вадима Новинского – тот выбрал "Метинвест". Саму ИСД обхаживал российский "Металлоинвест" – не сошлись в оценках. По этой же причине не состоялся альянс "Интерпайпа" Виктора Пинчука и российского холдинга ТМК.

На пике цен состоялись две крупные сделки. Игорь Коломойский в 2007-м договорился о продаже своих металлургических активов российскому "Евразу" почти за $2 млрд. Мохаммадд Захур продал ММЗ "ИСТИЛ-Украина" российскому бизнесмену Вадиму Варшавскому в начале 2008 года.

«Интерпайп сталь»: без шума и пыли

Параллельно украинцы пошли в ЕС. ИСД купила заводы в Польше и Венгрии, СКМ и "Смарт" – прокатные мощности в Италии, Великобритании и Болгарии. Таким образом, убивали сразу несколько зайцев. "Во-первых, это вхождение в Европу, где поставки нашего проката в то время ограничивались квотами. А завод в той же Италии, Англии, Польше – это уже местный производитель, хоть и принадлежащий иностранным собственникам. Во-вторых, улучшение системы корпоративного управления компании в целом. В-третьих, улучшение условий кооперации. В Украине делается сляб или квадрат, а в ЕС - готовый прокат. На нем стоит штамп "Сделано в ЕС". А это – синергия, позволяющая повышать прибыль", – объясняет профильный эксперт Владимир Пиковский.

На этой волне заводы объявили большую стройку. Самой амбициозной стала модернизация Алчевского комбината корпорацией ИСД. Впервые в Украине был построен с нуля новый кислородно-конвертерный цех. "Сегодня же наши амбиции таковы – корона украинской металлургии должна находиться в Алчевске", – говорил в 2005 году в интервью журналу "Металл" генеральный директор Алчевского МК Тарас Шевченко. Почти все проекты удалось завершить уже при поддержке новых акционеров.

Похожих по масштабу реализованных проектов почти нет. Из анонсированных в 2007-2008 годах– лишь "Интерпайп" Виктора Пинчука довел до завершения строительство сталеплавильного комплекса в Днепропетровске. Но вместо 2009 года, запуск "Интерпайп стали" состоялся в 2012-м. Остальным не повезло. Все планы спутал кризис.

Не все верили, что стремительный обвал цен–всерьез и надолго. Прозрение пришло, когда трейдеры прекратили закупки, а выручка не позволяла рассчитываться по кредитам и платить за сырье. В июне 2008 года квадратная заготовка продавалась по $1185 за тонну, к концу октября цена упала в четверо – до$280/т.

Низкие цены вынудили владельцев закрывать избыточные мощности. Первым в апреле 2009-го пошел под нож Макеевский меткомбинат, где были демонтированы все доменные печи и мартеновский цех. Похожие процессы начались в Мариуполе, Донецке и других городах. Выплавка стали стремительно сокращалась. В 2009 году этот показатель уменьшился на 30% от рекорда 2007-го–до 30,3 млн тонн.

Для металлургических компаний, не имевших своего сырья, настали тяжелые времена. В январе 2010 года контрольный пакет акций ИСД купили некие российские инвесторы. Вскоре "красные директора" ММК им.Ильича и "Запорожстали" Владимир Бойко и Виталий Сацкий будут вынуждены интегрировать свои предприятия в вертикаль "Метинвеста" Ахметова.

О рекордах пришлось забыть. Выйти из этого кризиса украинская металлургия не может до сих пор. Виной всему – недальновидность владельцев. "В современной металлургии самый главный показатель – производительность труда на 1 т стали. Перед кризисом мы по этому параметру в 2-3 раза проигрывали даже России. У нас на одного работающего производилось около 120 т, а в РФ – до 450 т. Почему они смогли добиться таких результатов? Собственники российских предприятий раньше поняли необходимость инноваций и модернизации", – объясняет Владимир Пиковский.

Новый вектор

Развитие компанией "Керамет" металлоломного бизнеса оказалось достаточно успешным. Оборачиваемость средств в этом направлении была достаточно высока. Принимались эффективные, порой новаторские управленческие решения. Деятельность компании "Керамет", именно как оператора на рынке лома черных металлов, заинтересовала будущих партнеров - корпорацию ИСД. Более того, металлургам, которые внедряли современные технологии, были нужны стабильные и своевременные поставки сырья.

"Лом в то время в основном воспринимался как отходы, и отношение к его качеству было соответствующее. Мы в определенном смысле переосмыслили значение и вес бизнеса по заготовке лома в цепочке металлургического производства. Сделав акцент на качестве сырья, качестве построения всех процессов, подтвердив, что можно держать стабильно высокие качественные показатели, в т.ч. насыпной вес, мы доказали партнерам экономическую целесообразность инвестиций в направление переработки лома", - отмечает генеральный директор ЧАО "Керамет" Владимир Бублей.

В компании не было второстепенных направлений, менеджмент уделял равное внимание инвестициям в повышение эффективности всех направлений деятельности. "С другой стороны, не было "священных коров", когда поступали выгодные предложения, соответственно принимались прагматичные решения о продаже активов в аграрном секторе, в бизнесе, связанном с коксом и огнеупорами", - добавляет Бублей.

В конце концов был выбран курс на специализацию, это привело к распродаже непрофильных активов и росту инвестиций в процесс заготовки и переработки лома черных металлов. Были открыты производственно-заготовительные мощности в Севастополе, Харькове, Купянске, Ровно, Днепродзержинске и Алчевске. Увеличение выплавки стали в стране вело к росту конкуренции за сырьевые ресурсы, в том числе за лом черных металлов. Как результат, в 2006 году впервые за долгие годы было экспортировано менее 1 млн. т лома - только 640 тыс. т.

Мобильный перегружатель TerexFuchs

Однако 2008-2009 годы привнесли потрясения, с которыми удалось справиться далеко не всем участникам рынка. В период кризиса "Керамет", как и другие компании, столкнулся с проблемой возврата валютных кредитов. Масштабное техническое переоснащение предыдущих лет легло тяжелым бременем на плечи компании. За кредитные средства было приобретено специализированное оборудование: мобильные перегружатели Terex Fuchs, пресс-ножницы ŽĎAS, Metso Lindemann, AKROS.

Острой была проблема неплатежей. Поэтому пришлось принимать жесткие решения. "Керамет" сделал ставку на максимальное сокращение всех издержек, при этом пытаясь сохранить основной капитал - квалифицированных работников. Кроме того, в компании заняли честную и принципиальную позицию в переговорах с кредиторами и пытались любой ценой генерировать финансовый поток. В конце концов здравый смысл победил, кредиторы согласились на реструктуризацию, компания выстояла в кризис и сохранила потенциал для дальнейшего развития.

Реклама:
Подпишитесь на наши уведомления!