Первое лето 3G: кому достался весь трафик?
Спустя 3 месяца после коммерческого запуска 3G в Украине можно констатировать: пока чуда не произошло. Хотя основания для положительного прогноза все еще есть.
В начале года, когда лицензии на связь третьего поколения только выдавались украинским операторам, эксперты уже прогнозировали значительный экономический эффект.
Помимо прямых поступлений в бюджет от выдачи лицензий, внедрение 3G должно было привести также к росту потребления мобильного интернета. Ожидалось также, что пользователи будут больше тратить не только на саму услугу интернета, но и на покупку контента. Да и просто на покупки в интернете с мобильного.
Отпуск в интернете
Представители операторов рассказывают: уже в первые недели после запуска 3G объем трафика в их сетях в целом вырос на 40-70%. Потребление среди активных пользователей выросло в разы.
"Ежедневно каждый 3G-абонент использует в среднем 32 Мб данных, что в два раза больше, чем в сети 2G", - делится данными директор по корпоративным связям "Киевстар" Владимир Гайдаш.
Самые активные пользователи - в южных городах - Черноморка, Очаков Николаевской области и Лазурное Херсонской области, а также другие черноморские курорты. На отдыхе абоненты "Киевстар" используют в сутки более 70 Мб интернета.
Для "Астелита" (life:)) курортный регион - Одесса - является вторым по активности абонентов 3G+ после Киева.
На Одессу собирается сделать ставку и "МТС Украина". Со второй половины сентября оператор начнет запуски собственных 3G сетей и этот город первый на очереди.
Начальник отдела по связям с общественностью "МТС Украина" Виктория Рубан говорит, что компания установит здесь в полтора раза больше базовых станций.
По ее словам, с появлением 3G у активных пользователей объем потребления мобильного интернета вырастает в 5-10 раз - до 1,5-2Гб в месяц.
Но пока устойчивая привычка пользоваться мобильным интернетом не сформируется на массовом рынке, для большинства абонентов пользование 3G будет несознательным. То есть попадать в сеть они будут, пользоваться ею тоже будут, но не целенаправлено. Такие абоненты тратят по 500-700 Мб интернета в месяц.
Операторы пока не говорят об экономическом эффекте от внедрения 3G. Хотя и признаются: средний счет пользователя скоростного интернета выше, чем пользователя 2G-интернета.
Наиболее заметным этот эффект будет, когда 3G появится в большинстве городов.
Сейчас самое большое покрытие у "Киевстара" - 310 населенных пунктов, включая 14 областных центров. Скоростной 3G+ интернет от "Астелита" (life:) пока доступен в Киевской, Одесской, Днепропетровской областях и Львове.
А абоненты "МТС-Украина" пользуются услугами 3G, в основном, в сети оператора-партнера "Тримоб". Собственная сеть оператора работает на 60 объектах в Киеве, Львове, Харькове и Одессе.
Очередь за контентом
Опыт операторов показывает, что с внедрением 3G вырос спрос на мультимедийный контент - потоковое видео и аудио. Львиная доля трафика приходится на просмотр роликов на Youtube и в соцсетях, фильмов, интернет-радио.
Например, у "Киевстара" она выросла с 11% до 20%, у "МТС Украина" — с 1,2% до более чем 30%.
В сети life:) на контентные сервисы приходится приблизительно 40% 3G-трафика. В среднем абоненты life:) просматривают около 7,5 тысяч часов Youtube видео в день, рассказывает руководитель PR-департамента life:) Оксана Рудюк.
Эту тенденцию подтверждают и представители контент-сервисов. В пресс-службе видеосервиса MEGOGO сообщили, что доля просмотров видео через мобильные приложения увеличилось до 6%. И в будущем будет расти.
"Мы опираемся на показатели, которые есть в других регионах, где представлена платформа MEGOGO, и где 3G уже существует несколько лет. В этих странах это 12-15%", — сообщили в MEGOGO.
"Мы не можем утверждать, что это исключительно заслуга 3G, однако за последние 2 месяца количество слушателей, которые подключались к радио "Аристократы", возросло по сравнению с теми же месяцами прошлого года", — добавляет сооснователь интернет-радио "Аристократы" Данила Хомутовский.
Обычно, по его словам, летний сезон сопровождается спадом, но в этом году они даже немного подросли в июле.
На одной из телекоммуникационных конференций Хомутовский говорил, что для интернет-радиостанций 3G — это возможность попасть в автомобили.
"Я тестировал прослушивание "Аристократов" в машине через 3G, и если не выезжать за город и соблюдать скоростной режим, по городу слушать можно. Обрывы, конечно, случаются, но довольно редко", — рассказывает он.
Процесс популяризации 3G "Аристократы" начали летом на "Альфа Джаз фесте" и планируют продолжать его в дальнейшем.
Мобильные продажи растут и без 3G
Интернет-магазины тоже ощутили рост мобильных продаж за лето. По данным торговой площадки Allbiz, в первом квартале этого года 15,3% заказов совершались с мобильного, а во втором — уже более 20%.
На площадке Prom.ua, объем трафика с мобильных устройств вырос в два раза, а доля мобильных заказов также превышает 20%.
Впрочем, как считает директор по маркетингу Prom.ua Алексей Филановский, влияние 3G было незначительным. Рост количества заказов был, скорее, эволюционным.
За полгода украинцы сделали на Prom.ua более 259 тысяч заказов с мобильных устройств на общую сумму более 176 млн гривен. Пик продаж пришелся на март-апрель, когда еще не было 3G. Через мобильные устройства было сделано 193,6 тысяч заказов, а товарооборот составлял 129 млн гривен.
"Да, действительно мы ожидали, что распространение мобильных сетей с высокоскоростным интернетом (будь-то 3G, LTE или какого-либо другого поколения) усилит частоту пользования интернетом и постепенно повысит процент заказов сделанных с мобильного телефона. И на сегодняшний день мы не видим сильного пика", - говорит Филановский.
Он считает, что причина может быть в отсутствии привычки "покупать с мобильного" у украинского потребителя, а также в малом количестве сайтов, адаптированных для мобильных устройств.
По его оценке, на начало 2015 года только около 2% интернет-магазинов в Украине обладали мобильной версией сайта или мобильным приложением для управления интернет-магазином.
Сайты 15 из 40 крупнейших украинских интернет-магазинов до сих пор не приспособлены к мобильным покупкам.