Деградация или реформы в Украине? В ожидании чуда
2011-2015
Последнее пятилетие для Украины стало периодом, наиболее насыщенным резонансными событиями. Геополитический разворот на 360 градусов, досрочная отставка Президента и смена всей вертикали власти, война на Донбассе – наиболее насыщенном промышленностью регионе. Как результат – резкое сокращение всех экономических показателей и надежда на светлое будущее.
Начало правления четвертого Президента Украины Виктора Януковича стало периодом видимой стабилизации экономики, роста благосостояния населения и даже надежды на светлое европейское будущее Украины. Именно в 2010-2012 гг. началось восстановление отечественной экономики после кризиса 2008-2009 годов. Росли многие производственные показатели, курс сдерживался на уровне 8 гривень за 1 доллар, коммунальные тарифы были стабильны. Однако мало кто задумывался какой ценой это давалось.
"Последний квартал правления Януковича стал шестым кварталом экономического спада в Украине (кроме IV квартала 2013 года, когда рост был поддержан большим урожаем). Основной причиной спада стала нехватка инвестиций, к 2013 году доля потребления в ВВП достигла 90%. Недоинвестирование привело к сокращению экспорта - в 2013 году его объемы были на 28% ниже, чем в 2005 году, тогда как импорта - на 20% выше", - вспоминает исполнительный директор "Центра экономической стратегии" Глеб Вышлинский. По его словам параллельно накапливались бюджетные дисбалансы, росли госрасходы (в 2013 году общие госрасходы составили 48,5% ВВП). Расходы на социальное обеспечение, в основном пенсии, выросли с 19,6% ВВП в 2007 году до 23,4% ВВП в 2013 году. Шло искусственное поддержание фиксированного курса гривни. "Как результат, международные резервы Украины сократились в 2011-13 годах на 41%", - говорит Вышлинский.
На первых порах основной тон в правительстве задавали старые проверенные кадры. Кабмин возглавлял Николай Азаров, ключевые министерства – профессиональные чиновники, как правило, связанные с олигархами. Сам же крупный бизнес завершал формирование своих бизнес-групп за счет приватизации. Так, в компанию ДТЭК Рината Ахметова отошли угледобывающие объединения "Ровенькиантрацит", "Свердловантрацит" и "Добропольеуголь", генерирующая "Днипроэнерго". Дмитрий Фирташ фактически оформил контроль над титановой промышленностью Украины и химпромом. Все более глубоко пускали корни российские бизнес-группы, действовавшие, в том числе, при поддержке госбанков РФ. А вот Виктор Пинчук и Игорь Коломойский, как представители днепропетровского клана, оказались практически не у дел, хоть и сохранили контроль над имевшимися активами.
Семейная история
Янукович В.Ф. |
В декабре 2012 года в правительстве произошла массовая замена кадров. Появилась "молодая поросль" чиновников во главе с Сергеем Арбузовым (стал первым вице-премьер-министром Украины) и Александром Клименко (министр доходов и сборов). Они считались ставленниками старшего сына Президента – Александра Януковича. Практически по всей вертикали власти пошли назначения "донецких". Формируемая конфигурация власти была прозвана "Семьей", интересы которой должны были учитываться практически во всех сферах жизни страны. Но, что наиболее примечательно, властная верхушка имела особое мнение насчет распоряжения государственным бюджетом, начиная от дотаций шахтерам Донбасса и заканчивая перераспределением доходов от теневых услуг, таких как оптимизация налогообложения.
В определенный момент стало понятно, что в стране созрели условия для формирования новой мощной бизнес-группы с непомерными амбициями. Но ворваться в элитарный клуб "старых олигархов" "семье" оказалось достаточно сложно. Ресурсы имелись, но практически все привлекательные активы уже имели своего хозяина. Поэтому был возобновлен процесс приватизации того, что до недавнего времени было нужно самому государству. Нашли своих тайных хозяев "Укртелеком" и "Донбассэнерго". Произошла тихая приватизация обогатительных фабрик Донбасса.
Но не хватало масштабности. После продолжительных поисков пустующая ниша была найдена – нефтерынок. Лицом этого бизнеса оказался молодой предприниматель Сергей Курченко, компании которого, объединенные брендом ВЕТЭК, стали главными украинскими импортерами бензина и дизельного топлива. Он позиционировал себя как независимый бизнесмен, однако в СМИ получил ярлык "кошелька Януковича". Ведь импорт топлива велся по столь сомнительным схемам, на которые мог решиться лишь тот, кто имел карт-бланш со стороны власти и силовых структур. Бизнес Курченко рос чуть ли не еженедельно: были куплены нефтеперевалочный комплекс в Херсоне, НПЗ в Одессе, сеть заправочных станций в Германии. Появилась информация о скором "отжиме" крупнейших украинских сетей АЗС.
Параллельно велась работа над имиджевыми проектами. Так, Курченко стал единоличным владельцем "Украинского медиа холдинга", издававшего украинскую версию журнала "Forbes". У харьковского бизнесмена Александра Ярославского был выкуплен футбольный клуб "Металлист", который за короткое время наряду с "Шахтером" Рината Ахметова и "Динамо" братьев Суркисов, стал одним из претендентов на чемпионское звание.
Но безудержные финансовые аппетиты пропрезидентсткой бизнес-группы, а также других молодых чиновников, строящих свои мини-империи сыграли злую шутку. Они стали одним из катализаторов недовольства, как со стороны населения Украины, так и старой гвардии олигархов, которые по слухам уже в 2013 году начали обсуждать судьбу страны в контексте президентских выборов 2015 года.
Северные клещи
Видимая политическая и экономическая стабильность, во многом были основаны на сотрудничестве с Россией. Мы туда отправляли легковые автомобили, грузовые вагоны и металлопрокат. Взамен получали великодушные уступки в цене на природный газ и многомиллиардные кредиты.
При этом северный сосед не стеснялся вести торговые войны, заманивая Украину в Таможенный союз (на тот момент экономический союз РФ, Беларуси и Казахстана). То и дело возникали сложности с продлением льготного режима поставок стальных труб, периодически перекрывался импорт вагонов, сыра, конфет и другой продукции. Одновременно в России строились новые заводы, направленные на импортозамещение. Как результат, с их рынка постепенно вытеснялись украинские трубы, грузовые вагоны и другая промышленная продукция. Через экономику оказывалось давление на политическое руководство украинского государства. Ведь даже при Януковиче Украина была ориентирована на Европейский Союз и активно готовилась к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года.
Убитые мирные протестанты |
Идиллия разрушилась едва ли не за один день. Президент Украины Виктор Янукович, внезапно отказался подписывать соглашение об ассоциации. Страна совершила резкий разворот в сторону сближения с Российской Федерацией и Таможенным союзом. После этого в Киеве и других регионах начались акции протеста против такого решения главы страны.
Президент и правительство игнорировали народный гнев, что лишь поднимало градус всеобщего недовольства. После трех месяцев массовых протестов и более сотни жертв, Виктор Янукович и его ближайшее окружение были вынуждены покинуть страну. "Революция Достоинства" дала шанс Украине построить новое общество. Однако одномоментное разрушение всей вертикали власти привело к активизации России на политическом фронте. Сопротивляться было некому. Ведь в стране фактически исчезла система управления армией, МВД, СБУ и другими структурами.
Войска РФ, воспользовавшись ситуацией, под видом местного ополчения захватили Крым с фактической аннексией полуострова в марте 2014 года. Чуть позже началась реализация подобного сценария на территории Донецкой и Луганской областей. Однако здесь не удалось провести молниеносную и мирную операцию. На части территории этих регионов появились так называемые "Донецкая и Луганская народные республики", фактически управляемые из Москвы. А масштабные боевые действия с применением танков и реактивной артиллерии стали причиной радикального изменения экономического ландшафта востока Украины.
Сильнее всех пострадали транспортная и энергетическая инфраструктура. Оккупированный Донбасс практически отрезан от остальной Украины. Там закрылись угольные шахты, остановились металлургические заводы. Офисы крупных компаний переехали из Донецка и Луганска в Днепропетровск, Запорожье, Киев. По официальным данным, более миллиона жителей региона были вынуждены выехать за его пределы.
В числе переселенцев оказалась и компания "Керамет", которой пришлось законсервировать активы и перевезти персонал из зоны АТО. "У нас "отжали" весь парк легковых автомобилей, несколько грузовых да и в целом стало крайне небезопасно. После этого мы приняли решение о перемещении сотрудников. И мне, и другим сотрудникам пришлось принять сложное решение оставить не только комфортный офис, но и дома, родной город, привычный круг общения. К сожалению, не все смогли решиться на такое", – вспоминает генеральный директор "Керамета" Владимир Бублей.
Драматические события в промышленности срикошетили по макроэкономической ситуации. Например, в августе 2014 года аналитики украинского "Альфа-Банка" подсчитали, что сокращение выплавки стали более на 30% привело к потере валютной выручки в размере около $500 млн в месяц.
Украинская армия на Донбассе |
Практически без остановки девальвировала гривня. Ситуация была усилена паническими настроениями населения Украины. Вместо курса 8 грн за 1 доллар, заботливо поддерживаемого правительством Азарова и Арбузова в 2011-2013 годах, к весне 2015 мы получили 22-23 грн за доллар. А в отдельные дни пиковые значения курса приближались к 40 грн за доллар.
В мечтах о новом
Что помогло остановить панику и ослабить давление на нацвалюту? Относительно быстрое формирование новой вертикали власти во главе с Президентом Петром Порошенко и премьер-министром Арсением Яценюком, которые пользуются доверием у западных партнеров. Как результат, достаточно быстро удалось развернуть корабль "Украина" в сторону Европейского Союза. К лету 2014 года мы подписали долгожданное Соглашение об ассоциации в ЕС. Спустя несколько месяцев появились первые результаты сближения с западным миром. Были восстановлено сотрудничество с Международным валютным фондом, Мировым банком и другими международными финансовыми организациями, которые выделили многомиллиардную поддержку Украине. При этом на руководящих позициях в правительстве и другие ведомствах массово появлялись иностранцы (грузины, литовцы, американцы), что дало повод говорить об элементах внешнего управления страной.
Ситуация в экономике и бизнесе все еще далека от стабильности. Фактор Донбасса и кризис на мировых товарных рынках привели к сокращению влияния старых отраслей. Уменьшилась валютная выручка, ранее поступавшая от экспорта металла и продукции машиностроения. Новой надеждой украинской экономики стали сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность.
Эти отрасли уже много лет считаются перспективными, однако долгое время не могли реализовать свой потенциал. Причина тому: их поздняя трансформация из плановой экономики в рыночную. "Причиной тому было несколько факторов. С 1992 года колхозы расформировывались без деления земельного ресурса, что уменьшало интерес населения, с 1994 года Л. Кучма дал старт формированию частной собственности на землю и ее разгосударствления (Указ "О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства"). Этот документ можно считать фундаментом рынка земли", - рассказывает эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса Игорь Остапчук, добавляя, что формирование либерального налогового режима для сельского хозяйства затянулось почти до конца 1990-х.
Закупки новой техники, качественного посевного материала и удобрений, формирование земельных банков крупными холдингами фактически шло до середины 2000-х. Несмотря на это, Украина уже стала одним из крупнейших мировых экспортеров зерновых и подсолнечного масла, продуктов переработки овощей и фруктов. В стране хорошо развиты кондитерская и мясо-молочная промышленности, которые, в основном ориентированы на внутренний рынок.
Металл навсегда
Что происходит с отраслями, ранее являвшимися крупнейшими экспортерами? Машиностроение за годы независимости так и не смогло переориентироваться с поставок в страны бывшего СССР на новые рынки. Сокращается выпуск автомобилей, вагонов и продукции энергетического оборудования. Если в 2011 году в стране было произведено более 52 тысяч грузовых вагонов, то в 2014 году этот показатель сократился до 6 тыс. единиц. И падение продолжается. Все чаще простаивают конвейеры АвтоЗАЗа, "Богдана", заводов корпорации АИС и компании "Еврокар". Единственная ожившая в 2014 году сфера машиностроения – оборонно-промышленный комплекс. Но причина роста показателей – война – не радует.
Боевыми действиями и терактами разрушены угледобывающие предприятия Донбасса, нанесен урон транспортной инфраструктуре, косвенное влияние ощущают металлургия и смежники. Так, из-за регулярных обстрелов и отсутствия возможности ввоза сырья-вывоза готовой продукции продолжительное время простаивали Енакиевский и Донецкий метзаводы, почти год не работал современнейший Алчевский меткомбинат.
Мировая ситуация также не играет на руку металлургам. За последние полтора года произошло радикальное снижение цен на металлургическую продукцию, которое связывают с завершением сырьевого суперцикла. За год резко подешевело все: от нефти до железной руды. Чтобы сохранить свою глобальную конкурентоспособность на падающем рынке, акционеры и менеджмент принялись внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии. Например, практически на всех метпредприятиях внедрена технология вдувания пылеугольного топлива (ПУТ), позволяющая экономить до $50 на 1 тонне производимого чугуна. Выводятся из эксплуатации неэффективные и устаревшие мартеновские печи, которые до сих пор висят над отечественной металлургией как зловещая тень XIX века.
Все это ведет к сокращению валовых показателей выплавки чугуна и стали, но позволяет сохранить отрасль. "Государство, у которого нет производства стального проката, не может быть развитым и независимым. Пока в Украине есть металлургия, у нас есть перспективы!", - резюмирует ситуацию металлургический эксперт Владимир Пиковский.
Отдам в хорошие руки
Сокращение затрат в промышленности вынуждает собственников искать новые управленческие решения. Одним из символов последней пятилетки стало активное применение аутсорсинга. Это позволяет сокращать затраты и выстраивать более простую систему управления предприятием. Первым делом металлурги вывели за пределы штатного расписания вспомогательный персонал. Для этого создавались кадровые агентства или же привлекались профильные компании, которые могли профессионально управлять, например, системой общественного питания или предоставлением услуг связи. Похоже, что эксперимент оказался успешным.
В условиях низких цен на металл и металлоконструкции, даже те предприятия, которые имеют вертикально интегрированную схему производства (сырье - готовая продукция), всерьез начали задумываться над тем, чтобы сосредоточиться на ключевых процессах, отдав вспомогательные в аутсорсинг.
Ведь у большинства мировых меткомпаний минимальный штат работников ремонтно-сервисной службы, энергетиков, огнеупорщиков. Эти услуги, как правило, оказывают сторонние специализированные компании. В Украине одними из первых подобную модель в сфере заготовки стального лома реализовали корпорация ИСД и компания "Керамет". Последняя, уже известная на рынке как оператор на рынке заготовки и переработки стального лома, взяла в управления копровые цеха всех предприятий корпорации. Алчевский МК, Днепровский МК им. Дзержинского, предприятия в Венгрии и Польше перешли на такую форму сотрудничества.
О том, какое значение этот период имеет в истории Украины, мы сможем судить намного позже. Как сказал Мао Цзедун, когда его спросили о 150-летнем юбилее Французской Революции: "рано делать выводы". Рано делать выводы относительно системности последних изменений, и уж тем более об их эффективности.
Пока можно лишь констатировать: что соблюдение Украиной политики нейтралитета на международной арене и попытки избежать потрясений, связанных с радикальными реформами внутри страны, лишь отложили и усугубили эти потрясения.