Технологии против кризиса: поможет ли 3G выжить интернет-магазинам
В 2014 году украинский рынок электронной коммерции, который раньше показывал рост, упал на 20% - с 2 млрд долл до 1,6 млрд долл.
Падение покупательской способности и выручки в долларах произошло, главным образом, из-за девальвации национальной валюты.
Если существующие темпы роста среднего чека и количества заказов в основных товарных категориях сохранятся, к концу 2015 года рынок упадет еще на 45%, говорится в отчете Украинской ассоциации директ-маркетинга.
При условии стабилизации экономической ситуации в стране, интернет-продажи выйдут на докризисный уровень не ранее 2018 года, предполагают эксперты.
Впрочем, e-commerce по-прежнему имеет высокий потенциал роста в сравнении с другими рынками. Если в 2014 году интернет-продажи в гривне выросли на 19%, то общий оборот розничной торговли, согласно Госстату, снизился на 8,6%.
"Многие категории товаров в онлайне растут в условиях падения самого рынка", - рассказывает президент УАДМ Валентин Калашник. Кризис заставил украинцев экономить. Как следствие, покупатели отправились в интернет за более выгодными, по сравнению с традиционными магазинами, предложениями.
Меньше денег, больше покупателей
Данные исследования компании "TNS Украина" подтверждают: несмотря на сложную экономическую ситуацию, число интернет-покупателей в стране растет. В сентябре 2014 года покупки в интернете совершало 3,5 млн украинцев, а к апрелю 2015 года таких стало 3,9 млн.
Поклонников интернет-шопинга становится больше с увеличением проникновения интернета, развитием службы доставки и платежных инструментов. По данным Интернет-ассоциации Украины, доступ к интернету на конец марта 2015 года был у 62% украинцев, а годом ранее - у 59%.
Провайдеры, которые покрыли самые густонаселенные города, продолжают расширять покрытие за счет небольших населенных пунктов. Туда же приходят логисты, работающие с интернет-магазинами. Например, "Нова пошта", у которой уже 1 740 отделений по всей Украине.
Нажмите для увеличения |
"Укрпочта", располагающая самой обширной сетью из 11 тыс отделений, также учится доставлять посылки из интернет-магазинов. В том числе - зарубежных.
Банки также развивают сети региональных отделений и электронные платежные инструменты. Например, Приватбанк, сеть которого насчитывает 2,5 тыс отделений, сделал более 20 приложений для смартфонов. С их помощью можно платить за товары и услуги через интернет.
Все это позволяет жителям украинских сел делать покупки в интернете. Однако в целом инфраструктура доставки в Украине недостаточно развита, как и рынок электронных платежей, констатирует исполнительный директор фонда TA Venture и инвестор интернет-магазина Top Mall Виктория Тигипко.
По темпам развития украинский рынок электронной коммерции пока отстает от рынков Европы и США. Маркетинг-директор всеукраинского торгового центра в интернете Prom.ua Алексей Филановский рассказывает, что в Европе доля покупок онлайн составляет 9-13% от общего оборота торговли, в США - 11%.
В Украине, по разным оценкам, это пока 1-3%.
3G не панацея?
Сдерживающим фактором развития электронной коммерции также является отсутствие полноценного покрытия сетями беспроводного скоростного интернета. Крупнейшие украинские операторы мобильной связи получили лицензии на 3G только в феврале 2015 года и пока покрывают самые большие города.
Согласно данным исследования Google Consumer Barometer за 2014 год, в Украине только 5% интернет-пользователей покупали что-то со смартфона, еще 2% - с планшета. Хотя информацию о товарах с мобильных устройств читает гораздо больше людей - около 30%.
Нажмите для увеличения |
Наибольшая доля "мобильных покупателей", по данным Google, - в странах Азии, где уже работают 4G-сети. Например, в Южной Корее покупки с мобильных устройств делали 26% пользователей, в Таиланде - 28%, в Малайзии - 20%. По данным компании Criteo, доля мобильных покупок в Азии превысила 50%.
Нажмите для увеличения |
В мобильных продажах также преуспели США и Китай.
В 2014 году четверть американцев в "черную пятницу" - первый день рождественских распродаж - совершили покупки с мобильного устройства.
Крупнейший китайский интернет-магазин Alibaba.com в тот же день за первые 20 минут распродаж сделал 1 млрд долл выручки, причем 48% этой суммы были выручены именно со смартфонов и планшетов.
Нельзя сказать, что запуск 3G или 4G гарантировано повысит мобильные продажи в Украине. Например, в Польше, где работают оба поколения связи, по данным Google, всего 4% пользователей делают покупки со смартфонов или планшетов.
Однако скоростные сети передачи данных однозначно сделают поиск информации о товаре и его покупку более удобными процессами, что позитивно скажется на общих продажах - как онлайн, так и офлайн.
Человек часто покупает по такому сценарию: увидел товар на смартфоне по дороге на работу, почитал его характеристики и комментарии к нему на рабочем компьютере, а оформил заказ и оплатил его вечером дома с планшета, объясняет директор украинского и белорусского офисов "1С-Битрикс" Дмитрий Суслов.
По его словам, задача интернет-магазинов - сделать так, чтобы пользователь с любым устройством чувствовал себя одинаково комфортно в процессе навигации по магазину и оформления заказа в нем.
Калашник считает, что универсальными факторами, которые помогут интернет-магазинам выбраться из кризиса, станут повышение операционной и маркетинговой эффективности, а умение считать выйдет на передний план.