Европа продолжит санкции против России, несмотря на убытки
Российское лобби в Европе пытается продвинуть тезис, что санкции - дело рук США, но ударили они не по экономике Штатов, а по экономике Европы. Европейцы это признают, но от санкций отказываться не собираются.
От введения санкций против России страдает вся Европа.
Тем не менее, вопрос об отмене мер воздействия на страну-агрессора не стоит даже в повестке дня.
Такова главная мысль выступлений и высказываний участников конференции Euromoney, которая проходила в Вене одновременно со встречей в Давосе.
Второй год подряд Украина была центральной темой мероприятия.
Однако если зимой 2014 года страна упоминалась в контексте Майдана, то в этот раз аннексию Крыма и войну в Донбассе деликатно упоминали как "ситуация Украина-Россия".
Было заметно, что для обсуждения санкций особых причин нет. Никто напрямую не называл Россию агрессором, но война уже изрядно примелькалась. Финансисты вели себя сдержанно и сосредотачивали внимание на проблемах, которые возникли под воздействием войны на территории Украины.
Конференция прошла скорее как рабочее мероприятие, на которое приехали чиновники уровня замминистров финансов и зампредов банков. Первых лиц финансовых учреждений и государств на ней не было.
Рабочие темы для обсуждения касались того, как жить Европе, пока действуют санкции. Говорили о низкой инфляции, отказе от QE (количественных смягчений, подразумевающих вливание эмиссионных средств в денежную систему) в США и даже падении цен, которое маячит на горизонте после удешевления нефти.
В частности, поднималась тема дефицита бюджета и возможного изменения налогового режима.
"Российская экономика может выжить и с 5-процентным, и с 20-процентным падением бюджета. А есть такие экономики, для которых 1-процентное падение может иметь серьезные политические последствия", - сказал замминистра финансов Грузии Давид Лежава, явно имея в виду свою страну.
"Есть позитивные стороны (в том, что происходит. - ЭП). Это толкнет страны к сближению, заставит предпринять структурные реформы", - парировал первый вице-президент ЕБРР Филипп Беннет.
"2015 год будет неплохим, в частности для Польши. Мы большая экономика. У нас сильное внутреннее потребление. У нас все еще есть компенсатор внешних шоков в виде плавающего обменного курса. У нас хороший опыт адаптации фондирования в евро", - заявил Павел Гасиоровски, Банк Польши.
Еще одна тема, которая сквозной нитью проходила сквозь конференцию, - несет ли "ситуация в Украине" угрозу для энергетической безопасности Европы. А именно - будет ли Украина несанкционированно отбирать газ из трубы.
"Перебоев с поставкой газа в Европу не будет. МВФ и ЕС поддерживают Украину прежде всего в обеспечении платежей за российский газ. Украина не отбирает газ из трубы", - отметил вице-президент Bank of America Merrill Lynch Вадим Храмов.
Круглый стол по Украине |
Конфликт "Украина-Россия" и инвестиции
По словам министра финансов Сербии Душана Вуйовича, общее настроение в Европе таково: конфликт Украины и России приводит к тревожности, из-за чего тормозятся не только иностранные, но и внутренние инвестиции.
Особой пикантности этим словам добавляет тот факт, что в 2014 году под давлением ЕС Сербия отказалась от строительства на ее территории "Южного потока", лишившись таким образом тех самых приличных инвестиций.
Однако проблема действительно существует. Многие маленькие страны особо болезненно ощущают уменьшение внешнего финансирования. "Мы слишком зависим от притока иностранных инвестиций", - согласен с ним госсекретарь министерства финансов Словакии Василь Худак.
На общем проблемном фоне выделяются государства, которых проблемы коснулись крайне слабо.
"У нас растут инвестиции, и мы ожидаем продолжения их роста в 2015 году. Мы приближаемся к 75% показателя ВВП на душу населения по отношению к среднему по ЕС. С новым LNG-терминалом покрывается до 90% потребности балтийских стран в газе, но геополитические риски существуют", - отметил замминистра финансов Литвы Алгимантас Римкунас.
По словам представителей Европейского банка реконструкции и развития и других паневропейских финансовых структур, на фоне сворачивания инвестиций они собираются активизировать вложения, в частности в Украину.
"В Украине стакан наполовину полон. Существует вызов роста, но многие внутренние вызовы Украины обусловлены сильными внешними причинами. ЕБРР поддерживает Украину. 1 млрд евро финансирования в 2015 году - это наш центральный сценарий", - заявил старший банкир ЕБРР Севки Акунер.
"В страны восточного партнерства мы вложим 1,5 млрд евро, преимущественно в частный сектор. Кроме России, извините", - уточнил директор Европейского инвестиционного банка Хайнц Олберс.
По его словам, за год многое изменилось из-за событий на Майдане.
"Мы остановили операции с Украиной, когда увидели стрельбу на Майдане. В середине года ситуация изменилась, и мы удвоили вложения в Украину. В агробизнес, в основном. Сейчас из-за санкций мы с более чем 1 млрд евро упали до нуля в России", - отметил Ольберс.
Европейские банки в 2015 году видят два канала вливания свободных средств.
Первый - корпоративное финансирование. "Могут открыться новые возможности среди малых и средних компаний", - считает директор по финансам, IT и юридическим вопросам Tarkett Eastern Europe Милена Витосевич.
Обсуждение направлений кредитования в 2015 году |
"Мы ищем местных игроков среднего размера. Мы не ищем большой отдачи от вложений, это не наша философия. Мы видим новые возможности для корпоративного финансирования в Украине", - подтвердил этот тезис директор Европейского инвестиционного банка Хайнц Олберс.
Второй возможный канал вливания ликвидности - государственные ценные бумаги.
"Инвестиции будут двигаться преимущественно в корпоративный сегмент. Немного в суверенный сегмент. Все еще предстоит решить. Конечно, они не будут двигаться в страны с повышенными рисками (Россия и Украина. - ЭП)", - отметил глава корпоративного и инвестиционного банкинга Unicredit Джанфранко Бизани.
По его словам, главную роль сыграют процентные ставки - созданный перепад ставок между США и Еврозоной.
Недавно Штаты отказались вливать ликвидность в финансовую систему и решили повышать базовые процентные ставки. По мнению финансистов, решение ФРС противоположно действиям монетарных властей Европы. "Решение ФРС вытянет поток прямых инвестиций с развивающихся рынков", - считает Бизани.
Про себя банкиры отмечают, что евро стремительно падает по отношению к доллару, а это может дать конкурентное преимущество европейским производителям. Падение же цен на нефть позволит тратить больше энергии, что также способно подстегнуть внутренний сбыт.
"Если сравните курс евро к доллару - год назад был 1,4 сейчас 1,13. Цена на нефть падает намного быстрее, чем меняется курс", - отметил главный финансовый директор SML Maschinengesellschaft Манфред Адлманседер.
А еще Европа надеется на некое ноу-хау, которое даст новый технологический рывок и спровоцирует массовую потребность в банковском финансировании.
Европа боится проблем в России
Все понимают, что введение санкций нанесло тяжелый удар и по Москве, и по Европе. "Увеличением сбыта нельзя покрыть убытки, понесенные (европейскими компаниями. - ЭП) в России и Украине", - считает Витосевич.
С этим тезисом согласен Бизаньи из Unicredit. "Эстония, Польша, Румыния - мы видим увеличение рынка, но уровень готовности поглотить финансовые ресурсы пока не улучшается", - подчеркнул он.
Ограничения начали работать с июля 2014 года. Всего за полгода они превратились в огромную дубину, которая вызвала масштабные проблемы в РФ.
"Сначала санкции не играли особой роли (они были персональными для сотни человек. - ЭП). В марте-июле они не были заметны, хотя усилили все базовые риски. Россия исчезла с финансовых рынков с июля. Сейчас дело идет к массовой рецессии", - заявил вице-президент Bank of America Merrill Lynch Вадим Храмов.
Главный итог санкций - Россия потеряла доступ к финансированию из Европы.
"Мы видим падение объемов кросс-граничного кредитования на 9 млрд евро за три квартала, и нет признаков, что падение прекратится.
Иностранные банки все еще ведут масштабные операции внутри России. Эти операции финансируются преимущественно за счет внутренних депозитов", - отметил глава департамента макроэкономического анализа, монетарной политики и экономики Банка международных расчетов (BIS) Дубравко Михалек.
Единственным официальным докладчиком из РФ на конференции был замглавы "Российских железных дорог" Павел Ильичев. Он пытался подавать позитивные сигналы в духе того, что РФ переживет санкции без особых затруднений.
"Примерно 10 млрд долл вложим в инфраструктуру, в развитие Дальнего Востока. Стратегически важно развивать больший товаропоток через границу Китая. У нас есть прямая поддержка государства, так что мы имеем хорошую комбинацию собственных инвестиций, долга и господдержки", - отметил он.
Впрочем, публика скептически оценила такую браваду и продолжила обсуждать другой аспект: насколько предприятия и банки РФ будут способны вернуть деньги, которые Европа успела влить в российскую экономику.
Ведь если они не способны получать новые кредиты в валюте, то и отдавать старые вряд ли смогут. Особенно учитывая огромную девальвацию, которая резко уменьшила прибыльность российских компаний в валютном выражении.
"В России компании не будут иметь доступа к ресурсам, чтобы рефинансировать долги", - сказал заместитель главы подразделения стратегического анализа по Центральной и Восточной Европе Unicredit Кармелина Карлуццо.
Потенциально это означает проблемы для самих банков. Им придется списывать на убытки десятки миллиардов евро.
"Банки со штаб-квартирой в Вене вложили в Россию огромные деньги. Ситуация изменилась. Мы склоняемся к тому, чтобы уменьшить вложения в восточном направлении, в Украину тоже", - отметил главный финансовый директор SML Maschinengesellschaft Манфред Адлманседер.
Представители Unicredit |
Между делом он упомянул, что Unicredit пытался закрыть принадлежащий ему Укрсоцбанк в Украине. На эти слова тут же отреагировал Бизаньи, который напомнил, что решение продавать, а не закрывать, банк было принято еще до начала войны между Россией и Украиной.
В целом, по итогам общения с представителями Unicredit вырисовывается оптимистичное наблюдение. Если еще год назад они были настроены выходить из Украины с убытками, то сейчас ситуация противоположная.
Публично они говорят, что Украина неинтересна для группы, но в неформальных беседах живо интересуются внутренним рынком и даже собираются вливать капитал в Укрсоцбанк. Похоже, итальянская группа намерена переждать кризис, чтобы потом начать быстрый рост на оголившемся кредитном рынке Украины.
"Мы до сих пор не получили запроса от НБУ касательно необходимой суммы докапитализации. У нас все еще неплохое состояние дел", - прозрачно намекнул вице-президент Unicredit S.p.a. Джанни Франко Папа.
Не исключено, что аналогичной позиции придерживаются в Raiffeisen, штаб-квартира которого также расположена в Вене.
Главная интрига - снимут ли санкции с России. Весной и летом должны состояться два важных голосования, которые способны повлиять на этот вопрос. Весеннее голосование может привести к снятию санкций, если все страны ЕС выскажутся против санкций. Очевидно, что этот сценарий невозможен.
"Еще год назад половина украинского общества испытывала дружеские чувства к России. Но сейчас Украина сделала свой выбор в сторону Запада. Я не вижу для нее пути назад. Кровь, слезы и пот способствуют консолидации общества. Нет причин, чтобы Украина не стала второй Польшей. Поведение РФ неприемлемо. Украину нужно поддержать", - подчеркнул аналитик Standard Bank Тимоти Эш.
Однако в июле ситуация может выглядеть иначе.
"Посмотрите на фарс, который разыгрывается вокруг снятия санкций против России. Санкции могут испариться к июлю. Не потому, что Россия чего-то не делает. Она как раз делает (имеется в виду военная агрессия. - ЭП)", - подчеркнул главный экономист East Capital Маркус Сведберг.
Дело в том, что июльское голосование касается продления санкций на год, а оно требует единогласного "за" всех европейских стран.
Вот тут и кроется главная интрига. За полгода действия ограничений на вливание капитала в Россию европейские компании и банки понесли огромные потери. Еще большими могут оказаться убытки, если российские компании массово объявят дефолт по внешним обязательствам.
Иллюстрация к статье о Росии в Euromoney |
Сейчас российское лобби в Европе пытается продвинуть тезис, что санкции - дело рук США, но ударили они не по экономике Штатов, а по экономике Европы. Впрочем, европейцы это признают, но от санкций отказываться не собираются. Это настроение четко чувствовалось в ходе конференции.
"В этом году Европа будет испытывать сильное влияние ситуации в России. Экономика России важна не только для Центральной и Восточной, но и для Западной Европы. Мы поддерживаем все санкции, которые накладываются европейскими властями, и будем выполнять новые санкции, если они будут введены", - заявил вице-президент Unicredit S.p.a. Джанни Франко Папа.