Остров невезения: взять и отменить
Спустя год и четыре месяца после вступления в силу конвенции об избежании двойного налогообложения с Кипром Кабмин решил ее упразднить.
Переговоры о подписании этой конвенции велись не один год и не одним правительством.
В июле 2013 года она была ратифицирована, а в августе вступила в силу.
До этого правила налогообложения между сторонами регулировались документом, подписанным еще во времена СССР.
Новая конвенция принималась во избежание оттока капитала на остров и с целью ликвидации схем по минимизации налогов. Непонятно, но факт: сейчас правительство требует ее денонсации по тем же причинам.
"В рамках налоговой справедливости мы внедряем новые подходы в налогообложении крупного бизнеса. В том числе речь идет о денонсации соглашения между Украиной и Кипром, из-за которого ежегодно из Украины около 6 млрд грн выходило без налогообложения.
Я хочу отдельно подчеркнуть: отмена этого соглашения не предусматривает прекращения его действия, поскольку Кипр тоже должен его денонсировать", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
В бизнес-среде логику правительства называют как минимум странной. Такое решение применяется лишь к Кипру, или Украина намерена денонсировать налоговые договоры со всеми цивилизованными странами и взимать 15% со всех дивидендов, процентов и роялти? Кто тогда будет вести бизнес с Украиной?
Это далеко не все вопросы, но на них пока нет ответа со стороны правительства.
Арсений Яценюк. Фото kmu.gov.ua |
Впрочем, причины подобного поведения Кабмина могут быть иными. Он блефует. Никакой денонсации не будет, зато эту тему можно использовать как рычаг влияния на украинских олигархов, которые работают через Кипр.
Несмотря на банковский кризис на острове и отток капитала с острова, Кипр остается основным инвестором в Украину. По статистике, за три квартала 2014 года 33,3% или 15,1 млрд долл ПИИ в Украину приходилось на Кипр.
Украина вложила в остров 90,6% общего объема прямых инвестиций или 5,8 млрд долл. Не секрет, что большинство этих средств - это выведенные с Украины деньги украинских предпринимателей.
Cомнительная выгода
В какой-то мере Минфин объяснился. В отличие от конвенций, заключенных Украиной с другими странами, украинско-кипрская предполагает льготные условия налогообложения отдельных видов доходов.
В частности, в документе отмечается, что процентные доходы облагаются по ставке 2%, в то время как в других конвенциях - 5-10%, сказано в сообщении пресс-службы ведомства.
"Наличие в соглашении таких льготных условий налогообложения нивелирует эффективность его применения для прекращения процесса оттока капитала за границу", - подчеркивают в Министерстве финансов.
Правда, Минфин немного недоговаривает. По сравнению с другими кипрская конвенция далеко не самая лучшая для бизнеса с точки зрения ставок налога.
Ставка на репатриацию дивидендов составляет 5%. При этом с Голландией, Швецией и Финляндией действует нулевая ставка. Уплата роялти облагается по ставке 10%, а в случаях с некоторыми другими странами Европы - 0%.
При репатриации процентного дохода на Кипр ставка составляет 2%, тогда как с другими странами ставки обычно выше.
Страны с нулевой ставкой налогообложения процентов из Украины тоже есть, например, Великобритания, отмечает партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник.
Кроме того, добавляет он, Украине нужно, чтобы бизнес получал за рубежом кредиты, а Кипр - одна и самых популярных юрисдикций по этой части.
"Если Украина повышает налог на репатриацию процентов, стоимость кредитов, которые будут идти в Украину через Кипр, повысится. Я почему-то не уверен, что государство тут выиграет", - утверждает эксперт.
Есть утверждение, что конвенция не позволяет облагать налогом доходы от продажи кипрскими компаниями украинского бизнеса.
"Налоги устанавливает каждое государство, а конвенция определяет, кто из них имеет право собрать налог с той или иной сделки. Украинское законодательство как раз не предполагает налогообложения сделок между двумя нерезидентами по продаже акций украинских компаний. Кипрская конвенция не имеет к этому никакого отношения", - говорит Серветник.
Фото wikipedia.org |
Проблемы с дипломатией
С точки зрения дипломатии решение правительства денонсировать конвенцию выглядит также довольно корявым. Жить вообще без конвенции - не вариант, это откроет шлюз для вывода капитала. Таким образом, после денонсации Кабмин наверняка приступит к переговорам о подписании нового документа.
Согласно статье 27 конвенции Украина раньше 2019 года расторгнуть ее в одностороннем порядке не может, так как не прошло пяти лет с момента ее вступления в силу, напоминает управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров. Таким образом, согласие Кипра в вопросе отмены акта обязательно.
Если Кипр согласится денонсировать его досрочно, в этом случае вряд ли налогообложение выровняется сразу.
"Все изменения вступят в силу, скорее всего, с 1 января года, следующего за годом, в котором будет подписана и ратифицирована обеими сторонами новая конвенция. Предположительно, новые условия начнут действовать не ранее 1 января 2016 года", - говорит Кочкаров.
Есть еще нюанс. Действующая конвенция, в отличие от "советской", основана на модельной конвенции ОЭСР. Новая, с огромной вероятностью, также будет основана на ней. Изменения могут быть, потому что стандарты ОЭСР меняются, но на 90%, говорит Серветник, новая конвенция будет отвечать нынешней.
Тогда возникает вопрос: зачем денонсировать? "Практичнее было бы договориться об изменении нескольких статей, а не разрывать договор. Зачем делать недружественный шаг в отношении государства-члена ЕС? Дружба с Евросоюзом важна для Украины", - подытоживает Серветник.
Штаб-квартира ОЭСР в Париже. Фото wikipedia.org |
В оппозиции решение о денонсации считают бессмысленным.
"Говорят, мы отменим конвенцию, и начнется масштабная деофошоризация. Это неправда. Многие крупные компании отказались от Кипра в связи с финансовым кризисом, который был на острове, и перекочевали в Швейцарию и Голландию", - отметил член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Александр Долженков, Оппозиционный блок.
Денонсацию привязывают также к закону о трансфертном ценообразовании - ТЦО. Такой шаг якобы ударит по выведению капитала на Кипр крупным бизнесом.
"Это абсурд. То, что предлагается в рамках изменений к закону о ТЦО, - это инициативы экс-министра доходов и сборов Александра Клименко, притом не самого лучшего качества", - отмечает Долженков.
* * *
Урядовий законопроект "Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо удосконалення податкового контролю за трансфертним ціноутворенням" дозволить олігархам і надалі уникати справедливої сплати податків.
Про це заявив народний депутат, член Ради політичної партії "ВОЛЯ" Юрій Дерев'янко, коментуючи відповідний законопроект.
Він нагадує, що чинне законодавство дозволяє олігархічним фінансово-промисловим групам зменшувати суми податків, які вони сплачують.
Мова йде про компанії, які реалізують товари певних груп: руду та золу (компанії Ріната Ахметова), продукцію хімпрому (компанії Дмитра Фірташа), газ та нафту (компанії Ігоря Коломойського, Юрія Бойка, Дмитра Фірташа, Сергія Льовочкіна та Сергія Курченка), чорні метали (компанії Віктора Пінчука та братів Клюєвих).
Відповідні "пільги" для олігархів передбачає діючий пункт 21 підрозділу 10 розділу ХХ "Інші перехідні положення" Податкового кодексу.
Юрий Бойко, Дмитрий Фирташ. Фото podrobnosti.ua |
"У той же час запропонований урядом законопроект щодо удосконалення податкового контролю за трансфертним ціноутворенням не дозволяє ліквідувати ці "схеми" та сприятиме корупції", - підкреслює Дерев'янко.
"Так, у Кабміні пропонують внести зміни до згаданого пункту 21, які передбачають, що для визначення співставної ціни на товари певних категорій, які експортуються (імпортуються), будуть братися показники цін товарної біржі.
При цьому уряд сам визначатиме перелік таких бірж. А це означає, що уряд у ручному режимі зможе визначати вигідну для олігарха біржу (скоріш за все, українську, а не світову), де він може отримати "необхідну" йому ціну.
Це дає можливість отримувати преференції олігархам, які експортують нафту, газ і всі інші товари, які там визначені", - каже депутат.
Такий особливий режим для бізнесу олігархів уряд пропонує залишити ще на 2 роки - до 1 січня 2017 року.
Депутат додає, що урядовий законопроект надає дискреційні повноваження фіскальним органам. Зокрема, у законопроекті міститься низка положень, які дають можливість фіскальним органам застосовувати положення кодексу на власний розсуд.
"Податківці визначатимуть, що є господарською операцією для цілей трансфертного ціноутворення, оскільки перелік ознак такої операції не є вичерпним. Це спонукатиме олігархів шукати лазівки і "домовлятися" з фіскалами", - пояснює Дерев'янко.
При цьому уряд передбачає за порушення правил трансфертного ціноутворення накладення штрафу у розмірі до 100 розмірів мінімальної зарплати (зараз це близько 120 тис грн) за всі незадекларовані операції.
За словами Дерев'янка, реформи уряду повинні бути направлені на усунення таких лазівок, а не на створення підстав для того, щоб податківці мали змогу брати хабарі.
Раніше народні депутати "ВОЛІ" Юрій Дерев'янко та Ірина Суслова зареєстрували у Верховній раді "Пакет антиолігархічних законопроектів", один з яких передбачає внесення змін щодо трансфертного ціноутворення - законопроект №1492.
Цей документ передбачає вилучення 21 пункту з Податкового кодексу, який дає їм можливість уникати сплати податків.