Яценюк получил годовой иммунитет?
"Как я могу проанализировать программу правительства, если это сплошные декларации и лозунги?
Наша группа не будет за нее голосовать", - поспешно сказал глава депутатской группы "Воля народа" Игорь Еремеев и скрылся за дверью парламента.
Начиналось заседание Верховной рады, посвященное рассмотрению программы правительства на 2015-2016 годы.
Забегая наперед, можно сказать, что группа Еремеева вместе с Оппозиционным блоком и группой "Экономическое развитие" Виталия Хомутынника не поддержали программу.
Всего за нее проголосовало 269 депутатов.
Для премьер-министра Арсения Яценюка презентация программы была моментом техническим. Он почти дословно повторил свою речь, произнесенную несколько дней назад в Кабинете министров.
Парламент отреагировал прогнозируемо - в зависимости от политической палитры.
Представители Блока Петра Порошенко, "Батьківщини", Радикальной партии и партии "Самопоміч" усмотрели лишь один изъян. По из словам, поскольку программа написана на базе коалиционного соглашения, то это соглашение нужно сделать приложением программы.
Какой-то резон в этом был. Вроде как и программа стала выглядеть посолидней, и видимость единой политики сохранилась.
Солидности документу явно не хватало. Все экономические планы правительства поместились на 12 листах законопроекта или 14 слайдах презентации. Разница между ними только в том, что один из документов законопроект, второй - красивые слайды с иллюстрациями.
Голосование за программу правительства было далеко не единогласным |
На самом деле программу правительства ждали в обществе, бизнес-среде, среди экспертов и политиков. Кто-то - из любопытства. Кто-то - чтобы выяснить, намерено ли правительство проводить реформы или опять скатится в плоскость деклараций и обещаний.
Кабмин сохранял интригу до последнего. Документ готовился в спешке и за закрытыми дверями. По итогам его презентации ореол повышенной секретности вызывал недоумение. Правительство таки создало декларацию о намерениях без какой-либо конкретики.
Экономическая политика
Экономические приоритеты напоминают набор тезисов о вечном. Среди них - легализация зарплат, поэтапное снижение ЕСВ с 41 до 15%, запуск электронных гозакупок, двукратное сокращение ставок единого налога.
Все эти идеи обсуждаются на уровне правительства уже не первый год и упираются в искусственное затягивание запуска электронных госзакупок и выхолащивание тендерного законодательства.
Или же, как с ЕСВ, - в отсутствие компенсаторов. Ведь в случае снижения налога в бюджете образуется многомиллиардная дыра, которую нужно чем-то закрыть.
Нажмите для увеличения |
Нажмите для увеличения |
Одним из наиболее важных пунктов экономической политики правительства является подготовка реформаторского пакета законопроектов - поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Поправки готовятся в авральном порядке и тоже в закрытом режиме. На текущей неделе Кабмин собирался едва ли не каждый день. Добиться от чиновников разъяснений, чему были посвящены заседания, и на каком этапе подготовка этих документов, довольно сложно.
Уже сейчас понятно: переход к выполнению конкретных пунктов программы правительства спровоцирует споры в парламенте. Пример тому - возврат депутатов к обсуждению закона о налоговом компромиссе и новой системы электронного администрирования НДС.
Принятие закона о налоговом компромиссе в программе есть. С НДС все сложнее. Там есть пункт о введении новой системы администрирования, но какой именно - неясно. Премьер в парламенте также вильнул.
Когда в ходе обсуждения программы речь зашла об НДС, он обтекаемо заявил, что "в Украине должна быть специальная процедура администрирования НДС", механизм которой "нужно дополировать".
Минфин и ГФС разработали механизм электронного администрирования налога и введения спецсчетов и настаивают на введении этой схемы.
В среду на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики депутаты столкнулись с тем, что они не знают, что делать с электронным администрированием НДС.
ГФС тем временем подготовила всю нормативно-правовую и технологическую базу для запуска системы. Собрали пожелания бизнеса и учли их в проекте закона. Тестовий режим системы отработан.
Госказначейство уже открыло счета предприятиям. "Мы готовы к совершенствованию системы, но не настаивайте на ее отмене", - попросила директор департамента по вопросам методологической работы ГФС Неля Привалова.
Группа депутатов во главе с Оксаной Продан настаивает именно на отмене НДС-счетов. Соответствующий законопроект №1141 уже зарегистрирован в парламенте.
Еще один спорный момент - законопроект о налоговом компромиссе.
"Мы не проголосовали за закон и уже потеряли около 5 млрд грн", - грустно вздохнул глава ГФС Игорь Билоус на заседании комитета.
Фото kmu.gov.ua |
Впервые законопроект о налоговом компромиссе появился в парламенте в мае 2014 года. С тех пор Рада дважды отказывалась его принять.
В ноябре депутат от Оппозиционного блока Александр Долженков зарегистрировал свою версию этой идеи - проект закона №1071.
Долженков предложил "прощать" 85% неуплаченных налогов при уплате 15%. Представители остальных политических сил внесли доработанный альтернативный документ №1071-1, сохранив соотношение 95 к 5.
"Целесообразнее было бы ввести налоговый компромисс вместе с системой электронного администрирования НДС", - сказал на заседании замминистра финансов, куратор налоговой политики Денис Фудашкин.
Его слова наткнулись на повисшее в воздухе нежелание депутатов возвращаться к теме злополучного НДС. В итоге депутаты проголосовали за включение обоих проектов в повестку дня парламента.
В пятницу утром состоялось еще одно заседание комитета по этим вопросам. "Депутаты рекомендовали принять законопроекты по отмене НДС-счетов и налоговому компромиссу №1071-1 в первом чтении", - сообщила ЭП Продан.
Не исключалось, что глава парламентского комитета Роман Насиров из БПП внесет их на рассмотрение парламента с голоса. Причина такой срочности - желание принять документы в текущем году. Не внес.
Политика безопасности
Особое внимание в программе правительства уделено безопасности. Так, расходы на оборонную и правоохранительную деятельность должны составить не менее 5% ВВП. Львиную долю планов в оборонной сфере планируется реализовать в 2015 году.
В том числе - отказаться от внеблокового статуса, перейти на стандарты НАТО и уже в первом квартале 2015 года принять программу сотрудничества с Альянсом.
"Закон, который был принят в качестве взятки россиянам, так называемый внеблоковый статус, должен быть отменен. Украина примет новый закон об основах внутренней и внешней политики, которым отменит внеблоковый статус. Украинская армия должна полностью соответствовать стандартам НАТО", - заявил Яценюк.
Из более долгосрочных планов страны в сфере безопасности - обустройство надежно защищенной границы с РФ к 2018 году и оперативное создание агентства по этим вопросам.
Нажмите для увеличения |
Такие планы вызвали критические замечания аналитиков. В частности, эксперт Координационного центра реформ при президенте Украины Сергей Коваленко подчеркивает, что указанные в программе цифры не совпадают с коалиционным соглашением.
Политика здравоохранения
Одна из наиболее интересных в программе - реформа здравоохранения. Когда премьер презентовал ее на заседании правительства, министры даже отвлеклись от разглядывания документов и гаджетов.
Не обошлось без стандартных обещаний о дерегуляции фармацевтического рынка и ликвидации коррупции в ходе тендеров.
Нажмите для увеличения |
Из любопытного: Кабмин хочет поручить закупку лекарств не министерству, а международным организациям ВОЗ и ЮНИСЕФ.
"ЮНИСЕФ закупает огромное количество вакцин для многих стран мира. Среди поставщиков-производителей вакцин борьба идет на смерть за то, чтобы выиграть тендер ЮНИСЕФ. На уровне тендеров ЮНИСЕФ цены ниже рыночных.
Есть разные варианты закупок. Можно, например, закупать напрямую у производителя через рекомендационные письма ЮНИСЕФ", - объяснил ЭП министр здравоохранения Александр Квиташвили.
По его прогнозам, первые тендеры по новой системе могут состояться уже в феврале-марте 2015 года.
Еще один любопытный пункт - признание регистрации медпрепаратов, лицензированных в ЕС, США, Канаде, Австралии и Японии при условии, что в дальнейшем эти страны ответят Украине взаимностью. Эта новация привязана к регулятору, а не стране производителя.
"В мире есть пять ведущих регуляторов, которые выдают лицензию о качестве товара. Это регуляторы упомянутых стран. Речь о том, что лекарства с сертификатом одного из этих регуляторов получат упрощенный доступ регистрации в Украине", - рассказал Квиташвили.
Упрощенный доступ, по словам министра, состоит в том, что препарат не будет проходить лабораторные исследования в Украине. Однако регистрацию он получать будет. Такой режим не будет распространятся на товары, которые не имеют лицензии этих регуляторов.
По опыту Грузии за счет исключения этих бюрократических и дорогостоящих звеньев при импорте медикаментов, отметил министр, розничные цены на лекарства могут снизиться на 30%.
Арсений Яценюк. Фото kmu.gov.ua |
Как формируется цена?
"Первое - в нее закладывается регистрация препарата. Ее средняя стоимость - 10 тыс евро. До недавних пор коррупционная составляющая приравнивалась к стоимости регистрации", - уточнил ЭП директор "Укримпекс фарм" Сергей Марусенко.
Вторая составляющая - стоимость сертификации документов. Этот процесс тоже поле для взяточничества, ведь если компания не хочет ждать сертификат несколько месяцев, она идет и платит взятку.
Еще одна уловка для вымогательства - со стороны лабораторий: "Мы нашли у вас незначительные несоответствия и бракуем всю серию".
"От импортера товар попадает к оптовой компании, которая закладывает 5-50% стоимости, аптека - 25-50%. Если я ввожу товар за 50 грн, то в аптеке он будет стоить 120 грн", - рассказывает эксперт.
По его прогнозам, некоторое снижение цен от подобного упрощения может произойти. С другой стороны, все будет зависеть от того, насколько действительно упрощенной окажется новая процедура.
Управление госсобственностью
В этой части в планах Кабмина особой новизны нет. Пункты программы переписаны из коалиционного соглашения и сводятся к тому, что страну ждет новая волна приватизации, а госактивы - международный аудит.
Нажмите для увеличения |
В первом квартале 2015 года планируется принять изменения в закон о перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, исключив из него более 1 200 объектов.
"Сейчас эти объекты юридически не подлежат приватизации, а фактически приватизированы менеджментом этих компаний, которые назначаются соответствующими министерствами", - объяснил необходимость подобного шага Яценюк.
ЭП уже писала о механизмах, которые планирует задействовать правительство в своей новой политике управления госсобственностью. Все они касаются упрощения процедуры продажи госимущества и полны коррупционных рисков.
Энергетическая политика
Планы правительства в сфере энергетики сводятся к дальнейшей диверсификации поставок энергоносителей, реорганизации "Нафтогаза" в соответствии с третьим энергетическим пакетом ЕС и полное финансовое оздоровление компании.
Одна строка посвящена реформе угольной отрасли до 2019 года. Ее суть - в приватизации 37, консервации 24 и закрытии 32 убыточных шахт.
Нажмите для увеличения |
Нажмите для увеличения |
В сфере энергетики планируется бурная законотворческая деятельность. Речь о внесении изменений в закон о соглашениях о разделе продукции - в первом полугодии 2015 года, утверждении новой редакции кодекса о недрах и корректировке системы налогообложения.
Премьер уже анонсировал, что правительство разработало три варианта системы налогообложения энергокомпаний. "Остается рента и внедряется нова схема налогообложения фактической прибыль от добычи полезных ископаемых", - сказал Яценюк.
Эти планы обещают новую порцию веселья, точнее, новый виток лоббистских разборок в парламенте и правительстве.
Сейчас на уровне подготовки поправок в Налоговый кодекс вопрос о ренте - один из наиболее спорных. Судя по заявлениям руководства ГФС и Минфина, позиция правительства меняется с завидной регулярностью.
Сначала рассматривалась идея вернуть ставки на прежний уровень. Последние веяния - продлить действие повышенных ставок на полгода.
Нарвались на критику
Программа правительства предполагает принятие целого вороха законов. Она напоминает микс рекомендаций МВФ с ранее озвученными декларациями о намерениях. Однако даже на этом уровне в ней есть существенные пробелы.
Например, в программе нет ни слова о реформе ЖКХ, создании прозрачного газового рынка, охране окружающей среды.
Еще один минус - отсутствие расчетов. За счет каких средств в условиях дефицита госбюджета будут достигнуты заявленные цели, непонятно.
Помимо прочего, в программе ничего не сказано о планах правительства по стабилизации курса гривны и других телодвижениях в финансовом секторе. Еще один момент, который остался вне программы, - какой будет политика Киева в отношении территорий из зоны АТО и Крыма.
"Это сугубо декларативный документ, главной целью прохождения которого через парламент является создание очередной пиар-акции. Примерно полгода назад была такая же презентация с теми же проблемами и задачами со стороны тогдашнего правительства", - прокомментировал документ глава Оппозиционного блока Юрий Бойко.
По его словам, для Кабмина это попытка получить иммунитет, чтобы иметь возможность на протяжении года работать без угрозы увольнения.