К зоне АТО применят крымский сценарий?
"Эти регионы заявляли, что кормят всю страну. Хорошо, пускай попробуют теперь прокормить самих себя. Система взаимоотношений проста: режим свободной экономической зоны и самодостаточности бюджетного процесса. Хотели автономии - получите".
Правительство приступило к поиску нового формата экономических отношений с территориями в зоне проведения антитеррористической операции.
По информации источников ЭП, написание нового законопроекта на эту тему уже стартовало, однако сопровождается множеством сложностей.
"Речь идет о новом документе об особенностях управления захваченными Россией территориями.
Межведомственная рабочая группа при Кабмине уже начала работать над ним", - сообщил ЭП источник в аппарате правительства.
По его словам, одна его часть будет посвящена освобожденным территориям, вторая - оккупированным. В Кабмине обсуждается и другая версия: распространить действие закона об оккупированных территориях, который пока касается только Крыма, и на восточные регионы.
Подготовка нормативно-правового поля затягивается по двум причинам.
Во-первых, на уровне чиновников нет четкого понимания, как это сделать технически. Ситуация на востоке меняется ежедневно. Количество населенных пунктов, контролируемых боевиками и украинскими военными, меняется.
В связи с этим выписать эффективный механизм политических и экономических отношений с регионами в зоне АТО довольно проблематично.
Во-вторых, на подготовку законодательной базы влияют политические расклады в правительстве. Арсений Яценюк более принципиален и категоричен. Премьер исключает возможность переговоров с руководством "ДНР" и "ЛНР". Недавно он отказался финансировать из госбюджета оккупированные территории.
"По территориям, которые контролируют российские террористы, дотации составляют 19,6 млрд грн в Донецкой области и 14,6 млрд грн - в Луганской области. Однако правительство не будет финансировать самозванцев и террористов", - сказал Яценюк.
Премьер также уточнил, что все пенсии и социальные выплаты начисляются для каждого человека. "Уберутся прочь с территории Донецка и Луганска российские террористы, мы вернем контроль над территориями и выплатим каждому ту социальную льготу, которую человек заслуживает", - сказал глава правительства.
В свою очередь позиция Петра Порошенко сводится к сплошным маневрам. Президент заявил, что действующий закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей необходимо отменить и принять новый закон.
"Мы готовы четко очертить территорию, где будет действовать специальный режим местного управления. Более того, мы готовы обеспечить специальный режим СЭЗ, где субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы на этих территориях, будут иметь специальный режим экономических отношений с ЕС и специальный режим экономических отношений с Россией", - добавил Порошенко.
Нажмите для просмотра всего документа |
Децентрализацию президент называет "ключевым элементом политического урегулирования ситуации в Донбассе".
Судя из обнародованного проекта Коалиционного соглашения, в перспективе Киев намерен сформировать на этих территориях дополнительную инфраструктуру органов власти, реализовывать различные программы поддержки населения, влиять на формирование информационной политики.
Также проект соглашения предполагает судебные иски против Москвы в международные судебные инстанции на предмет покрытия убытков от оккупации.
Формирование нового правительства и подписание коалиционного соглашения может и ускорить процесс, и замедлить его. Все зависит от того, смогут ли президент и премьер договориться относительно решения "восточного вопроса". Затем документ должен еще пройти через парламент.
Поручения в никуда
На последнем заседании Кабмина Яценюк поручил вице-премьеру Владимиру Гройсману утвердить перечни объектов социальной инфраструктуры, которые надо восстанавливать на полностью контролируемых украинскими властями территориях, и вместе с Минэкономики начать их финансирование.
Для этого правительство выделило 300 млн грн. Часть средств пойдет на помощь тем, кто переехал из контролируемых террористами населенных пунктов.
Финансироваться будут первоочередные проекты и мероприятия - восстановление объектов социальной инфраструктуры, жилищного фонда и систем жизнеобеспечения, поврежденных или разрушенных войной.
Владимир Гройсман. Фото kmu.gov.ua |
Минфин должен выделить указанную сумму из резервного фонда госбюджета. Однако раньше появления внятного нормативно-правового поля рассчитывать на распределение этих средств не приходится.
В последнее время процесс его подготовки выглядел так: премьер раздавал поручения о необходимости урегулировать экономические отношения с проблемными территориями, но их никто не спешил выполнять. Месяц назад премьер раздал поручения, выполнить которые надо было в пятидневный срок.
Предполагалось, что все сработают оперативно, и в итоге появится новая законодательная база, решающая проблемы с финансированием переселенцев и количеством населенных пунктов в зоне АТО. Однако этого не произошло.
Согласно поручению, министру финансов Александру Шлапаку, министру юстиции Павлу Петренко, министру внутренних дел Арсену Авакову, министру экономического развития Валерию Пятницкому, замминистра регионального развития Вячеславу Негоде и главе СБУ Валентину Наливайченко поручалось написать проект закона о списке населенных пунктов в зоне АТО.
Пожалуй, это единственное, что было сделано, и то не с первого раза. В предпоследний день октября министры утвердили такой список, а спустя неделю - упразднили его. Кабмин вернулся к этому вопросу на очередном заседании.
Список утвердили, но в укороченном варианте. В отличие от первой редакции в нем уже нет ряда районов. Исключены Славянский, Первомайский, Александровский районы Донецкой области, города Рубежное, Северодонецк, Стаханов, Беловодский, Белокуракинский, Кременский районы Луганской области.
Второе поручение премьера касалось списка товаров, работ и услуг, необходимых для возобновления разрушенной инфраструктуры после окончания АТО.
Его выполнение зависело от совместной работы Петренко, Шлапака, Негоды, уполномоченного Антимонопольного комитета Николая Бараша, глав Донецкой и Луганской ОГА Александра Кихтенко и Геннадия Москаля. По данным источников, сейчас список согласовывают ведомства, он пока не сведен.
Поручения премьер-министра Арсения Яценюка. Нажмите для увеличения |
Еще одна неудачная идея - создание госагентства по вопросам восстановления Донбасса. Это предполагает постановление Кабмина об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти от 10 сентября.
За два месяца не были прописаны ни его полномочия, ни функции. 23 сентября руководителем агентства стал экс-глава Кировоградской ОГА Андрей Николаенко - бывший заместитель тогдашнего главы Донецкой ОГА Сергея Таруты.
Восстановлением Донбасса Николаенко занимался недолго. Через месяц он уволился по собственному желанию. Причина - требование закона о люстрации.
Крымская модель
В первую очередь нужна законодательная база, которая обеспечила бы управление оккупированными территориями.
"Речь о законодательном оформлении органов местного самоуправления и исполнительной власти. Даже на освобожденных территориях нет полностью укомплектованного депутатского корпуса, как и состава территориальных представительств центральных органов исполнительной власти", - говорит директор Центра анализа и разработки законодательства Александр Слобожан.
На этом фоне, по его словам, финансирование вторично. Сначала нужно обеспечить аппарат, который им будет распоряжаться и его контролировать. Это органы госказначейства, НБУ, Государственной фискальной службы.
Второе направление, требующее законодательного урегулирования, - социальные выплаты. Ответственность за их финансирование лежит на государстве. Необходимо обеспечить механизм получения этих средств гражданами.
Внимание! Нецензурная лексика!
Третий блок проблем, которые необходимо решить на уровне закона, касается органов местного самоуправления и финансирования бюджетной сферы.
"Тут наибольшая проблема. Расчет наличными здесь невозможен - все платежи должны проходить через госказначейство. В условиях, когда казначейские органы не работают, нужны инструкции или приказы Минфина, позволяющие проводить эти платежи через банки. Это сложно прописать", - отмечает эксперт.
По его словам, Украина не может не выделять средства на содержание этих регионов, в том числе по политическим причинам. Пока позиция Киева такова: это оккупированная территория, там живут украинцы, потребности которых необходимо обеспечивать. Впрочем, возможен и более жесткий сценарий.
По словам первого замминистра финансов Игоря Уманского сегодня отсутствует слишком много вводных, чтобы правильно выстроить концепцию отношений с территориями из зоны АТО.
"Нужно политическое решение: существующий статус отношений принимается как статус-кво, и мы отталкиваемся от него в дальнейших решениях или нет. К сожалению, однозначного политического видения пока не сформулировали ни президент, ни правительство, ни СНБО, ни парламент", - сказал он ЭП.
По словам замминистра, если этот статус-кво будет сохранен, то формула взаимоотношений окажется достаточно прагматичной.
"Эти регионы постоянно заявляли, что кормят всю страну. Хорошо, пускай попробуют теперь прокормить самих себя. Система взаимоотношений проста: режим свободной экономической зоны и самодостаточности бюджетного процесса для этих регионов. Хотели автономии - получите", - сказал Уманский.
Он уточнил, что этот сценарий возможен только в отношении подконтрольных боевикам территорий. С теми регионами, в которых граждане поддерживают украинскую власть, система взаимоотношений будет другая. Они, по словам чиновника, останутся на обеспечении государства.
Игорь Уманский. Фото ЭП |