Украинская правда

Стратегическая распродажа

В недрах правительства согласовывается проект постановления, призванный ускорить приватизацию. Сделать это планируется путем перетасовки и сокращения списка стратегических объектов.

В июле Арсений Яценюк сделал довольно амбициозное заявление.

"Мы объявим самую масштабную приватизацию за все 23 года. "Укрспирт" должен быть приватизирован.

Госкомпании, холдинги и другая нечисть - неэффективны, они нацелены только на разворовывание средств, полученных под госгарантии", - сказал премьер.

На фоне аннексии Крыма, войны на востоке страны, стремительного падения темпов роста ВВП и притока инвестиций остается только догадываться, на какие стимулы для приватизации рассчитывал глава правительства.

Выполнение плана по доходам от приватизации - слабое звено в работе Кабмина. Из запланированных в 2014 году 17 млрд грн поступлений в бюджет за январь-сентябрь удалось собрать всего 58,5 млн грн.

Перекрыть эту дыру пришлось за счет новых займов. Недавно правительство решило увеличить государственные заимствования на 16,6 млрд грн в связи с провалом плана по доходам от приватизации госимущества.

Попытки Фонда госимущества продать что-либо оказывались тщетными.

На фондовых биржах с начала 2014 года предлагалось к продаже 90 пакетов акций 64 акционерных обществ общей номинальной стоимостью 1,035 млрд грн.

По итогам торгов за девять месяцев 2014 года удалось продать только два пакета акций ПАО "Детское учреждение оздоровления и отдыха "Приморье", Николаевская обл: 23,53% за 65,2 тыс грн и 24,49% за 67,8 тыс грн. Общая стоимость по заключенным контрактам составила 132,9 тыс грн.

На открытых денежных региональных аукционах ФГИ выставил на продажу пакеты акций донецких ПАО "Укруглепромтранс" и ОАО "Горловский комбинат хлебопродуктов", которые не были проданы в связи с оккупацией края.

Однако Кабмин продолжает искать механизмы, которые обеспечат комфортную распродажу госимущества. Когда она произойдет - не столь уж и важно.

Сейчас в недрах правительства согласовывается проект постановления, призванный ускорить приватизацию. Сделать это планируется с помощью перетасовки и сокращения списка стратегических объектов.

Нажмите для увеличения

Документ уже рассматривал правительственный комитет по вопросам социально-экономического развития и европейской интеграции, однако был отправлен на доработку с подачи премьер-министра. Источник ЭП в правительстве уточнил, что список дополнят объектами, подконтрольными "Нафтогазу".

Повод для корректировки списка формальный. Как следует из пояснительной записки к документу, перечень решено поменять во исполнение закона о новых критериях, по которым объекты решено относить к стратегическим. Правда, эти критерии не такие уж и новые. Они вступили в силу осенью 2012 года.

В Кабмине предпочли не распространятся о том, почему пересмотром списка стратегических предприятий решили заняться только сейчас.

"Утверждение списка усилит контроль и обеспечит более эффективное использования имущества объектов, которые в него попали. В случае включения этих объектов в перечень их приватизация будет проходить в индивидуальном порядке под надзором ФГИ и правительства", - говорится в записке.

Впрочем, это только одна сторона вопроса, и относится она только к предприятиям, которые остались или появились в списке. Что же касается объектов, исключенных из него, то эффект будет противоположный.

Перетасовка перечня нацелена на сужение полномочий Кабмина и расширение полномочий фонда по продаже ряда объектов. В чем суть?

Стратегические предприятия относятся к группе Г, для которой прописан особый процесс подготовки к приватизации и собственно приватизации. Процедура эта довольная громоздкая, и каждый этап требует согласования с правительством.

По закону список подлежащих продаже объектов группы Г утверждает Кабмин с подачи ФГИ. До принятия решения о приватизации обнародуется финансовая отчетность этих объектов: баланс, движение средств, собственный капитал.

Подготовка к продаже проходит под жестким контролем Кабмина. Такой надзор не распространяется на другие группы объектов. Их подготовка, определение условий конкурса и продажа находится в ведении Фонда госимущества.

"Процедуры по приватизации объектов после выведения их из списка стратегических регулирует ФГИ. Как только объект исключается из списка стратегических, сроки его подготовки и продажи сокращаются, а все процессы замыкаются на фонд", - объясняет экс-глава ведомства Александр Бондарь.

Минимизировать влияние фонда на продажу этих объектов можно. Для этого, по словам Бондаря, стоит внести поправку в закон о приватизации о запрете фонду устанавливать квалификационные условия на конкурсе.

Иначе фонд будет устанавливать условия участия инвесторов по этим - уже не стратегическим - объектам и сможет писать их под "нужного" победителя.

И. о. главы Фонда госимущества Дмитрий Парфененко. Фото unian.net

Корректировку списка Кабмин прописал довольно ловко. Если в действующем списке 395 предприятий, то в новый предлагается включить всего 280.

В новом перечне появились "Укрспирт", государственные областные телерадиокомпании, "Укргаздобыча", "Укртрансгаз", "Укратранснафта", завод по производству инсулина "Индар", Укрэксимбанк и Ощадбанк, хлебокомбинаты.

Особое внимание правительство уделило предприятиям Крыма и зоны АТО.

Кабмин счел стратегическими расположенные в АРК "Черноморнефтегаз", Феодоссийский судномеханический завод Минобороны, ГП "Стеклопластик". Такой же статус получат Луганский авиационный ремонтный завод, ряд НИИ, Лугутинский научно-производственный валковый комбинат", Луганская обл.

В случае с "Черноморнефтегазом" и другими крымскими предприятиями манипуляции со статусом "стратегических", скорее, напоминают формальное желание Киева продемонстрировать, что эти предприятия украинские. Реальных рычагов управления ими Украина не имеет.

По мнению старшего юриста юридической компании Prove Group Антона Каганца, воплотить какие-либо решения относительно продажи гособъектов или пакетов акций на оккупированных территориях невозможно.

"Продажу ценных бумаг можно совершить на "материковой" части Украины. Это даже необходимо по закону о СЭЗ "Крым". Другой вопрос - как воспримут эти изменения собственников в самом Крыму, который находится под контролем России. Здесь уже как договорятся", - отмечает юрист.

На территории АТО действует закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", который могут в ближайшее время отменить.

"При необходимости можно провести куплю-продажу и внести изменения в реестры. Это будет законно", - отмечает Каганец. Другое дело, кто из инвесторов рискнет сейчас или в ближайшей перспективе что-либо покупать в этих регионах.

Помимо прочего, статуса стратегических лишатся Иршанский и Вольногорский государственные горно-металлургические комбинаты. До недавних пор они находились в аренде АО "Крымский титан" Дмитрия Фирташа.

ГОКи оказались в центре скандала: после истечения сроков аренды Яценюк обвинил предыдущую власть в занижении арендной платы за предприятия.

Из списка стратегических могут исключить также Киевский и Днепропетровский метрополитены, Тернопольский радиозавод "Орион", Закарпатский завод "Электроавтоматика", Ровенский завод "Газотрон". Как следует из обнародованных планов ФГИ, заводы планировалось продать в 2014 году.

Проект нового списка стратегических предприятий

Действующий список можно посмотреть здесь, зеленым выделены объекты, которые есть в обоих списках
Нажмите для увеличения

"Корректировка списка - непонятная инициатива. Она сейчас не ко времени. Такие вещи делаются для ускорения и упрощения процесса приватизации. Выведение  объектов из списка стратегических позволяет это сделать", - говорит Бондарь.

По его словам, обычно это делается, когда правительство доверяет фонду. Нынешний его глава Дмитрий Парфененко работает в статусе исполняющего обязанности. Он не полностью легитимен, поэтому таким доверием пользоваться не может. Останется ли он председателем фонда - не известно.

Поскольку все процедуры остались прежними, а влияние олигархических структур усилилось, глава ФГИ окажется в сложном положении. В случае вступления списка в силу он будет единолично готовить условия продажи этих объектов.

"Я не хочу преждевременно обвинять главу ведомства в коррупции, но он будет подвергаться сумасшедшему олигархическому давлению. Было бы лучше, если бы по таким объектам было коллегиальное решение Кабмина", - отмечает Бондарь.

Это подстрахует фонд на случай разбирательств с прокуратурой. Можно сослаться на то, что это решение правительства. В данном же случае вся ответственность ляжет на руководителя ФГИ.