Куда исчезают угольные деньги?
Нынешний премьер Арсений Яценюк пытается взять на вооружение крайне интересный механизм азаровского правительства. Связан он со схемой бюджетных дотаций за тонну добытого на государственных шахтах угля.
Как и во времена Януковича, "правильное" управление позволяет вынимать из украинской казны миллиарды. Эти деньги списываются на государственные шахты, хотя на самом деле за счет бюджета покупается уголь из "копанок".
В "семейный" период угольная схема работала на Виктора и Александра Януковича, Александра Ефремова, Юрия Иванющенко и Рината Ахметова. Сейчас к деньгам из "копанки" пробираются люди, имеющие отношение к "правительству камикадзе".
По данным источников "Экономической правды", во 2 и 3 квартале 2014 года Украина продолжала перечислять угольные дотации. В частности, в адрес шахт, расположенных на территории АТО, из бюджета ушли примерно 3 млрд грн.
Почему украинский бюджет финансирует террористов, не совсем понятно, потому что до населения и шахтеров эти деньги явно не доходят.
Данное направление является парафией замминистра энергетики Юрия Зюкова. Но попытки ЭП выяснить природу этих операций в Кабмине окончились ничем. Мы надеемся, что после этой публикации процесс сдвинется с мертвой точки.
Схема освоения бюджетных средств на угле известна. О махинациях "семейного" правительства через госкомпанию "Уголь Украины" было написано уже немало.
Госпредприятие, которое было создано в 2003 году для поддержания госшахт с высокой себестоимостью и низким качеством угля. Однако покупался уголь не из госшахт, а из "копанок".
Схема превратилась в кормушку для "семьи", структур Александра Ефремова и Юрия Иванющенко. Именно они контролировали большинство "копанок" на Донбассе. Экс-министр энергетики и экс-вице-премьер по энергетики Юрий Бойко наверняка знал об этих вещах, но никогда не пытался прекратить их. Почему, понятно - на угле сколотил свое первоначальное состояние "кронпринц" Александр Янукович.
Александр Янукович. Фото "Сегодня" |
Смысл схемы, получившей развитие в 2009-2013 годах, прост. Цена продажи тонны товарного угля в 2013 году составляла около 490 грн. При этом его себестоимость в Донбассе - 1 350 грн, что почти втрое больше. Разницу - 100 долл за тонну - покрывало государство ради сохранения рабочих мест.
Угольные бароны вымывали из бюджета деньги, оформляя добытый в "копанках" уголь как уголь добычи государственных шахт. Через подконтрольный группировкам менеджмент осуществлялся подлог документов.
После этого "государственный" уголь продавался энергогенерациям через "Уголь Украины" по единой цене, часть которой компенсировалась из бюджета. Государство на этой схеме несло огромные убытки. Так, госдотации отрасли из бюджета-2013 составили 13,2 млрд грн. Часть из них была взята у банков.
Задолженность ГК "Уголь Украины" перед банками в конце 2013 года составляла около 3 млрд грн. Эти средства "семья" хотела "распилить", получив от банков "откат" за возмещение долга живыми деньгами либо финансовыми векселями.
Чтобы принудить банки договариваться, "Уголь Украины" планировалось ликвидировать. По данным ЭП, кредиторам госпредприятия в Минфине предлагали получить финвекселя и монетизировать их через схему репо с Ощадбанком и НБУ с 50-процентным дисконтом.
Новое правительство взяло на вооружение еще более смелую схему, чем правительство предшественников. Для реанимации механизма с госдотациями и давления на банки-кредиторы, приказом Минэнергетики №619 от 4 сентября 2014 года создана новая компания - ГП "Государственная угольная компания".
Согласно регистрационным кодам КВЕД она будет заниматься добычей каменного угля и других полезных ископаемых, оптовой торговлей твердым и жидким топливом, грузовыми перевозками и другой деятельностью. Фактически - те же направления, которые были записаны в кодах ГП "Уголь Украины".
Фото novosti.dn.ua |
Еще одним свидетельством нежелания правительства что-то менять в угольных схемах является персона директора новосозданной компании. Им стал руководитель почившего в базе ГП "Уголь Украины" Леонид Дудка, который еще недавно сражался с банками-кредиторами госпредприятия.
После ареста счетов "Угля Украины" исполнительной службой госкомпания при попустительстве НБУ умудрилась открыть новые - в небольших банках, испытывающих проблемы с ликвидностью. По информации источников ЭП счета госкомпании были открыты в банках "Киевская Русь" и "Фортуна".
Последний с трудом выполняет обязательства перед клиентами, в результате чего на его счетах банка "замерзли" около 20 млн грн госкомпании.
Кредиторы "Угля Украины" утверждают, что обращались в НБУ с просьбой повлиять на банки, которые, несмотря на арест, открывают счета и проводят финансовые операции. Однако в Нацбанке ответили, что не обязаны контролировать открытие счетов в подобных ситуациях.
ЭП повторила запрос к регулятору, однако там свою позицию не изменили. Согласно ответу НБУ, он не отвечает за выполнение обязательств коммерческих структур. Однако комбанки должны были проинформировать исполнительную службу, если знали об аресте счетов госпредприятия.
Минэнерго на запрос ЭП касательно того, кто и как будет рассчитываться по долгам "Угля Украины", не ответило.
Из интервью Арсения Яценюка журналу "Новое время", в котором премьер признает, что уголь в обмен на дотации не поступает |
Для реализации целей новосозданной компании правительство выделило 500 тыс грн. Они пойдут на наполнение уставного фонда ГП, которого, очевидно, не хватит даже для полноценной оплаты деятельности сотрудников компании.
Значит, ГП придется привлекать новые займы для осуществления деятельности и распределения бюджетных средств на дотирование государственных шахт.
Денег понадобится много. По данным главы Независимого профсоюза горняков Михаила Волынца, из 53 шахт, которые добывают уголь, 17 работают на половину мощности. Из-за этого до конца 2014 года Украине не хватает 4 млн тонн угля.
Завезти их морем правительство не может: захвачена или уничтожена транспортная инфраструктура. Единственный источник угля для ТЭЦ - "копанки".
Профсоюзные шахтерские лидеры подтверждают, что "копачи" уже возобновили работу под "крышей" российских наемников. Трудятся за копейки - 20 грн в час.
Работа "копанок" возобновилась в Шахтерске, Торезе, Антраците, Снежном. Прибыль группировок, контролирующих нелегальные и легальные шахты, баснословна. Цена тонны угля - 3 200 грн против 500 грн в 2013 году.
Фото obozrevatel.com |
При таких ценах на покупку 4 млн тонн угля государству понадобится столько же средств, сколько было выделено в бюджете на дотации шахтам в 2013 году - около 13 млрд грн. Однако этих денег в бюджете сейчас нет. Нужны кредиты.
Как государство может брать кредиты, если демонстративно пытается обмануть кредиторов? С экранов телевизора декларируются европейские ценности, а в ежедневной работе сохраняются старые методы работы.
Зачем Кабмин создает новую госкомпанию? Возможно, в этом есть некий глубокий управленческий смысл. Но на поверхности, можно предположить только одну мотиванцию Кабмина: одним ловким движением уйти от существующих долгов перед банками. Точно так же, как предлагал экс-министр энергетики Эдуард Ставицкий.
По сути, Кабмин ведет себя как проблемный заемщик, пытающийся уйти от ответственности путем мошенничества. НБУ закрывает глаза на нарушения, ссылаясь на невмешательство в бизнес-операции.
Никто ничего не предпринимает для погашения 3 млрд грн долга "Угля Украины" перед кредиторами, ведь создаваемая "Государственная угольная компания" не станет правопреемницей по обязательствам "Угля Украины".
Значит, банки будут вынуждены добиваться возврата долгов через суды с ликвидируемой компанией, Минэнерго и государством Украина.
Очевидно, что банки не станут кредитовать нового монстра. Значит, Кабмин будет решать вопрос финансирования "Государственной угольной компании" и контроля над распределением бюджетных дотаций с помощью Ощадбанка.
Согласно протоколу заседания правительственного комитета по социально-экономическим вопросам за подписью Яценюка Минфину, Минэкономразвития и НБУ дано поручение обеспечить перевод в Ощадбанк счетов всех предприятий, доля государства в капитале которых превышает 50%.
"Государственная угольная компания", как и "Уголь Украины" попадает под действие этого поручения. Значит, счета госкомпании с высокой вероятностью будут открыты в Ощадбанке. После этого госбанк в лице друга Яценюка Андрея Пышного сможет кредитовать ГП и контролировать его финансовые потоки.
В то же время другие кредиторы будут вынуждены бороться за выбивание средств из ГП "Уголь Украины", у которого этих денег нет.
Ровно год назад проблему кредиторов предлагала решить инвесткомпания AyA Capital, которую связывали с сыном Натальи Витренко Юрием, хотя он в интервью ЭП эту информацию опровергал. AyA Capital сделала банкам предложение приобрести проблемные долги госкомпании с дисконтом 70%.
После "похода" ГП "Уголь Украины" на ликвидацию дисконт, по мнению банкиров, может стать еще глубже и составить 90% долга. После этого компания-посредник может либо добиться через суд выплаты долга из бюджета, либо рефинансировать его в Ощадбанке.
Фото УП |
При этом если при "семье" прибыльность "отжимания" кредиторов ГП "Уголь Украины" планировалась на уровне 30% от суммы долга госпредприятия, то сейчас она может составить около 60%.
Почемму выросли тарифы? Нужно возвращать затраты провластных сил на избирательную компанию?
В "Фортуна Банке" и банке "Киевская Русь" на вопросы "Экономической правды" решили не отвечать. А Генеральная прокуратура сообщила, что никаких проверок ГП "Уголь Украины" и ОАО "Банк" Киевская Русь" в этом году не происходило.
"Осуществление мероприятий по обеспечения возврата и выплаты дебиторской и кредиторской задолженности ГП "Уголь Украины", в частности возвращение средств из АО "Фортуна-банк", относится к полномочиям руководства государственного предприятия, созданных в нем подразделений, а также органа управления имуществом государственного предприятия.
Обращения, касающиеся неправомерной деятельности ПАО "Банк "Киевская Русь", в ГПУ не поступали", - сообщили в Генеральной прокуратуре.
Таким образом, никто - ни правительство, ни силовые органы - не хотят вмешиваться в историю, которая откровенно похожа на попытку мошенничества.