Власть уничтожила авторитет Нацбанка
Бизнес-лоббисты растоптали авторитет Национального банка. В четверг 30 октября регулятор отменил основные ограничения на валютном рынке, которые были призваны остановить отток капитала за границу.
Теперь курс гривны к доллару может продолжить свободное падение. 15 гривен за доллар? Не удивляйтесь.
Если руководство НБУ приняло такое решение самостоятельно, остается лишь удивленно пожать плечами. Но что-то подсказывает, что регулятор не мог пойти по пути саморазрушения. Ведь сняв ключевые ограничения на вывод валюты из страны, ему придется искать другие способы стабилизировать курс и сохранить резервы.
Поэтому самое логичное предположения звучит так: кто-то вышестоящий "надавил" на руководство Нацбанка.
Событие 30 октября будет преподноситься как великая победа демократии над авторитаризмом. На самом деле, гордиться нечем и самому бизнесу.
Власть прилюдно дала понять, что не уважает Валерию Гонтареву как главу независимого Нацбанка. Хотя, по нашей информации, она пыталась не допустить отмены ограничений.Во-первых, вся страна убедилась, что в Украине нет сильного центрального банка. Им могут манипулировать все: МВФ, правительство, президент, а теперь и бизнес через своих лоббистов. Пусть даже регулятор был в чем-то неправ, но он – регулятор, и он должен иметь право настаивать на тех мерах, которые он считает нужными в данной ситуации.
С этого момента НБУ – это элемент правительства. Не понятно, зачем делать реформу Нацбанка, если основной ее элемент - полная независимость – уже не существует. Нацбанк можно упразднить, и на его место повесить табличку "Финансовый отдел Администрации президента". Или, в условиях парламентской республики, "Отдел денежных операций Кабинета министров".
Во-вторых, как-то забыта основная цель и задача НБУ. А именно – поддержание стабильности целого, даже в ущерб какой-то части экономики. С отменой ограничений на вывод капитала, Нацбанк расписался в собственной беспомощности.
Валерия Гонтарева не смогла отстоять позицию Нацбанка. И тем самым в очередной раз доказала слабость НБУ. Выходит, правильно, что население продолжает бежать от украинских банков как черт от ладана. Это уже тревожный сигнал для бизнеса, которому все таки нельзя без нормально работающих банков.
Фото ukrinform.ua |
Два месяца осады
Следует отличать справедливые претензии бизнеса к НБУ от продавливания собственных интересов.
В решениях Нацбанка действительно много спорных моментов. Например, многократное взимание пенсионного сбора с валютных операций или искусственное поддержание режима нескольких курсов. Это когда официально в Украине доллар стоит 13 гривен, и президент рассказывает о стабилизации курса. Но весь бизнес работает по курсу 14-14,5 грн, и уже давно заложил в свои цены ориентир 15.
Вот, к примеру, по какому курсу взимает плату за свои услуги посольство США. 14 гривен за доллар. Никаких заигрываний с властями Украины.
Ниже мы приведем примеры действительно справедливых упреков в адрес НБУ. Такие замечания регулятор обязательно должен учитывать, тонко настраивая собственную политику.
Но есть и другие вещи. Вплоть до начала осени из Украины буквально хлестал капитал, который хотел спастись бегством подальше от войны и неопределенности. Миллиарды долларов покидали нашу страну по контрактам с авансовыми платежами или с оплатой без ввоза товара на территорию страны. Были и другие хорошо знакомые нашему бизнесу схемы.
29 августа регулятор принял постановление №540, которое ставило мощный запрет на такие операции. Почти одновременно он начал валютные аукционы и массовые проверки банков и обменных пунктов. Только после этого, по большому счету, курс национальной украинской валюты перестал хаотично колебаться, и более-менее плотно замер на отметке 14 гривен за доллар.
Дальше началась долгая борьба лоббистов от бизнеса с введенными ограничениями. И вот, 30 октября НБУ снял ограничения на перечисление за рубеж денег без ввоза товара на территорию Украины и выплату дивидендов за рубеж.
Дорога к массовому оттоку капитала снова открыта. Со всеми вытекающими.
Фото capital.ua |
Как назревало недовольство бизнеса
Бизнес был очень недоволен серией постановлений правления Нацбанка об урегулировании ситуации на валютном рынке - №515, №591 и №626.
Этими документами регулятор постепенно ввел временные ограничения на продажу валюты и банковских металлов, и запретил осуществление платежей по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины.
Введено было еще одно ограничение – на осуществление валютных платежей по импортным договорам, согласно которым продукция была ввезена на территорию Украины и прошла таможенное оформление на основании ввозной декларации, если дата оформления этой декларации превышает 180 дней.
Бизнес эти ограничения принципиально не устраивали. За последние пару месяцев предприниматели написали в Нацбанк множество обращений с требованием отменить ограничения, однако ответа так и не получили. Молчание Нацбанка служило своеобразной "красной тряпкой", которая еще больше накаляла обстановку.
В неформальной обстановке представители регулятора обещали подумать или же внести поправки в упомянутые постановления. На практике же этого не происходило.
В разговорах в отношении руководства НБУ бизнесмены все чаще употребляли слово "непрофессионализм" и нецензурную лексику, акцентируя на том, что ни одно из этих постановлений не было согласовано с бизнес-средой.
Впрочем, упрямство регулятора можно объяснить и по-другому. Поддаться на уговоры бизнеса означало, что НБУ собственноручно спровоцировал бы очередной скачок валютного курса. Поэтому в приватных разговорах аналитики не исключали пессимистичный вариант: НБУ не только сохранил бы ограничения, но и продлил бы их, чтобы не допустить очередного витка девальвации.
Фото etovidel.net |
Что или кто вмешался в ситуацию, нам неизвестно. Еще пару дней назад на понедельник 3 ноября планировалась рабочая встреча руководства Нацбанка с предпринимателями. Бизнес гадал, какой из трех вариантов сработает: ограничения будут сняты, в них будут внесены поправки, или все останется как есть.
Скорее всего, не обошлось без Международного валютного фонда. Глава НБУ Валерия Гонтарева накануне заявила, что Национальный банк рассматривает возможность снятия отдельных ограничений на валютном рынке.
Тогда же она проговорилась, что велась дискуссия с МВФ относительно отмены отдельных ограничений, предусмотренных постановлением № 591.
"Мы ведем постоянный диалог с банками, и готовы к снятию отдельных ограничений на валютном рынке, которые препятствуют нормальной экономической деятельности. Также мы ожидаем стабилизации экономической ситуации, а следовательно, и поэтапной их отмены", - заявила Гонтарева.
В свою очередь, Глава представительства Международного валютного фонда в Украине Жером Ваше заявил в интервью "Европейской правде" о том, что МВФ "оценивает ситуацию реально, и поэтому согласился на сохранение некоторых ограничений".
Тем не менее Фонд ожидал от регулятора графика отмены этих ограничений. Но руководство НБУ решило не тянуть. Или ему сказали не тянуть.
Валерия Гонтарева |
Проблемы по нарастающей
Нужно признать, что вместе со схемами были перекрыты механизмы работы реальных добросовестных предприятий. Поэтому легальный бизнес начал группироваться, обмениваться информацией, и обращаться не только к регулятору, но и в Администрацию президента, и в Министерство экономического развития и торговли.
Велись разговоры о том, что как только сформируется структура парламента, следует написать обращение в комитет Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности.
В начале последней недели октября 2014 года состоялись заседания Федерации работодателей Украины и Торгово-промышленной палаты. Первая приняла решение подать на Нацбанк в суд, если тот не отменит действие своих постановлений в течении недели. Вторая – написать очередное обращение к президенту и главе НБУ.
Из любопытного – на президента возлагалось все больше надежд. В разговорах глава государства все чаще обсуждался как основной адресант поскольку, по факту, он единственный, у кого есть реальные рычаги влияния на Нацбанк. Хотя если бы НБУ был действительно независимым, а Украина сильным государством, Петр Порошенко обязан был бы встать грудью на защиту регулятора. Даже если тот неправ. Бизнес не имеет права диктовать власти свою волю. Как минимум потому, что он работает в своих интересах, а государство – в интересах всей страны.
Как обычно бывает в таких ситуациях, "схемщики" не высказывали претензий ко власти. Для лоббирования все чаще упоминались реальные проблемы добросовестных предприятий. Они описаны в письмах на имя главы Нацбанка. Общая суть этих посланий такова: постановления НБУ блокируют их работу и загоняют в убытки.
Фото rivnist.in.ua |
В распоряжении ЭП оказались письма некоторых групп предпринимателей.
"Национальным банком устанавливается ограничение на возвращение в валюте иностранных инвестиций, которые были сделаны официально. По сути, инвестор, который инвестировал в украинскую компанию, не сможет получить дивиденды" – пишет глава Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко.
По его словам, такие ограничения также противоречат нормам Гражданского и Хозяйственного кодексов. "Клиенты финансовых учреждений, чьи права будут таким образом ограничены, смогут без особых проблем получить соответствующее решение суда, обязывающее банк провести операцию, поэтому НБУ, принимая подобные ограничения, еще больше отпугивает иностранных инвесторов" - утверждает Козаченко.
Справедливости ради, уточним пару моментов. Основными "инвесторами" в украинскую экономику являются оффшорные компании самих же украинских предпринимателей. А уплата дивидендов в адрес оффшоров является вполне легальным механизмом вывода прибыли из страны. А значит, письмо Козаченко - чистый лоббизм неких не вполне прозрачных интересов бизнеса.
А вот и более реальные претензии. "Внедренные НБУ нормы, по нашему убеждению, приведут к полной остановке порядка 3500 предприятий, которые занимаются международными перевозками, а это свыше 100 тыс человек, которые могут остаться без работы" – говорится в письме Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП).
Начиная с 23 сентября, отмечалось в письме, банки не принимали следующие платежи – по договорам на заправку автомобилей по стар-картам топливом в другой стране, по договорам по оплате дорожных сборов зарубежом, по договорам лизинга автомобилей, которые были ввезены по таможенной декларации, дата оформления которой превышает 180 дней.
Действительно, постановление №591 не учитывало специфику международных перевозок. Операторы действительно регулярно несут расходы зарубежом, к которым относятся покупка топлива, оплата за пользование инфраструктурой, выплаты суточным водителям, ремонтные работы, что составляет порядка 70% эксплуатационных расходов на рейс.
В отдельных сегментах ограничения НБУ действительно привели к непоправимым последствиям.
"На сегодняшний день полностью остановлена регистрация новых медицинских препаратов и перерегистрация уже хорошо зарекомендовавших отечественных средств на внешних рынках. Постепенно это приведет к полной остановке экспорта отечественных медпрепаратов. Есть те рынки, завоевание которых стоило украинским производителям больших сил, будут потеряны. Это значит, что наше место быстро займут конкуренты из других стран", – отметила генеральный директор АО "Лекхим" Татьяна Печаева.
По ее словам, за последний месяц ни одно фармацевтическое предприятие не смогло зарегистрировать свои медпрепараты.
"В свою очередь, высокотехнологичные предприятия фактически лишены возможности платить за границей за инжиниринговые и маркетинговые работы, закупку ИТ-услуг, ремонт производственных линий или их частей. Указанное постановление также дает нам лишь право платить за транспортные расходы", – отмечает генеральный директор АО "СКФ Украина" Владимир Цыбульский.
По словам директора ООО "Укримпекс Фарм" Сергея Марусенко, запрет проводить расчеты по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины коснулся в первую очередь малого и среднего бизнеса. Речь о компаниях, которые работают со своими контрагентами по контрактам по предоплате. Они не могли ее провести.
У компаний остались два пути – потеря контракта или выход на черный рынок. Также, по словам эксперта, этот запрет коснулся предприятий, которые занимаются реимпортом и реэкспортом. Сегодня предприятие без завоза товара в Украину не может провести какие-либо оплаты.
"После введения в действие постановления Правления НБУ №626 возник искусственный дефицит банковских металлов, как давальческого сырья, в результате чего прекращают свою деятельность более 200 ювелирных компаний, работники которых уходят в вынужденные отпуска" – сетовал президент Союза Ювелиров в Украине Дмитрий Выдолоб.
По подсчетам замглавы федерации работодателей Украины Дмитрия Олийныка, дальнейшее действие соответствующих ограничений привело бы к снижению ВВП в этом году на 2% (до 30 млрд грн).
Все эти претензии действительно были обоснованы. Но стоило ли ради них полностью отменять действие ограничений? Или просто нужно было уточнить механизмы контроля? Вот ключевой вопрос.
Руководство страны пошло по простому пути – просто убрало важнейшие ограничения.
Премьер Арсений Яценюк и президент Петр Порошенко. Фото ukranews.com |
Почему НБУ лишился поддержки?
Остается загадкой, почему вдруг Нацбанк склонили к такому решению. Еще до недавних пор были все признаки того, что Администрация президента поддерживает НБУ, а правительство не вмешивается в его работу.
В августе НБУ ввел обязательную продажу 100% валютной выручки, как после дефолта 1998 года. Через месяц он уменьшил норматив до 75%. Однако, бизнес просил снизить и этот порог.
Как следует из переписки Совета предпринимателей при Кабмине с регулятором, НБУ на эти требования не соглашался. Он ссылался на право вводить временные, до шести месяцев, требования к продаже валютных поступлений. Такое право за регулятором закрепляет закон о расширении инструментов влияния на денежно-кредитный рынок (№5480).
Необходимость ограничений регулятор объяснил политическим напряжением и экономическими проблемами, связанными с проведением АТО. Попросту, предприятия не хотели продавать свою валюту, ожидая усугубления кризиса, и с этой "бережливостью" нужно как-то бороться.
Более подробно с аргументацией регулятора можно ознакомиться в егописьме.
В принципе, ситуацию понимали в Администрации президента.На обращение Федерации Украины в АП хоть и кратко, но все-таки отреагировали. Чиновники выразили свою готовность "к наработке изменений в постановление НБУ №591".В случае необходимости, что означает деликатное "нет".
В процесс вмешалось и Министерство экономического развития и торговли.
"С учетом резонанса, который получили постановления Нацбанка, мы предложили внести изменения в постановление регулятора хотя бы относительно приоритетных отраслей экономики. Или же разработать некий механизм, который позволял бы осуществлять платежи по операциям, срок которых превысил 180 дней после таможенного оформления и по операциям без ввоза на территорию Украины", - сказал представитель департамента МЭРТ по внешнеэкономической деятельности Александр Антоненко.
По его словам, на подписи и.о. министра Валерия Пятницкого лежало обращение в Нацбанк. Однако, подчеркивал чиновник, Нацбанк ссылался на законодательную базу - в частности, на 99 ст. Конституции Украины, ст. 6 закона о Национальном банке, согласно которым вмешательство органов власти и должностных лиц в работу Нацбанка не допускается.
То есть, еще недавно Нацбанк действительно был независимым регулятором. И пользовался поддержкой власти.
Что изменилось в раскладах власти, неизвестно. Только жалоб бизнеса и только вмешательства МВФ для столь резкой смены поведения явно недостаточно.
Из логических предположений, сыграл свою роль фактор выборов. Они закончились, и можно немного ослабить регулирование валютного рынка. Достаточно для этого, чтобы окончательно уничтожать авторитет НБУ? Это вопрос к Петру Порошенко и Арсению Яценюку, которые заняты "распилом" полномочий вместо управления государством.
Замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив и Валерия Гонтарева. Фото pinchukfund.org |