Виталий Хомутынник: Коломойский не сидит на шее у Билоуса
Главу налогового комитета Верховной Рады Виталия Хомутынника называют фактическим куратором главного налоговика Игоря Билоуса. Якобы именно к депутату представители ГФС ходят, чтобы согласовать, кому сколько возмещать НДС, и на каких условиях.
Возможно, это и не так. Возможно, это уже не так. Возможно что угодно. В том числе нельзя исключать, что Хомутынник является в этом деле профессиональным и опытным посредником между Налоговой и главой Днепропетровской ОДА Игорем Коломойским.
Сам Виталий Юрьевич такое свое амплуа отрицает, и говорит, что возмещение НДС происходит автоматически. Комментируя это заявление, всего лишь напомним, что во времена Януковича возмещение тоже происходило автоматически. Тоже действовали некие алгоритмы, по которым бездушный компьютер без участия налогового инспектора раздавал деньги из бюджета. No comments.
Мы попросили Хомутынника прокомментировать работу Налоговой, и не услышали от него резкой критики в адрес учреждения с Львовской площади. Разговор свелся к тому, что депутат опровергал все возможные слухи насчет него и Коломойского. По итогам разговора, у нас сложилось впечатление, что мы имеем дело либо с очень порядочным, либо с очень хитрым человеком.
***
- Говорят, что вы являетесь связующим звеном между парламентом и руководителем Государственной фискальной службы Игорем Билоусом. В этом и состоит ваша эффективность и уникальность – вам удается держать правильный баланс, поэтому к вам часто обращаются представители крупного бизнеса решать вопросы.
- Вопросы?
- Вопросы с возмещением НДС, возможностью отойти от проверки силовиков. И, говорят, помогаете вы за процент. Прокомментируйте, пожалуйста, эту версию вашего успеха.
- Послушайте, я - глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. Ко мне, безусловно, обращаются по долгу моей работы в комитете, независимо от того, кто сидит в кресле главы налоговой службы – Билоус, Клименко или Папаика. У комитета есть функции контроля за деятельностью исполнительных органов власти. У всех - депутатов, больших и маленьких бизнесменов возникают разные вопросы и проблематика у всех плюс-минус одинаковая.
- Например, проблема с возмещением НДС. Согласитесь, не простая нынче задача.
- Возмещение НДС – это уже не проблема. Есть законодательно установленные правила автоматического возмещения этого налога с четкими критериями потенциальных претендентов на возмещение. Ты этим критериям либо соответствуешь, либо нет. И об этом все знают. Поэтому необходимости обращаться по поводу возмещения нет.
В случае задолженности прошлых периодов - то это погашение государственными облигациями. Попасть в перечень претендентов, которым компенсируют задолженность облигациями, тоже не проблема. Налоговая и сама старается взять больше компаний, чтобы погасить свою задолженность. Ко мне в основном обращаются по поводу необоснованных начислений и проверок, "масок-шоу" и прочего.
- Вот не поверим. Практика украинского бизнеса устроена так, что никто бесплатно ничего не решает.
- Значит, я - исключение.
- За счет чего вы тогда живете? Зарплату отдаете, процент за услуги не берете. У вас есть спонсор?
- У меня есть бизнес, построенный по модели family office, где сосредоточены разные сферы бизнеса для диверсификации. Бизнесом я занимался еще задолго до своей работы в парламенте. Например, в начале 2000-х, когда познакомился с основным акционером "Концерн Галнафтогаз", купил в этой компании пакет акций. Тогда у них было 20-30 заправок по стране. Сейчас компания является лидером отрасли, у которой более 400 заправок. В прошлом году я продал свой пакет акций за 70 млн долларов.
В данный момент на заключительной стадии продажи находится мой аграрный холдинг, который мы по крупицам собирали с 2005 года. Также есть ряд других направлений в бизнесе, например девелоперское направление, ряд хлебзаводов и т.д.
- Девелоперское направление сейчас не самое успешное.
- Есть несколько объектов, в том числе в Донецке. Не знаю, осталось ли там сейчас что-то. В Киеве, Львове и других регионах – работают небольшие торговые центры районного формата от 3 до 10 тыс квадратных метров.
- На каком направлении бизнеса сделаете акцент, если не станете депутатом?
- Во время войны бизнесу очень сложно. Вот, если мы говорим как бизнесмены, то кто из инвесторов пойдет в страну, где идет война?
- Многие предприятия вообще сокращают сотрудников и сворачивают свою деятельность.
- Конечно, многие предприятия останавливаются. Сегодня, наверное, проще посчитать, что продолжает работать.
- Какое влияние на ГФС сегодня оказывает губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский?
- Не оказывает.
- Ходят слухи, что он, грубо говоря, сидит на шее у Билоуса, избегает проверок, уходит от налогообложения.
- Глупости. Коломойский не сидит на шее у Билоуса.
- Многие представители бизнеса утверждают, что Игорь Билоус занял кресло главы Государственной фискальной службы благодаря вам. Прокомментируйте, пожалуйста, и этот домысел.
- Для того чтобы быть в хороших отношениях с человеком, нужно его знать какое-то время. С Игорем Билоусом я познакомился за две недели до его назначения. Когда Арсений Яценюк принял решение, что налоговую должен возглавить человек не из системы, я просто подключился, так как во время подготовки проектов Налогового и Таможенного кодексов, плотно общался со многими представителями бизнес-ассоциаций. Это был публичный конкурс - мы встречались с рядом бизнес ассоциаций и компаний, потом шли к Арсению Яценюку и согласовывали кандидатуру. Он пропустил через себя с десяток фамилий, многие просто отказывались.
- Кто – например?
- Например, Владимир Котенко с EY, Олег Тымкив из PricewaterhouseCoopers - не согласились. Задумка пригласить на должность главы фискальной службы человека из бизнеса в том, чтобы налоговое направление возглавил человек с определенной ментальностью, который бы не воровал и воспринимал процессы с точки зрения бизнеса. В конечном итоге Арсений Петрович сам принимал решение, кто должен возглавить налоговую службу. Я познакомился с Билоусом уже в тот момент.
Игорь Коломойский. Фото segodnya.ua |
- Коррупция в налоговых органах по-прежнему процветает. По вашему мнению, Игорь Билоус хорошо справляется со своими задачами?
- Сейчас в налоговой нет централизованных планов, как это было раньше. В структуре налоговых органов работает около 60 000 человек, искоренить коррупцию это не быстрый процесс. Когда Игорь Билоус шел на должность главы налоговой службы, его основным условием было сформировать свою команду, он над этим работает (Билоус руководит Налоговой всего полгода - ЭП).
- Кроме прочего, Игорь Билоус вступил в серьезный конфликт со своим первым заместителем Владимиром Хоменко, что приводит к проблемам в работе самой структуры налоговых органов и может даже навредить процессу наполнению бюджета. Как вы оцениваете это противостояние?
- Билоус и Хоменко - люди разных поколений. Когда Билоус родился, то Владимир Хоменко уже два года как руководил региональным управлением по борьбе с хищением государственной собственности. Прошло 40 лет, но методы и видение ситуации у него остались те же, что и раньше. Например, Билоус говорит, что надо ввести электронные проверки, а Хоменко параллельно выходит и проверяет предприятия с "маски-шоу". И Билоус, насколько я понимаю ситуацию, не может на него повлиять.
- Зачем премьер-министр Арсений Яценюк создал такую театральную постановку с кадрами в Государственной фискальной службе, над которой хохочет весь бизнес?
- Вопрос к Арсению Яценюку. Но руководителю нужно доверять и потом, в случае чего, спрашивать с него. А в ситуации, когда руководитель обставлен заместителями, с которыми он вынужден работать, - то такая работа может быть не очень результативной. Хотя, возможно, они уже наладили отношения.
- Нет. Отношения по-прежнему напряженные.
- Тогда расставить точки в этой ситуации может только премьер-министр.
- Еще одна претензия к Билоусу – закрытость, хотя, по идее, он должен был быть флагманом открытости. Он не смог обеспечить хорошую дискуссию вокруг налоговой реформ, не является кадровиком, а в погонных организациях таких людей не воспринимают. Поэтому у него нет должного влияния, чтобы осуществлять те же реформы. Вы так не считаете?
- У него действительно есть сложности с назначением своих заместителей, а в результате и с командой, которая его окружает, но вряд ли ему кто-то может навязывать, например, региональных руководителей. Но, мне кажется, у него достаточно воли и коммуникации для принятия решений.
- Когда готовилось положение о создании Государственной фискальной службы, была идея об увеличении количества заместителей, но потом идею отбросили. Почему так получилось?
- Потому что есть закон "О государственной службе", где написано, что руководитель в органе исполнительной власти может иметь двух заместителей.
- А как у вас складываются отношения с Билоусом?
- Мы работаем над многими законопроектами. Другое дело, что от принятых законов нельзя ожидать мгновенных результатов, эффект будет виден в последующие годы. Сейчас главное разобраться с наиболее сложными и наиболее запутанными налогами. Первый в списке таких – НДС.
Реформа администрирования НДС преследует две цели: довести уровень возмещения этого налога до 100%, и ликвидировать созданные предыдущей властью схемы минимизации.
На региональном уровне все равно ведется партизанская борьба недобросовестных предпринимателей с попытками налоговиков искоренить эти схемы. Введение спецсчетов коренным образом позволит изменить ситуацию, а государственный бюджет, по подсчетам налоговиков, получит дополнительных 20 млрд гривен.
Владимир Хоменко и Игорь Билоус. Фото sfs.gov.ua |
- По словам Игоря Билоуса, позиция ГФС при запуске электронного администрирования НДС заключается в следующем: переходного периода для бизнеса не будет. Этот механизм планируется отработать на нескольких предприятиях в экспериментальном порядке. Что вам известно о том, как будет проходить эксперимент с НДС-счетами?
- Все зависит от того, как к концу года ГФС подготовится к внедрению этой системы. Я бы сейчас не настраивался на переходной период.
- Почему?
- До конца года еще есть четыре месяца. Есть риск, что с переходным периодом запуск будет перенесен на полгода, потом еще на полгода. За исключением полной отмены НДС, это единственный способ лишить умельцев возможности проворачивать различные махинации с НДС. Безусловно, отмена НДС и переход на налог с оборота – это самый простой способ, однако мы не можем этого сделать, потому что руководствуемся директивами Европейского Союза. Шестая директива ЕС предполагает наличие именно НДС.
- Бизнесмены опасаются, что на начальном этапе эта схема приведет к вымыванию оборотных средств компаний. Не слишком ли это рискованная авантюра в такое сложное время?
- Да, вопрос по оборотным средствам есть. Премьер сказал, что на уровне Нацбанка и Кабинета Министров будут приняты решения, компенсирующие риск вымывания оборотных средств для тех, кому это грозит.
- О каком механизме компенсации может идти речь?
- Все зависит от цикла оборачиваемости средств.
- Нет, и все же. Хотя бы в теории.
- Механизм предложит Кабинет министров.
- Подготовка налоговой реформы стартовала с создания множества рабочих групп при МЭРТ, Минфине, которые не смогли скоординировать работу между собой и запутали процесс реформы. Как вы оцениваете процесс проведения налоговой реформы?
- Работа всех групп при Минфине сводится к одному – как убрать все льготы, усилить администрирование и пополнить бюджет. Ни одной стимулирующей бизнес инициативы от них не поступает.
Что касается рабочих групп при МЭРТ, то их работа – фикция и существовала только на бумаге. Я ни разу не встречался с министром экономического развития и торговли.
- Почему? Вы не пытались выйти с ним на связь?
- Я не видел смысла. Они только показывали видимость работы.
- На каком-то этапе сложилась ситуация, когда отсутствие единого центра принятия решения при параллельном конфликте главы ГФС Игоря Билоуса со своим первым заместителем Владимиром Хоменко привели к провалу оперативной подготовки законодательной базы для налоговой реформы. Что теперь делать?
- Я думаю, премьер-министр должен взять патронат над этой реформой. Александр Шлапак может сделать хороший фискальный продукт, но их нам уже достаточно. Мы приняли первый секвестр госбюджета вместе с пакетом законов по ужесточению налоговой политики, второй секвестр - такого же типа. Теперь бизнесу нужно дать стимулы.
- Как должна проводиться налоговая реформа – в идеале, с точки зрения организации процесса?
- Этот процесс должен возглавить премьер-министр.
- Яценюк все равно поручит это дело профильному министру и все вернется в руки фискала Шлапака. Все-таки не царское это дело в бумажках копаться.
- Не факт. Минфин может разработать различные предложения, но премьер может выбрать способ решения той или иной проблемы. И сделать это таким образом, чтобы не перегнуть планку в сторону популизма в преддверие выборов. Профильный комитет представляет срез различных фракций и может стать проводником этих инициатив в Верховной Раде, что мы договорились сделать с премьером уже в сентябре.
- Такой механизм управления реформами уместен в тех странах, где две или три реформы являются приоритетными. Если премьер-министр станет куратором налоговой реформы, это будет означать одно из двух: или налоговая реформа – безусловный приоритет, или в стране полный хаос и ему попросту некому перепоручить выполнение ответственной задачи.
- Сейчас вопросы экономики и налоговой реформы – это вопросы номер один. Президент занимается войной и внешней политикой.
- Ну, не скажите, войной сейчас занимаются все, и премьер, в том числе.
- Премьер в части обеспечения законодательных инициатив, финансового обеспечения проведения АТО. Международный валютный фонд на днях ухудшил свой прогноз падения ВВП Украины до 7,5%. Мы пока не понимаем, в каком состоянии получим восток после завершения военного конфликта, какой будет сумма потерь, каким будет урон от потери российских рынков. Однако ответственность за восстановление мира на востоке несет президент.
- Пока парламент блокирует прохождение правительственных инициатив. Например, тот же законопроект о налоговом компромиссе. Почему его не приняли?
- Вообще непонятно. Я вел переговоры с фракцией, которая не планировала за него голосовать, речь о фракции "Суверенная европейская Украина". В итоге мы убедили их, но потеряли другие голоса.
Думаю, что сейчас есть шанс исправить эту ситуацию. Представители бизнеса забросали наш Комитет обращениями: почему парламент завалил этот законопроект, и что делать дальше? Депутаты зарегистрировали в парламенте альтернативный законопроект №5043. Под ним поставили свои подписи Оксана Продан – это УДАР, Александра Кужель – "ВО "Батьківщина", я – фракция "Экономическое развитие", Игорь Еремеев – "Суверенная Европейская Украина".
"Свобода" настаивает, чтобы доля уплачиваемых в бюджет налогов составляла 10%, в законопроекте – 5%. Я думаю, что мы достигнем компромисса и получим голоса. Надеюсь, на следующей пленарной неделе получится проголосовать этот законопроект в целом. Но вопрос не столько в процентной ставке, а в том, чтобы бизнес не обирали правоохранительные органы.
- Сейчас Минфин разрабатывает пакет законопроектов в рамках налоговой реформы, дорабатывается проект закона о децентрализации. Их принятие необходимо для того, чтобы выполнить анонсированные правительство обещания о расчете госбюджета-2015 на новой законодательной базе. Как вы оцениваете шансы на то, что это таки получиться сделать?
- Я верю, что это может получиться, особенно с учетом выборов. Те инициативы, о которых в обычное время никто не хочет слышать, в период выборов имеют шансы на прохождение.
- Окончательного варианта проекта децентрализации сегодня пока на самом деле нет. Как, по вашему мнению, он должен и будет выглядеть?
- Думаю, мы должны поделиться основными налогами с регионами: надо оставить часть налога на прибыль на местах, чтобы регионы были заинтересованы в создании комфортных условий для работы предприятий. Не исключено, что надо передать и часть НДС. Главная задача децентрализации, - чтобы регионы сами могли формировать и распоряжаться своими бюджетами, а не ждать решения Министерства финансов и казначейства.
Фото comments.ua |
- Обычно в канун выборов депутаты теряют мотивацию работать в парламенте, они сосредоточены на округах и плохо голосуют в Верховной Раде. Сложно ли сегодня находить голоса для законов?
- Нет. Честно говоря, после того, как вышел указ о роспуске парламент, я думал, что будет гораздо хуже. Де-юре коалиция развалилась, но де-факто она существует. За это время мы уже настолько сработались, что, несмотря на формальное отсутствие коалиции, заседания проходят в том же режиме, как и прежде, собираются руководители фракций и групп бывшего большинства.
- Не опасаетесь ли вы, что выборы и военный конфликт на юго-востоке сорвут бюджетный процесс на 2015 год?
- Думаю, есть и, скорее всего, проект бюджета на следующий год будет принимать уже новый состав Верховной Рады. Я не верю, что мы сможем принять проект бюджета до выборов, ведь это такой "классный" документ для критики любого правительства.
- К тому же после выборов в Раде появится много мажоритарщиков, которые наверняка захотят принять участие в подготовке госбюджета-2015.
- Конечно. После выборов 26 октября, у нового состава парламента будет немного времени на оглашение результатов, формирование президиума Верховной Рады, фракций, комитетов. Первый документ, который должен будет принять новый парламент, - проект бюджета на 2015 года. И по ускоренной процедуре, потому что бюджетный процесс будет ужат во времени.