Война за небо: МАУ или Swissport
В конце мая 2014 года Swissport International Ltd выиграла суд у авиакомпании "Международные авиалинии Украины" за право собственности над хэндлинговой (наземное обслуживание авиарейсов) компанией "Свиспорт Украина".
Это уже повторное судебное рассмотрение спора за эту компанию.
В ходе первой борьбы за "Свиспорт Украина" суды были на стороне МАУ.
В этот раз фемида готова повернуться спиной к авиакомпании, подконтрольной главе Днепропетровской ОГА, бизнесмену Игорю Коломойскому.
Судя по всему, иностранцы наконец получили шанс противостоять всесильному украинскому олигарху. Несмотря на то, что сегодня Игорь Валерьевич исполняет важную патриотическую миссию, в конфликте со Swissport International он выступил скорее в роли рейдера, а не жертвы.
История конфликта вокруг "Свиспорт Украина" берет начало в 2006 году.
Тогда швейцарская компания Swissport выкупила у государственной МАУ 70,6% акций хэндлинговой компании "Интеравиа", которая позже была переименована в "Свиспорт Украина". Сумма сделки составила 382,8 тыс долл. Остальной пакет акций компании - 29,4% - остался у МАУ.
Компания под управлением Swissport спокойно работала до 2011 года, пока государство в лице Фонда госимущества не решило продать 61,6% акций МАУ частным инвесторам. Основным собственником перевозчика стал Арон Майберг.
Среди других акционеров значились брат министра образования и науки Дмитрия Табачника Михаил и вице-премьер инфраструктуры Борис Колесников. Сам Колесников связь с компанией отрицал.
Новых собственников МАУ не устраивало, что "Свиспорт Украина" не входит в их сферу влияния. Такое положение вещей нужно было исправлять. Для начала МАУ сменила хэндлингового партнера. Формальная причина - стоимость услуг "Свиспорт Украина" неоправданно завышена, дивиденды - малы.
Новой обслуживающей компанией МАУ стала фирма "Аэрохэндлинг". Газета "Коммерсант" утверждала, что эта компания входила в орбиту Майберга.
Финансовое состояние "Свиспорта" из-за ухода МАУ стало ухудшаться. Швейцарцы решили созвать собрание учредителей и обсудить возможность финансирования компании. Однако МАУ обвинила Swissport в том, что они пытаются "размыть" долю МАУ в компании, и в июне 2012 года обратилась в суд.
Юристы МАУ доказывали в суде, что при продаже доли "Интеравиа" компании Swissport в 2006 году акционеры договорились о ряде действий, которые швейцарцы не могут выполнять без согласия МАУ.
В том числе - увеличивать уставный капитал хэндлинговой компании. В противном случае виновник должен продать свою долю по специальной цене.
Это был ключевой момент.
Фото flyuia.com |
В Swissport утверждали, что идея увеличения капитала "Свиспорт Украина" обсуждалась, но принята не была, поэтому оснований для разбирательств нет.
Однако Хозяйственный суд Киева встал на сторону МАУ. По данным участников рынка, юристы авикакомпании нашли неоспоримые "аргументы", чтобы убедить суд в своей правоте. В решении от 26 октября 2012 года суд обязал Swissport продать 70,6% акций "Свиспорта" МАУ за 433 тыс долл.
На тот момент МАУ еще принадлежала Борису Колесникову и его бизнес-партнерам.
После этого началась традиционная для Украины "судебная очистка". Но примечательно, что она стартовала уже при новом собственнике МАУ – Игоре Коломойском. Пользуясь пошатнувшимся положением собственного "Аэросвита", он перекупил у Колесникова и партнеров компанию, которая до недавних пор составляла ему основную конкуренцию. Поговаривали, что произошло это еще в ноябре 2012 года.
27 марта 2013 года, Киевский апелляционный хозяйственный суд подтвердил права МАУ на компанию "Свиспорт Украина".
Не дожидаясь суда последней инстанции, МАУ взяла управление "Свиспортом" в свои руки. Компания снова была переименована - в "Интеравиа", заменено руководство. Эти решения Swissport оспаривает отдельно.
В Swissport решением украинских судов были удивлены. Цену компании швейцарцы определили на уровне 25-30 млн долл с учетом инвестиций за семь лет. Действия МАУ они назвали рейдерским захватом и подали кассационную жалобу.
Нужно уточнить, что обвинение Коломойского в рейдерстве - серьезное и ответственное. Компании под брендом Swissport работают по всему миру, и как минимум имеют репутационное преимущество над МАУ. Открыто нарушать права компании такого уровня нынешние власти Украины вряд ли решатся.
При этом Swissport подключила к делу своих европейских лоббистов. Президент Swissport Пер Утнегард написал письмо главе Еврокомиссии Жозе Мануелу Баррозу, в котором призвал его повлиять на украинское правительство и суды, чтобы "отозвать это незаконное решение".
Послы Франции и Швейцарии начали работать. В результате Высший хозяйственный суд Украины 2 октября 2013 года отменил решение Киевского апелляционного хозяйственного суда и направил дело на повторное рассмотрение. Суд первой инстанции в этот раз встал на сторону Swissport, что было логично.
Фото lanador.co.uk |
"С правовой точки зрения у МАУ нет шансов на победу. Их претензии в судах ничем не подтверждаются", - сказал ЭП старший юрист компании "Лавринович и партнеры" Артур Киян, который представляет интересы Swissport в судах.
Эксперты также считают, что с юридической точки зрения Swissport правы полностью. Но если при прошлой власти законы было переступать легко, в этот раз суды и чиновники не будут действовать так нагло. Положительного решения для Swissport ожидают и в Министерстве инфраструктуры.
"После победы МАУ в споре за "Свиспорт" было много негатива. Это ударило по инвестиционному климату страны. Если теперь решение суда будет в пользу Swissport, мир воспримет это позитивно", - сказал ЭП собеседник в ведомстве.
Впрочем, МАУ не намерена отступать без боя. Это не в стиле Коломойского.
В авиакомпании ЭП сообщили, что будут подавать апелляцию на решение Хозяйственного суда Киева в пользу швейцарцев. Учитывая активность главы днепропетровской ОГА в борьбе за целостность Украины на востоке страны, еще не известно, победит ли европейский инвестор.
С сугубо репутационной точки зрения, позиции Коломойского проигрышны. Даже если он одержит судебную победу, это будет обычное явление для бизнеса Украины, но крайне странное с точки зрения международного бизнеса. Этого украинские суды не могут не учитывать.
Другое дело, что даже выигрыш в суде не означает, что Swissport сможет спокойно работать в Украине. Коломойский всегда был известен способностью вести бизнес нестандартно - чего только стоит продажа за 2 евро "Мивины" в салонах МАУ. Так что война далеко не окончена.