Российская месть Таруте

Российская месть Таруте

Среда, 4 июня 2014, 09:22 -
Правильным ответом Киева на агрессию Москвы мог бы стать решительный запрет на продажу россиянам военной продукции и подача исков в международные суды для возмещения убытков, связанных с аннексией Крыма.

После второго случая ареста счетов главы донецкой облгосадминистрации Сергея Таруты в оффшорных зонах не остается сомнений: российские власти продолжают войну против украинского бизнеса.

После закрытия российского рынка для украинской продукции власти РФ, очевидно, начали вводить аналоги персональных санкций против раздражающих их украинских олигархов.

В течение последней декады аресту подверглись активы Таруты в оффшорных юрисдикциях - Британских островах и на Кипре - по иску российского банка ВТБ. Об обоих случаях сообщила газета "Коммерсант".

По информации издания, в 2011 году Тарута как совладелец корпорации "Индустриальный союз Донбасса" вместе с российским номинальным акционером ИСД Александром Катуниным выступили поручителями по кредиту на 30 млн долл для одного из сибирских предприятий, которое хотел развивать Катунин.

Реклама:

Деньги не вернули, а проект заморозили. Кредитор - ВТБ - подал жалобу на поручителей в российский суд, а потом и в кипрский. Между РФ и Кипром заключено соглашение об оказании правовой помощи, поэтому иск российского банка суд в Никосии удовлетворил, что ударило по Таруте.

Под арест попали его донецкий футбольный клуб "Металлург", оффшорная компания, на которую оформлены 19,94% акций строительной компании из Македонии Beton A.D., и 75% польской верфи Gdansk Shipyard Group SP Z.O.O.

Кипрский суд наложил запрет на отчуждение арестованного имущества.

Сергей Тарута предпочел воздержаться от публичных заявлений.

Спустя неделю стало известно, что иск ВТБ поддержал Высокий суд правосудия Британских Виргинских островов. Под арестом оказались восемь компаний, среди которых Украинская горно-металлургическая компания - УГМК, "Новые инженерные технологии", столичная гостиница "Хаятт" и "Энергомашспецсталь".

Помимо запрета на отчуждение активов, суд предписал Таруте открыть данные об активах во всем мире стоимостью свыше 50 тыс долл.

Информацию о структуре собственности ИСД и сопутствующих бизнесов собственники тщательно скрывали даже тогда, когда их состав был полностью украинским. До 2009 года совладельцами "Индустриального союза Донбасса" были Виталий Гайдук, Сергей Тарута и Олег Мктрчан.

Незадолго до кризиса 2008 года собственники ИСД инициировали грандиозный проект реконструкции Алчевского меткомбината стоимостью 2 млрд долл. В кризис программу приостановили. Долговая проблема корпорации обострилась - модернизацию проводили в долг, привлекая заемные средства.

В то время мировой спрос на основную продукцию ИСД - металл - снизился, вслед за этим обрушились и цены. Обслуживать долг, который, по некоторым оценкам, составлял 3,5 млрд долл, стало невозможно.

Віталій Гайдук. Фото liga.net

В 2009 году Гайдук продал свою долю в корпорации ИСД компаньонам - Таруте и Мкртчану. В начале 2010 года 50% плюс две акции корпорации приобрел пул загадочных российских инвесторов. Недавно стало известно имя одного бизнесмена из этой группы - Александр Катунин.

Финансировал сделку ВЭБ, пребывающий в собственности российского правительства. Тарута и Мкртчан получили по 25% минус одна акция. После двух сделок информация о том, чем владеет Тарута, стала еще более запутанной. Понятно лишь то, что на его предприятиях уже давно работала команда российских менеджеров, которых ассоциировали с ВЭБ.

Считается, что в сделку с россиянами не вошли крупнейшая сеть УГМК, которая в 2012 году контролировала 20% украинского рынка торговли металлом, ломозаготовительная компания "Керамет" - около 15% на этом рынке, "Металлург", "Хаятт" и польская верфь Gdansk Shipyard.

Металлургические предприятия корпорации - Алчевский меткомбинат, Алчевский коксохимзавод, Днепровский меткомбинат имени Дзержинского, Днепровский трубный завод, венгерский метзавод "Дунаферр" и польский метзавод "Гута Ченстохова" - оказались под контролем россиян.

Новые собственники начали дело с "зачистки" кадров и установления своего контроля. Первые значимые решения в кадровой политике российские инвесторы приняли через год после сделки. В январе 2011 года представители ВЭБ были назначены финансовыми кураторами украинских комбинатов.

В 2012 году кадровое влияние новых собственников усилилось. В ходе внеочередных акционерных собраний на Алчевском и Днепровском меткомбинатах произошли заметные ротации в наблюдательных советах.

В состав этих органов были введены топ-менеджеры, связанные с российскими бизнес-структурами - ВЭБ и "Тройкой-диалог". Из пяти мест в каждом совете три получили россияне. Тарута и Мкртчан оказались в меньшинстве.

Рокировки говорили о переуступке прав управления. Новые акционеры расставляли своих людей, которые брали под контроль финансовые потоки.

От новых собственников ИСД получала кредиты на крупные суммы. В декабре 2013 года, по данным НКЦБФР, было подписано соглашение об увеличении кредитной линии для Алчевского меткомбината до 2,05 млрд долл.

Кредитором стала кипрская фирма Margit Holding Ltd, первоначально открывшая линию Алчевскому меткомбинату в декабре 2011 года на 865 млн долл. Процентная ставка, объем и срок предоставления займа - 5,125% годовых на пять лет - наводила на мысль, что деньги на завод "приводят" российские акционеры.

Олег Мктрчан. Фото fckuban.ru

Margit Holding Ltd была старой аффилированной структурой ИСД и, вероятно, в 2010 году перешла под контроль россиян вместе с иными активами корпорации.

Инвесткомпания Eavex Capital 1,5 года назад оценивала долг ИСД 4 млрд долл.

"Компания находится в сложной экономической ситуации. Принципиальный вопрос - какая доля у Таруты в структурном акционерном капитале группы. Полагаю, она меньше, чем 25% минус одна акция. Российские собственники предоставляли капитал под очень скромные проценты и, очевидно, требовали нечто взамен", - говорит аналитик инвесткомпании Eavex Capital Иван Дзвинка.

В марте 2014 года, когда Тарута был назначен председателем Донецкой обладминистрации, на сайте ИСД появился пресс-релиз, в котором корпорация разъясняла статус новоиспеченного чиновника в своем бизнесе.

"Совладелец корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Сергей Тарута, назначенный главой Донецкой облгосадминистрации, не исполнял обязанностей главы совета директоров корпорации и не является ее сотрудником.

Сформированная структура управления ИСД не предусматривает избрание совета директоров общества. Функции совета директоров выполняет общее собрание участников корпорации", - говорилось в сообщении.

Тон релиза не оставляет сомнений: позиции украинского олигарха в ИСД пошатнулись. Причем, судя по всему, уже давно и непоправимо.

Вероятно, он уже много лет миноритарный акционер, которого сейчас вынуждают продать последний небольшой пакет корпорации по бросовой цене. Или же россиянам приглянулись предприятия, которые не вошли в сделку в 2010 году.

Так, именно через металлоторговую сеть УГМК продавался прокат, произведенный Алчевским и Днепровским меткомбинатами. Фактически, эта компания заведует сбытом металла корпорации на украинском рынке, а "Керамет" - единственный поставщик металлолома на меткомбинаты ИСД.

Возможно, именно тотальная зависимость от россиян стала той причиной, почему Тарута проявил себя так бледно в самом начале разгула сепаратизма в Донецке. Из-за его попустительства и, вероятно, зависимости от мнения также зависимого от россиян Рината Ахметова, сегодня ситуация на Донбассе приобрела неконтролируемый характер.

Что еще может таиться за чередой судебных исков против Таруты?

Запрет на отчуждение активов - крайне неудобное предписание для любого бизнеса. В Киеве давно говорят, что гостиница "Хайятт" выставлена на продажу. Тарута ранее опровергал эту информацию, однако киевские аналитики до сих пор полагают, что собственник заинтересован в продаже этой недвижимости.

Летом 2013 года появилась информация, что Тарута пытается решить проблемы Гданьской верфи путем продажи застройщикам части земельных участков, которые принадлежат польскому предприятию. В Европе продолжается кризис в судостроении, азиатские компании строят суда гораздо дешевле, чем европейцы.

Сергій Тарута. Фото УП

Верфь, купленная украинцами за 103 млн долл, балансирует на грани банкротства. Для ее спасения якобы разработали специальный план. На его реализацию нужны деньги, которые и собирались выручить от продажи участков.

Чтобы их продать, украинским бизнесменам нужно было получить множество разрешений от польских центральных и местных властей. Не исключено, что за год эту проблему удалось решить.

Судебные предписания в офшорных юрисдикциях могут заморозить процесс поиска покупателей на данные объекты. Это можно расценивать как месть российских властей Таруте за его проукраинскую позицию в разгар террористической атаки России на Донецкую область или же принуждение главы ОГА к каким-либо действиям, выгодным российской стороне.

"Такое противостояние и риски возникновения неприятных прецедентов передела собственности в перспективе несут больше угроз РФ, чем Украине. Дело в том, что российского капитала у нас намного больше, чем украинского - в России", - отмечает вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик.

Он полагает, что причины судебной атаки на Таруту - политические. Может ли происходящее стать продолжением экономической войны между Украиной и РФ? В Украине много предприятий с российским капиталом. Они представлены на металлургическом, банковском, страховом, топливном и титановом рынках.

Маловероятно, что украинские власти станут изгонять российских собственников. Это будет означать сворачивание множества бизнесов, которые приносят доходы украинской казне и обеспечивают работой десятки тысяч украинцев.

Правильным ответом Киева на агрессию Москвы мог бы стать решительный запрет на продажу россиянам продукции военного назначения, как недавно заявил советник президента Украины Каха Бендукидзе.

Аргументов в споре могло бы добавить ускорение подачи исков в международные суды по вопросу возмещения убытков, связанных с аннексией Крыма.

Министр юстиции Украины Павел Петренко заявил, что сумма убытков по "крымскому вопросу" может составить 92 млрд долл. С положительными решениями европейских судов об их компенсации Украине будет легче договариваться с Россией по множеству вопросов, в том числе по газовым.

Реклама: