Налоговый компромисс: гениальная идея или афера года?
Некий олигарх приходит к Билоусу с уточняющим расчетом, что он должен государству 1 грн. Налоговик его принимает, и предприятия олигарха не проходят проверку в течение 90 дней - право назначать или не назначать проверку принадлежит Билоусу. После этого у олигарха есть индульгенция. Ему ничего нельзя доначислить за все периоды до начала 2014 года.
21 мая Кабмин на выездном заседании утвердил проект "налогового компромисса".
Можно с уверенностью утверждать: Верховная рада с радостью поддержит правительственный законопроект.
Согласно ему, многие олигархи и предприятия, которые систематически не платили налоги, смогут избежать ответственности.
Для этого им придется отдать государству 15% некоей суммы долга, которую они сами готовы признать при условии ее согласования с налоговыми руководителями.
Главное - после этого к ним не будет никаких препятствий. В былые времена это называлось индульгенцией, сейчас - амнистией. Украинские разработчики назвали свой проект "налоговым компромиссом".
Законопроект, презентованный как достижение "правительства камикадзе", может превратиться в самую громкую схему 2014 года.
В начале мая 2014 года руководство Министерства доходов и сборов презентовало руководителям заинтересованных министерств и ведомств законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость во время применения налогового компромисса".
Этот документ разработала некая рабочая группа, утвержденная главой налоговой Игорем Билоусом. В реализации идеи также принял участие Минфин.
Изначально суть предложения выглядела так. Миндоходов направляло бы налогоплательщику "письмо счастья" с суммой налога на прибыль или НДС, которую он недоплатил в бюджет. После этого налогоплательщик смог бы согласиться с этой суммой, подав в ответ уточняющий расчет, или не согласиться.
В первом случае налогоплательщик получал бы право заплатить 15% рассчитанной суммы, а 85% считались бы погашенными. Во втором он испытывал бы все прелести столкновения с карательной машиной Министерства доходов.
Натисніть для збільшення |
Изначальный вариант
Поговаривают, что первая презентация идеи состоялась в начале мая. Тогда присутствовавшие представители экономического блока правительства испытали странное чувство. В шок их поверг не столько текст документа, сколько объяснения Билоуса по практическому применению акта.
Дело в том, что определять, кому направлять "письма счастья", и какую сумму в них указывать, изначально должен был руководитель соответствующего органа налоговой. При этом он должен был руководствоваться неким анализом деятельности предприятия. На самом деле - посоветовавшись со своей "совестью".
Вроде бы все правильно. У Миндоходов имеется мощная база всех операций предприятий, и налоговики вправе делать по ней расчеты. Вопрос в другом. Налоговики могли как завысить, так и занизить сумму обязательств предприятия.
Кроме того, в законопроекте не было указано, что "письмо счастья" запрещено направлять второй или третий раз. Не исключался и вариант с будущей проверкой заявленных обязательств.
Было совершенно очевидно, что описанная схема не имела ничего общего с налоговым компромиссом в том смысле, в котором он понимается во всем мире.
Обычно налоговым компромиссом называют нечто вроде мирового соглашения по итогам проверки. Контролирующий орган соглашается уменьшить начисленную сумму, а налогоплательщик соглашается ее заплатить.
В украинском же варианте создавалась база для коррупционного компромисса.
Стоило "правильно" поговорить с налоговиками, и начисленная сумма резко уменьшалась. Стоило, напротив, не пойти на контакт, и обязательства взлетали до небес. Налоговый инспектор превратился бы в полубога. Однако даже соглашение с полубогом не снимало для предприятия риск дополнительных проверок.
По итогам первой презентации было решено законопроект доработать.
Первый заместитель министра доходов и сборов Игорь Билоус. Фото minrd.gov.ua |
В каких условиях работает налоговая
Доработкой занялось Миндоходов, которое вроде бы расформировывается и лишается функции написания законопроектов.
Как утверждают многочисленные источники, Белоус является ставленником народного депутата Виталия Хомутынника. Сам Хомутынник, к слову, это отрицает, но работники центрального аппарата называют имена двух людей, которые регулярно катаются от руководителя к нардепу, выступая их коммуникаторами.
Хомутынник является чрезвычайно гибким политиком и способен договариваться буквально со всеми. В частности, сейчас его подозревают в близости с главным олигархом Украины Игорем Коломойским, который в свою очередь вынашивает планы по назначению нового руководителя налоговой.
Поговаривают также, что идея налогового компромисса озвучивалась Коломойскому, и тот первоначально соглашался заплатить государству не более 5% от той суммы, которую он сам считает неуплаченными налогами.
Впоследствии, уже без него, ставку подняли до 15%. Видимо, как минимум для Коломойского пропорционально должна уменьшиться сумма недоплат.
Параллельно Билоус ведет аппаратные войны со своим замом Владимиром Хоменко. Причем явно проигрывает более опытному генералу милиции. Несмотря на то, что в его поддержку назначили еще одного заместителя - Михаила Ноняка.
Впрочем, это просто слухи, которые гуляют в среде депутатов и налоговиков. Хотя и они дают некое понимание, что такое нынешняя налоговая.
Нынешний вариант компромисса
15 мая Миндоходов выдало доработанный вариант законопроекта. Он был вынесен на заседание правительственного комитета социального-экономического развития.
Документ получился более осмысленным. В соответствии с ним, "налоговый компромисс - это режим освобождения налогоплательщиков от финансовой, административной и уголовной ответственности".
Виталий Хомутынник и Игорь Билоус. Фото minrd.gov.ua |
Амнистия дается по фактам занижения налоговых обязательств, завышения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС и отрицательного значения объекта обложения по налогу на прибыль за любые периоды до начала 2014 года.
Это основные статьи, по которым должностные лица предприятий могут получить уголовное дело по налоговой линии.
Налоговый компромисс действует на протяжении 90 календарных дней с момента вступления в силу закона. Инициатива теперь - за налогоплательщиком. За три месяца он сможет подать уточняющие расчеты за периоды до начала 2014 года по налогу на прибыль и НДС.
Оплатить нужно будет лишь 15% от суммы заниженного налога. Все остальное прощается. Действия, которые привели к занижению налоговых обязательств, в случае их уточнения не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов.
ЭП обратилась за комментариями к министру финансов Александру Шлапаку. Он объяснил, что более-менее доволен нынешним вариантом законопроекта. Его развернутый комментарий - ниже.
Риски законопроекта
На этом все более-менее очевидное в законопроекте заканчивается.
Процедура согласования налоговых обязательств длится 90 календарных дней. Три месяца с момента подачи уточняющего расчета налогоплательщик получает любопытный статус пришедшего с повинной.
Такая норма, конечно же, противоречит Налоговому кодексу. Закон утверждает, что самостоятельно рассчитанное налогоплательщиком обязательство считается согласованным с момента подачи налоговой отчетности.
Игорь Коломойский. Фото Шимона Бримана |
Видимо, так нужно. Очевидно, авторы, говоря о 90 днях, пытались закрепить норму о том, что в течение этого срока контролирующий орган может осуществить проверку. Вот тут и начинается самое интересное с точки зрения личного "покращення" жизни налоговиков. Проверка может быть проведена, а может быть и не проведена.
Никаких критериев, определяющих возможность ее проведения или непроведения, проект не предусмотрел. Этот вопрос оставлен на усмотрение Билоуса и его подчиненных. В украинских реалиях это огромные ворота в коррупцию.
О "письмах счастья" в проекте речь не идет. Впрочем, о них не было ни слова и в первом варианте. Однако это не помешало Билоусу объяснить, что действовать закон будет именно с их помощью.
Новая версия законопроекта не исключает доведения руководителями органов Миндоходов разнарядок с суммами, сколько именно налогов они должны собрать при помощи "писем счастья". То есть предприятию сообщат, сколько оно должно уплатить. При этом механизм доведения может быть избирательно ручным.
Не все просто и с уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов. Органы налоговой милиции уже лет десять в большинстве случаев квалифицируют случаи недоплаты как служебную халатность или подлог. Причина проста: по этим статьям нет минимальной суммы, необходимой для возможности возбуждения дела.
Поэтому законопроект абсолютно не снимает возможность возбуждения уголовного дела даже после добровольного уточнения налоговых обязательств в порядке налогового компромисса. Фактически, после доработки ничего не изменилось.
Возникает интересный феномен. Налогоплательщики рискуют получить уведомление, что они должны гораздо больше, чем на самом деле. Благо, что платить придется 15% от указанной суммы, и на это можно закрыть глаза.
Правда, после этого все равно остается риск возбуждения уголовного дела, для закрытия которого придется опять договариваться с налоговой милицией. Однако главное в том, что уже сейчас государство рискует недополучить налоги. Если налоговики договорятся с предприятием, то возникают следующие риски.
Налоговый майдан, 2010 год. Фото УП |
1. Предприятию изначально насчитают гораздо меньше обязательств, чем есть в реальности.
2. После выплаты 15% указанной суммы именем закона предприятие-нарушитель окажется вне сферы действия закона.
Через 90 календарных дней после подачи уточненного расчета уже никто не сможет начислить предприятию налоговые обязательства. Даже если налогоплательщик являлся злостным неплательщиком, "налоговой ямой" или "конвертом".
Например, некий олигарх из Днепропетровска или из Донецка приходит к Билоусу с уточняющим расчетом, что он должен государству 1 грн.
Налоговик его принимает, и предприятия олигарха не проходят проверку в течение 90 дней - право назначать или не назначать проверку принадлежит Билоусу и не оговорено никакими критериями. После этого у олигарха есть железная индульгенция. Ему ничего нельзя доначислить за все периоды до начала 2014 года.
На что может надеяться государство в подобной ситуации? Единственный расчет - на добросовестность и честность налоговиков. Украинский опыт показывает, что в особо "жирных" случаях эти понятия к сотрудникам Миндоходов не применяются.
Кроме того, есть честные предприятия, которые все эти годы платили налоги и даже авансом перечисляли в бюджет гораздо большие суммы. А есть предприятия, которые постоянно уклонялись. Теперь последние получат удивительный механизм, по которому они за 15% от суммы налогового долга смогут избавиться от проблем.
Это прямая демотивация для честных налогоплательщиков. Зачем платить все, если можно потянуть время, а потом государство само предложит "уйти за 15%"? Да, придется выдержать прессинг налоговой, но ведь он существует в любом случае.
Фото УП |
Есть и позитив. Сама по себе налоговая амнистия для "конвертов" и "ям" вполне уместна. Они в любом случае ничего не заплатили бы в бюджет, потому что их функция - транзит. Такие предприятия получили деньги - и за маленький процент передали их в другое место. Налоги в подобных ситуациях не фигурируют вообще.
Собрать с них 15% от бюджетного долга - очень выгодно для государства. Вместо "ничего" оно может получить миллионы или миллиарды.
Еще одна группа риска, которой можно было бы предложить подобный компромисс, - предприятия Крыма. Они находятся на оккупированной территории и нескоро уплатят доходы в бюджет Украины. А вдруг у них возникнет патриотическое чувство?
Применять ли налоговый компромисс к остальным предприятиям, включая донецкие компании на территории нынешних военных действий? Это большой вопрос, и решать его нужно прозрачно.
Чтобы честные налогоплательщики вдруг не осознали, что все эти годы они были идиотами. И что прав один мудрец из Днепропетровска, который утверждал, что налоги платят только трусы.
КОММЕНТАРИЙ
Министр финансов Александр Шлапак
- Рассказывают, что Министерство финансов выступало против законопроекта о налоговом компромиссе.
- Разногласий нет. Есть единый подход у Минфина и Налоговой администрации. Мы совместно подготовили законопроект и направили его в Кабинет министров.
Подход следующий. Предприятиям предлагается доначислить налоговые обязательства по прибыли и НДС, которые они сэкономили в результате работы через налоговые "площадки". 15% от этой суммы они должны уплатить.
- Предприятия могут заявить гораздо меньшие суммы налогов. Проверять будете всех?
- Мы думали об этом, и вот что решили.
Предприятие само делает доначисление и отправляет его в налоговую. Если она согласна с этим доначислением, а информация, сколько сэкономлено тем или иным предприятием, есть, она ничего не отвечает. Если в течение десяти дней от налоговой не приходит никакая информация, сделка считается завершенной.
Александр Шлапак. Фото minrd.gov.ua |
Человек уплачивает 15%, и при этом никто не имеет права предъявить ему претензии в последующем.
Если же налоговая пишет "письмо счастья", мол, нет, дорогой, что-то не так, у нас есть такие данные, и предприятие считает нужным вступить в дискуссию, то пусть вступает. Нет - пусть уплачивает 15% по данным, которые демонстрирует налоговая. И мы опять забываем о том, что происходило.
Налоговая подготовила базу данных по тем, кто пользовался услугами налоговых "площадок". Мы в основном сосредоточимся на крупных плательщиках налогов.
- Как избежать злоупотреблений со стороны налоговиков?
- Вот именно об этом мы и думали. Первоначально идея была такая: мы выходим на предприятие, проверяем, насчитываем. И вот тогда появляется проблема.
Сегодня пошли от обратного. Предприятие само должно заявить. Даже не мы инициировали этот процесс, а сами предприятия, которым хочется забыть как страшный сон то, что было до этого, и не быть преследуемыми. Поэтому была придумана такая юридическая формула.
Таким образом, у налоговой остается право оспорить предъявленный документ. Наверное, налоговая будет возражать, но нужно подумать о каком-то третейском механизме, который способен рассудить налоговую и предприятие. Подумаем.
Мы хотим сделать механизм публичным, чтобы в налоговом компромиссе принимала участие общественность в виде Ассоциации плательщиков налогов или другой организации. Чтобы она видела, насколько прозрачен этот процесс.
Достаточно ли этого? Пока не знаю, но процесс надо начинать.
- То есть вы полагаетесь на добросовестность налоговой?
- Сначала плательщика, потом налоговой. Налоговой хватает работы по текущим платежам. Они сами рассчитывают, что, разобравшись со старой проблемой, мы получим более честного налогоплательщика. Ведь условием непроверок является текущая уплата налогов. Это отображено в законопроекте.
Ни на что другое, как на добрую волю со стороны плательщиков и налоговой, тут и надеяться нечего. Иначе нужно действовать по-другому. Поднимать все, в полном объеме насчитывать обязательства и "грузить" их на предприятие. И потом опять судиться или возобновлять коррупционные схемы.
Попробуем, во всяком случае, насколько оправдается расчет на добросовестность.