Прямой олигархат
Похоже, нынешняя власть дала шанс украинским олигархам доказать, что они могут эффективно управлять крупными регионами страны.
Во главе Днепропетровской области стал совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский.
Донецкой областью будет управлять председатель совета директоров корпорации "Индустриальный союз Донбасса" Сергей Тарута.
Перед угрозой масштабной войны с Россией центральные органы украинской власти вынуждены констатировать: у них нет профессиональных кадров, которые способны управлять восточными и южными регионами в кризисный период.
Украина обессилена затяжной борьбой с режимом Януковича, переживает финансовый кризис и болезненное реформирование сферы бюджетных расходов.
Нападение российских войск на восточные и южные области страны - наиболее вероятностный сценарий развития пока не объявленной войны.
Если бы парламент и правительство решились на продвижение своих аппаратчиков в регионы, то от кандидатов в главы областей требовались бы глубокие знания специфики вверенного региона и хотя бы общие знания в области военного дела, юриспруденции и экономики.
Они должны были бы иметь личные связи с местными влиятельными игроками - силовиками, бизнесменами, учеными, духовными лидерами - и при этом обладать минимальной харизмой, способной подчинять себе жителей области и организовывать их в непростых ситуациях.
Плюс ко всему - патриотизм и преданность, которые не позволили бы открыто присягнуть врагу или тайно содействовать продвижению интервентов.
Назначение губернаторов западных и центральных регионов более объяснимо. Очевидно, что выбирали людей, которые хорошо знают географию, расположение промышленных и социальных объектов, понимают местную экономику и обладают нужными связями. Кроме того, они члены партий и фракций бывшей оппозиции.
Более тонкий вопрос - кадровые назначения в южные и восточные области.
Посланные Киевом люди, которым доверяют "Удар", "Батьківщина", "Свобода" или Майдан, не смогли бы оперативно разобраться в тонкостях взаимосвязей Донецкой или Днепропетровской областей.
Быстро выяснить, кем инициируются провокации и как их можно пресечь, не получилось бы. Их сочли бы чужаками без знаний, авторитета, знакомств и денег.
Другое дело - олигархи. Они годами держат руку на пульсе областей, в которых работают их предприятия. Они имеют колоссальный административный и финансовый ресурсы. Они связаны партнерскими отношениями с владельцами сотен иных компаний и с чиновниками - нынешними и бывшими.
Олигархи, как считают многие пользователи интернета, не станут брать взятки. Они богаты и поэтому способны противостоять искушению деньгами, которое стало бичом украинской экономики.
Крупные бизнесмены в своей вотчине пользуются поддержкой части населения, а другая его часть если и рассматривает их как "зло", то зло привычное.
Виктор Пинчук, Сергей Тарута, Ринат Ахметов. Фото УП |
На предприятиях Рината Ахметова и Вадима Новинского, Сергея Таруты и Игоря Коломойского трудятся сотни тысяч человек.
Из них вполне можно организовывать отряды местной самообороны, причем это не отразится на работе предприятий - собственники заводов давно утверждали, что численность трудовых коллективов избыточна. Такие отряды не будут восприниматься населением как чужеродные.
Вполне вероятно, что центральное правительство даже сможет сэкономить государственные средства. Как известно, Минобороны должно оплачивать привлечение гражданских к учебным мероприятиям в военной сфере.
В данном случае олигархам достаточно платить обычную зарплату своим рабочим, часть которых вместо смены на заводе будет патрулировать улицы городов и сел области и упражняться в стрельбе.
Богатейшие люди страны способны решить и вопрос снабжения своих областей товарами, которые необходимы отрядам (еда, обмундирование, средства самозащиты и лекарства), что, по их словам, они и делали для Майданов.
Что они получат взамен? Прежде всего - шанс "отбелиться".
В контексте революционных событий нынешней зимы крупнейшие украинские бизнесмены оказались очень близки к тому, чтобы заплатить за свои тесные связи с коррупционным режимом Виктора Януковича собственностью или деньгами. Они были вовлечены в схемы, которые позволяли обогатиться "Семье" и им самим.
Металлургические и ферросплавные заводы, предприятия электроэнергетики покупали у "семейных" фирм некачественный уголь втридорога, обеспечивая им состояния, которые они не получили бы в условиях цивилизованного рынка.
Им по смешной цене доставались государственные предприятия, выставленные на приватизационные конкурсы. Хотя, конечно, неизвестно, сколько за выигрыш приходилось платить "подковерных" платежей.
Антимонопольное ведомство Украины в упор не замечало попыток создания олигархами монополий в отраслях промышленности. Они же выигрывали в непрозрачных государственных тендерах по поставки товаров и услуг.
И, конечно же, в течение десятилетий, при любой власти, беспрепятственно выводились заработанные здесь деньги в офшоры.
Пока богатейшим гражданам Украины отданы в управление две области - Днепропетровская и Донецкая. Кресло главы ОГА в Днепропетровске займет Игорь Коломойский, в Донецке - Сергей Тарута.
Игорь Коломойский. Фото Шимона Бримана |
В 2013 году журнал Forbes оценил капитал Коломойского 2,4 млрд долл, журнал "Фокус" - 3,6 млрд долл. У Таруты, по данным украинских журналистов, денег несколько меньше: по оценке Forbes - 597 млн долл, "Фокус" - 1,2 млрд долл.
Если олигархи на новых постах смогут доказать, что "старая гвардия" богачей является состоятельными гражданами-патриотами, филантропами и меценатами не только в пресс-релизах пиар-специалистов, но и на деле, то, вероятно, речь пойдет о настоящей их легализации в обществе.
Тогда новые власти придумают, как "замять" тему раскулачивания олигархов.
Сдадут ли олигархи этот экзамен? Смогут ли они развенчать теорию, согласно которой власть и бизнес должны быть разделены? Будут ли они хотя бы пытаться доказать, что стиль их работы может не только принести им сверхприбыль, но и обернуться повышением безопасности и благополучием широких масс?
Пока стиль руководства олигархов не позволяет сделать однозначных выводов.
У Коломойского имеются интересы в нефтяном бизнесе, ферросплавной и железорудной отраслях, банковском секторе, в сфере медиа и в авиабизнесе.
Предприниматель известен тем, что не предпринимал попыток реконструировать метзавод имени Петровского. Предприятие использовало последний советский ресурс для производства металла, который затем продавался на внешнем рынке.
Прибыль от его продажи скрывалась благодаря непрозрачным офшорным схемам. Зарплата рабочих годами оставалась самой низкой в отрасли. Позже Коломойский в ферросплавной отрасли организовал фактическую монополию, диктуя цены потребителям-металлургам.
При Януковиче он смог получить льготы на покупку электроэнергии для ферросплавных заводов. В схеме участвовал тот самый уголь, продаваемый генерации по завышенным ценам фирмами сына экс-президента Януковича.
Вместе с тем, Приватбанк, контролируемый этим олигархом, сумел построить самую обширную сеть отделений, банкоматов и терминалов, что стало локомотивом развития интернет-торговли и почтовых услуг в Украине, благодаря чему появилась масса мелких частных бизнесов простых украинцев.
И, конечно, нельзя не отметить его вклад в развитие Днепропетровска и становление еврейских организаций.
Пока никто не может предсказать, какой стиль управления областью будет практиковать Игорь Валерьевич. Использует и забросит, как свой метзавод, или будет финансировать и опекать, как проекты еврейской общины?
Назначение Сергея Таруты не могло состояться без участия собственника холдинга СКМ Рината Ахметова. Олигарх №1, чье состояние Forbes оценил 15,4 млрд долл, избегает публичных мероприятий.
Сергей Тарута. Фото УП |
Сотрудники подконтрольных ему компаний утверждают, что Ринат Леонидович несправедливо страдает от нападок СМИ и острой критики, которую не могут погасить ни грамотный пиар, ни время.
Тарута вызывает меньше раздражения у общества. Его помнят как товарища экс-президента Виктора Ющенко по увлечению украинской археологией или как бизнесмена, который долго связывал перспективы своего бизнеса с Европой - покупкой металлургических предприятий в Польше и Венгрии.
Гораздо меньше говорят о не самом лучшем отношении к персоналу, что выражалось в неожиданных сокращениях и неаккуратных расчетах за работу.
В отрасли именно ИСД начал применять схемы вывода персонала предприятий в аутсорсинговые фирмы, из-за чего рабочие получали меньше надбавок.
Не чуждым собственникам корпорации было рейдерство и вывод прибыли в офшорные юрисдикции. А самое главное - глобальный управленческий просчет, который допустили Тарута и его компаньоны.
Перед кризисом они неосторожно влезли в крупные долги. Цель была благая - коренная реконструкция Алчевского меткомбината и Днепровского меткомбината имени Дзержинского. Все закончилось потерей контроля над корпорацией.
Теперь решения принимает группа анонимных российских инвесторов, которая выкупила 50%+2 акции ИСД при посредничестве российского ВТБ-банка.
Впрочем, если за Тарутой стоит Ахметов, то на руководстве Донецкой областью будет отпечатываться и его стиль управления.
Он подразумевает делегирование полномочий наемным профессионалам, стремление к монопольному контролю над бизнесом, четкое выполнение финансовых обязательств, использование легальных и полулегальных схем минимизации налогов, организацию теневых соглашений с властью.
А еще - финансовую поддержку престижных проектов, например, строительство футбольной инфраструктуры, гостиниц, городское благоустройство.
Впрочем, самый богатый человек Украины будет влиять и на Днепропетровскую область, где расположены его главные активы - горно-обогатительные комбинаты, на Одесскую, где собираются строить крупнейший угольно-рудный терминал, и на Запорожскую - из-за "Запорожстали", часть которой контролирует СКМ.
При этом области, перешедшие под официальный контроль олигархов, перемежаются областями, управление которыми сосредоточено в руках людей, которым новые украинские власти доверяют больше, чем бизнесменам.
Ринат Ахметов. Фото lenta-ua.net |
Главой Луганской ОГА назначен человек без ярко выраженных политических предпочтений, но с богатым военным прошлым. Михаил Болотских ранее занимал высокие посты в военной сфере, имеет боевой опыт и опыт руководства Государственной службой по чрезвычайным ситуациям.
Главой Харьковской ОГА назначен активист Майданов, медик по образованию "бютовец" Игорь Балута. По идее, он должен содействовать расследованиям деяний экс-главы области Михаила Добкина и мера Харькова Геннадия Кернеса.
Очевидно, новому руководителю предстоит улучшить имидж новой власти в регионе, где в последнее время стараниями властей разжигались пророссийские настроения и наблюдался явный крен в сторону федерализации.
В Херсонскую область назначен также сторонник БЮТ - Юрий Одарченко, депутат Херсонского городского совета двух созывов и доверенное лицо Юлии Тимошенко на последних президентских выборах.
В Николаевской области пост главы обладминистрации занял Николай Романчук, бессменный генеральный директор судостроительного завода "Океан", который контролируется собственником "Смарт-холдинга" Вадимом Новинским.
Однако есть основания считать, что карьерный виток топ-менеджера от судостроения случился не благодаря нынешнему патрону, а, скорее, из-за талантов и авторитета самого Романчука.
Он возглавлял предприятие много лет при разных собственниках, имеет звание Героя Украины и множество других наград, которые характеризуют его как профессионала в области судостроения и крепкого хозяйственника.
Пикантности новым назначениям придает то, что парламент и правительство вскоре могут предоставить больше финансовой свободы регионам.
Так, 2 марта вице-премьер по вопросам регионального развития Владимир Гройсман заявил, что предложит правительству "демонтировать решения, принятые властью для централизации власти".
Помимо этого, по словам Гройсмана, правительство начнет консультации с Европейским союзом о модели местного самоуправления в Украине.
Разумеется, подобные разговоры ведутся в Украине не одно десятилетие. Их суть в том, чтобы решить, сколько доходов оставлять в областях.
При самом выгодном раскладе в конце реформы регионы смогут распоряжаться теми налогами, которые собираются на местах, а госбюджет будет получать только платежи с импорта товаров и акцизные сборы.
Однако соотношение денег, которыми смогут распоряжаться местные и центральные власти, может быть и другим. Каким - пока неясно. Однако после завершения оборонительной кампании в ходе необъявленной войны этот вопрос может стать чрезвычайно актуальным.
Вадим Новинский. Фото УП |