Торговые войны за еду
В последние годы структура экспорта Украины существенно меняется.
Начиная с 2010 года, постепенно сокращается доля ГМК и растет доля АПК.
Такое изменение позитивно влияет на экономику.
Во-первых, это ведет к диверсификации источников валютной выручки в стране.
Во-вторых - увеличивает выпуск и экспорт товаров с большей добавленной стоимостью за счет предприятий пищепрома.
За первое полугодие 2013 года доля пищепрома в общем экспорте Украины выросла до 13,2% или 4,8 млрд долл по сравнению с 11,7% или 4,7 млрд долл за этот же период 2012 года. В целом за 2012 год - 12,8% или 8,8 млрд долл.
Хотя значительную часть экспорта занимает сырое подсолнечное масло, доля готовой продукции - кондитерских изделий, твердых и прочих сыров, алкогольных напитков, пива, мяса птицы - постепенно увеличивается.
Структура экспорта Украины, 2010-2013* годы
* - данные за 2013 год - с января по июль |
Источник: Госстат |
При всех позитивных тенденциях в отрасли экспортно-ориентированные предприятия подвержены значительным рискам, и не всегда экономическим. Ключевой риск - концентрация по географическому принципу.
Кондитерские изделия
Сыры, млн долл
* - данные за 2013 год - с января по июль |
Источник: Госстат |
Так, за восемь месяцев 2013 года на Россию и Казахстан приходилось 87% экспорта кондитерских изделий. Еще больший уровень концентрации - в торговле сырами, где на долю РФ приходилось 87% всего экспорта в 2011-2013* годах.
Россия также ключевой импортер алкогольных и безалкогольных напитков: пива - от 77% в 2011-2012 годах до 59% в 2013* году, крепкого алкоголя - от 48% в 2011 году до 55% в 2013* году, вина - от 66% в 2011 году до 85% в 2013* году.
Экспорт алкогольных напитков в Россию, млн долл
2013* |
2012 |
2011 |
|
Крепкие алкогольные напитки |
78 |
77 |
46 |
Пиво |
72 |
73 |
36 |
Вино |
30 |
39 |
33 |
Всего |
180 |
189 |
115 |
* - данные за январь-июль
Источник: Госстат
Такая концентрация экспортных продаж на рынке СНГ продиктована в первую очередь историческими экономическими связями между странами, схожими стандартами качества и традициями потребления продуктов питания.
Среди стран СНГ российский рынок наиболее привлекательный для украинского пищепрома. Он наиболее емкий, а покупная способность потребителей высокая.
Ориентируясь всего на один-два рынка, компании-экспортеры становятся заложниками стабильности поставок и рискуют понести значительные убытки в случае проблем у ключевых покупателей или проблем с ввозом продукции на ключевые рынки, что и произошло в недавнем прошлом.
Риск в действии
В феврале 2012 года Роспотребнадзор запретил ввоз твердых сыров ряда украинских производителей из-за несоответствия российским нормам и технологическим регламентам на молоко и молочную продукцию.
Ограничение действовало около трех месяцев. Поскольку период запрета совпал с пасхальными и майскими праздниками, на которые приходится значительный рост потребления сыров, предприятия-экспортеры понесли значительные убытки.
По данным ассоциации "Укрмолпром" экспорт сыров в 2012 году в сравнении с 2011 годом упал на 16% в натуральном выражении или на 86,8 млн долл.
Экспорт сыров, тонн
В июле 2013 года с проблемами столкнулась и кондитерская отрасль в лице компании "Рошен" - наибольшего украинского производителя и №18 в рейтинге глобальных производителей кондитерских изделий по объему выручки по данным Candy Industry. Россия запретила ввоз продукции этой компании.
Как и в ситуации с сырами, камнем преткновения стали претензии к качеству продукции и ее соответствию стандартам и нормам, действующим в России. По заявлениям российской стороны, в ноябре будут закончены проверки на предприятиях "Рошен", после чего поставки могут быть восстановлены.
В результате, на протяжении минимум трех месяцев кондитерская продукция компании не поставляется на ее ключевой экспортный рынок.
Какие могут быть последствия таких ограничений? По приблизительным оценкам, при восстановлении поставок с марта 2014 года, как было анонсировано российской стороной, падение продаж может составить 90 млн долл.
Согласно Candy Industry в 2012 году выручка компании составила 1 276 млн долл. По данным открытых источников на долю рынка РФ приходится 12-15% продаж.
Длительный запрет на ввоз продукции заставляет российских ритейлеров искать других поставщиков. Торговцы не хотят брать на себя дополнительные риски, поскольку это ведет к потере места на полках и уменьшению доли рынка.
Фото seliskasirovarnia.com.ua |
Инструменты
Какие же меры позволят снизить риск концентрации экспорта и зависимость украинского бизнеса от контрагента? Компании должны постоянно анализировать внешнюю среду и управлять рисками, в первую очередь - риском концентрации.
Что могут предпринять компании, чтобы не допустить подобных ситуаций?
1. Диверсифицировать экспортные поставки. В этом направлении активно работают производители курятины, которые помимо своих традиционных рынков - стран СНГ - развивают и другие направления экспорта.
Повышение качества и введение европейских стандартов производства позволило ключевым производителям пройти лицензирование на беспошлинные поставки курятины в ЕС, впервые за период независимости Украины.
Объемы таких поставок пока ограничены, зато компании получили доступ к одному из наибольших рынков потребления мяса птицы.
Кроме того, компании исследуют новые рынки в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и постепенно наращивают поставки в эти регионы. Вариант - вход в новую зону свободной торговли, что откроет новые возможности.
2. Развивать производства на территории ключевых рынков. Выпуск продукции непосредственно в стране реализации позволяет обойти торговые барьеры.
Многие украинские компании так и делают. "Рошен" имеет фабрики в РФ и Литве. В 2011 году ведущий производитель алкогольных напитков компания Global Spirits купила в России ликеро-водочный завод, а в июле 2013 года "Мироновский хлебопродукт" приобрел российскую Группу ООО "Воронеж агро холдинг".
Фото bizseven.ru |
3. Развивать внутренний рынок. Рынок пищевых продуктов в Украине достаточно насыщен и высококонкурентен как со стороны внутренних производителей, так и импортной продукции. Низкие темпы роста доходов населения также не способствуют увеличению потребления продуктов питания.
В такой ситуации одним из факторов роста рынка может служить резерв операционной эффективности производителей.
Инновационные технологические решения могут стать драйвером экономии. Она позволит отвоевать внутренний рынок у импортеров за счет лучшего качества и сможет открыть новые продукты, стимулируя внутреннее потребление.
Ошибки планирования и управления рисками способны только усилить риск контрагента - бизнес-партнеры умеют предсказывать будущее. Бизнес зачастую оптимистично относится к планам и недооценивает риски, связанные с контрагентами. Так случилось и с Украиной и ее отношениями с Россией.
Есть такое правило: если работа системы зависит от кого-то вне зоны влияния, нужно подготовиться к ситуации, когда этот "кто-то" не выполнит свои обещания. Украина - это тоже бизнес, и его нужно вести по всем правилам.
Михаил Мельник, партнер компании "Делойт", руководитель группы по предоставлению услуг предприятиям сельского хозяйства и пищевой промышленности
Павел Пластовец, старший менеджер компании "Делойт"