Какой бюджет готовил Янукович до Москвы
"Отчего у вас портфель такой пухлый? Вероятно, в нем – проект госбюджета-2014?"
Этот вопрос несколько обескуражил заместителя министра финансов Сергея Рыбака, но он тут же нашелся, что ответить. "В портфеле – треть проекта", - сказал Рыбак ЭП.
Заседание бюджетного комитета Рады, которое состоялось 18 декабря после обеда, он покидал в настроении приподнятом. Предполагалось, что проект главного финансового документа на следующий год правительство внепланово внесет в парламент в среду, и тут же направит в бюджетный комитет, чтобы его одобрили к принятию в первом чтении. Однако этого не произошло.
"Пишем еще. Анатолий Мярковский (первый заместитель министра финансов – ЭП) пишет, всю ночь будет писать. А как допишет, придет в комитет",- сказал Сергей Рыбак, и отбыл на работу.
Проект бюджета был зарегистрирован в парламенте утром следующего дня. Вместе с проектом, спикер Рады Владимир Рыбак зарегистрировал постановление №3000-П, в котором в нарушение всех терминов подготовки бюджета предложил следующую неделю сделать рабочей.
По задуманной схеме: до 12:00 субботы, 21 декабря, депутаты пишут и направляют в бюджетный комитет свои предложения, а уже 24 декабря подают закон в Раду, чтобы в тот же день его принять.
Похоже, что все будет как в прошлом году. Депутаты проголосуют за документ, который видели пару секунд приоткрытым глазом. Но никто не скажет и слова против. Потому что парламент уже давно не главный в бюджетном процессе.
Фото vz.ua |
Das ist fantastisch!
Ошибкой будет считать, что главным в бюджетном процессе является правительство.
В среду 18 декабря члены Кабмина одобрили проект Закона "О госбюджете Украины на 2014 год". Одобрили, как и в сентябре, не имея на руках и перед глазами никакого документа.
Даже больше: глава правительства Николай Азаров не смог точно назвать едва ли не главный бюджетный параметр - объем доходов. В общем-то, это было сделать довольно сложно, поскольку Минфин и Минэкономразвития к моменту начала заседания не согласовали прогноз объема номинального ВВП, расходясь в его оценке миллиардов на 50 гривен.
Забегая вперед заметим, что в итоге был одобрен прогноз Минэкономразвития - завизированный, кстати, 17 декабря. Правки же в сам законопроект продолжали вноситься и 18 декабря - перед заседанием правительства, и даже после его заседания.
В окончательном виде на заседании Кабмина было одобрено только постановление "Об одобрении основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2014 год". По сравнению с ранее обнародованным проектом прогноза, в нынешнем произошло сокращение на 42 млрд грн объема номинального ВВП в 2014 году. Сокращение, естественно, по сравнению с прежними ожиданиями.
Остальные показатели оказались, по сути, нетронутыми.
Не может не бросаться в глаза прогноз инфляции на 2014 год. Похоже, правительство решило бороться с застоем в экономике простым методом – разгоняя цены. После мизерной инфляции 2012 и 2013 года (0,8% и 0,1%) цифра в 8,3% не может не настораживать. Это или невероятная ложь, или огромная угроза для сбережений граждан Украины.
Фото sumynews.com |
А вот рост ВВП Украины на 3% в 2014 году – это точно ложь. Не потому что такой рост не может быть достигнут. Может. Но не за счет роста, а за счет глубочайшего падения производства в 2013 году. Это все равно, что говорит об ожирении, если человек худеет на 20 кг, а потом добирает 1 кг.
А вот еще одна красноречивая цифра. В сравнении с еще более ранними прогнозами, относящимися к концу 2011 года, ВВП Украины "похудел" куда более существенно - на 201-247 млрд грн. Что является ярким свидетельством "достижений" правительства.
Благо, Кабмин хотя бы сократил прогноз роста ВВП с совсем фантастического до просто лживого. Это означает, что правительство частично признало провал своей экономической политики в 2013 году.
Хотя даже после корректировок размер роста ВВП является явно завышенным. Все просто. В 2013 года номинальный ВВП составит примерно 1435 млрд грн. Чтобы в следующем году увеличиться до 1653 млрд грн, ему нужно "подрасти" на 15,2%. Но прогнозный реальный рост и индекс-дефлятор ВВП в сумме дают не более 12%.
Не растет ВВП – не с чего собирать налоги. Просто математически. Следовательно, почти 55 млрд грн из указанного в проекте закона объема доходов в прогнозе бюджета-2014 являются "мыльным пузырем". Они запланированы, но никогда не будут собраны.
Прибыль прибыльных предприятий также нещадно завышена. А это означает, что недавнее поручение президента об отказе от практики взимания налогов наперед, по сути, вряд ли реально выполнить. И Янукович об этом знает. Значит, он попросту "включает дурака". В условиях, когда прибыльность будет гораздо меньше запланированной, выполнять планы поступлений по налогу на прибыль можно будет только путем взимания налогов наперед.
Наконец, рост производительности труда запланирован на мизерном уровне - ни о какой модернизации или перевооружении в экономике речь не идет. Ее нет даже в планах.
Основные прогнозные макропоказатели на 2014 год
Показатель |
Прогноз |
ВВП: |
|
номинальный, млрд грн. |
1653 |
процентов к предыдущему году |
103,0 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % |
108,3 |
Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года), % |
108,6 |
Прибыль прибыльных предприятий, млрд грн. |
302,1 |
Фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, млрд грн. |
511,6 |
Среднемесячная зарплата работников, брутто: |
|
номинальная, грн. |
3575 |
номинальная, скорректированная на индекс потребительских цен, % к предыдущему году |
102,8 |
Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15-70 лет, млн лиц |
20,9-20,7 |
Уровень безработицы в возрасте 15-70 лет, % к экономически активному населению |
7,1-7,4 |
Производительность труда, % к предыдущему году |
102,0 |
Сальдо торгового баланса, млрд долл. США |
-14,6 |
Экспорт товаров и услуг: |
|
млрд долл США |
104,7 |
% к предыдущему году |
108,6 |
Импорт товаров и услуг: |
|
млрд долл США |
119,3 |
% к предыдущему году |
107,1 |
Примечательно в прогнозе не только явное завышение номинального ВВП, но и тот факт, что власти и в следующем году не собираются предпринимать никаких шагов по импортозамещению. Даже в условиях 1,5-кратного снижения цен на российский газ запланирован дефицит торгового баланса на уровне 14,6 млрд дол США - ненамного меньше, чем будет в 2013 году. Возможно, разгадка лежит в том, что газ станет дешевле, но импортировать его будут больше.
По сути, Россия остается главным "пылесосом" золотовалютных резервов Нацбанка Украины. И валюту для этого "пылесоса" дает тоже Россия, в виде кредитов. В этой зависимости усматривается невероятная угроза для экономического самочувствия нашей страны.
Но, по большому счету, это не волнует никого. И прежде всего, самого Виктора Януковича. Согласно последним социологическим исследованиям, Євромайдан активно поддерживает молодежь, но по отношению к нему критически настроены люди старше 50 лет.
Взрослое население страны – вот опорный электорат действующего президента. Этой части электората, по большому счету, даже не известно, что такое ВВП, импортозамещение или авансовый сбор налогов. Для нее главное – прибавки социальных выплат. А они в проект бюджета заложены: в июле, октябре и декабре 2014. В каком бы состоянии ни была экономика, "социалка" сделает свое дело. По крайней мере, на это наверняка рассчитывает Янукович.
Фото news.online.ua |
Янукович рассчитывал на МВФ
Чтобы убедиться в том, как видит 2014 год действующая власть, достаточно взглянуть на один документ.
В распоряжении "Экономической правды" есть тот самый проект бюджета, который правительство собиралось принимать до поездки Виктора Януковича в Москву. Проект в редакции 17 декабря дает ответы на многие вопросы.
Документ предполагался невероятно жестким.
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
Согласно этому варианту, доходы госбюджета были запланированы на уровне 403 млрд грн. То есть, даже без учета местных бюджетов, Пенсионного и других социальных фондов только через госбюджет планировалось перераспределить 25% реального (а не "дутого") ВВП. С учетом же остальных бюджетов и фондов, из экономики изымалось бы традиционно около 50% добавленной стоимости. Что, конечно же, не дало бы ей никакой возможности развиваться.
Кроме того, в сравнении с планом сбора денег в бюджет 2013 года, доходы в 2014 должны были бы вырасти на 33 млрд грн ( почти на 9%). Но поскольку доходная часть бюджета 2013 года не будет выполнена на десятки миллиардов гривен, то реальный запланированный рост составляет уже добрых 20%.
Понятно, что у экономики таких ресурсов роста нет. Эти планы не были бы реализованы ни при каких раскладах.
По "домосковскому" проекту, расходы были запланированы на уровне 443,6 млрд грн. С учетом возврата кредитов госбюджету и выдачи новых, объем бюджетного дефицита был заложен на уровне 39,7 млрд грн. Это 2,4% от официального прогноза ВВП, что позволяло бы комфортно уложиться в требования МВФ. Очевидно, предыдущий вариант бюджета верстался именно с расчетом на получение очередного кредита от Фонда.
Таким образом, изначально нарисованный в проекте на 2014 год дефицит был существенно меньше того, который заложен в бюджет 2013 года (50,6 млрд грн). Но на самом деле, дефицит бюджета в 2013 году существенно превысит планируемый. Наиболее вероятно, что так же будет и в следующем. Но по проекту, все довольно скромно.
В окончательно редакции от 19 декабря, объем планируемых к взиманию доходов немного уменьшится - до 392,4 млрд грн. Таким образом, рост к плану на 2013 год составил не очень весомые 21,8 млрд грн, или 5,9%.
Но ведь бюджет в этом году не выполняется! А значит, к реальным доходам 2013 года рост все равно будет слишком необоснованным - на 13%.
Расходы в последнем доступном проекте тоже выросли - до 447,3 млрд грн. При этом дефицит составил уже 59,5 млрд грн. Это не только больше прогнозного дефицита на 2013 год. Это еще и составляет 3,6% от официального прогноза ВВП. Иначе говоря: речь о сотрудничестве с МВФ в 2014 году уже не идет. Этот вопрос можно считать закрытым.
Фото пресс-службы президента |
А вот социальные показатели бюджета - прожиточный минимум и минимальная зарплата - изменения не претерпели. Два проекта – от 17 и 19 декабря – в этом смысле идентичны.
В свете ожидаемых в начале 2015 года выборов, власть изначально озаботилась их ростом.
Прожиточный минимум должен будет последовательно вырасти до:
- 1176 грн с 1 января;
- 1207 грн с 1 июля;
- 1256 грн с 1 октября 2014 года.
Минимальная зарплата - до:
- 1218 грн с 1 января;
- 1250 грн с 1 июля;
- 1301 грн с 1 октября 2014 года.
Посчитана в доходах уже и "прибыль" НБУ - Нацбанк должен будет "напечатать" и перечислить в госбюджет не менее 22,8 млрд грн. По закону – поквартально. В реальности – когда потребуется.
На 14,9 млрд грн. планируется профинансировать национальную "черную дыру" под названием НАК "Нафтогаз". Это произойдет традиционно за счет выпуска ОВГЗ и выкупа за них акций дополнительной эмиссии НАКа. С учетом "Нафтогаза", общий дефицит госфинансов "выстреливает" до уровня 3,9% от "дутого" ВВП.
Однако возможно наиболее интересные положения содержит не сам проект госбюджета, а идущий с ним в "пакете" проект изменений в Налоговый кодекс (а точнее даже несколько проектов).
Приведем один лишь пример. Находясь в безвыходной ситуации, правительство планировало отсрочить на год снижение НДС до 17%, а также ввести налог на все операции с недвижимостью – даже на первичном рынке.
В этом смысле, бизнес должен радоваться, что Янукович подписал соглашение с Москвой. Обо всех "прелестях" несостоявшегося проекта бюджета-2014 ЕП расскажет в самое ближайшее время.
Остается добавить, что, по замыслу власти, Верховная Рада должна принять Закон о госбюджете в "пакете" с налоговыми изменениями. Также не глядя.
Кабмин это уже сделал.