Ощадбанк "рисует" отчетность (добавлен комментарий банка)

Ощадбанк "рисует" отчетность (добавлен комментарий банка)

Пятница, 15 ноября 2013, 11:08 -
Фото Ощадбанка
Очередной выпуск облигаций "Нафтогаза" в добровольно-принудительном порядке выкупит, скорее всего, все тот же Ощадбанк. А госкомпания за счет полученных денег вернет кредит "Ощаду". Круговорот воды в природе. С маленькой деталью: банкротом является НАК, а платить придется бюджету.

13 ноября правительство в очередной раз признало, что НАК "Нафтогаз Украины", который взял у банков кредиты на 55 млрд гривен, не в состоянии рассчитаться с ними вовремя.

В частности, до конца 2013 года НАК должен вернуть государственному Ощадбанку 4,5 млрд гривен по кредитам.

В "Нафтогазе" уверяют, что денег нет. Если проблемы компании в очередной раз не взвалит на себя правительство, все может закончиться техническим дефолтом НАКа и проблемами с ликвидностью "Ощада".

НАК "Нафтогаз", который торгует газом в убыток, уже давно является скрытым банкротом. Тем не менее, компании до последнего времени удавалось затыкать колоссальные дыры в балансе за счет банковских кредитов и вливания денег из госбюджета.

Реклама:

В сентябре Министерство энергетики и угольной промышленности в письме к премьер-министру Николаю Азарову констатировало, что возможности "Нафтогаза" "относительно дальнейшего наращивания кредитного портфеля для рефинансирования убытков от деятельности уже исчерпаны". Похоже, что возможности по покрытию убытков НАК исчерпаны и у правительства. Дефицит госбюджета уже превысил 35 млрд гривен, и до конца года будет только увеличиваться.

Поэтому казна не в состоянии покрыть все расходы "Нафтогаза". В текущем году в компании ожидают, что убыток от разницы в тарифах на газ составит более 10 млрд гривен. Эту дыру уже в срочном порядке пытаются заткнуть за счет увеличения уставного фонда и очередной эмиссии ОВГЗ на 10,7 млрд гривен.

Но и это не спасет компанию. Кроме того НАК должна до конца текущего года вернуть по банковским кредитам и выпущенным облигациям порядка  23 млрд грн, а в 2014 году еще 34,3 млрд грн. Похоже, что НАК уже не в состоянии рассчитаться по этим баснословным долгам самостоятельно. И, как подобает государственной компании, свои проблемы переложит на Украину. То есть, на население и предприятия, которые платят налоги.

Офис НАК "Нафтогаз Украины" в Киеве. Фото пресс-службы "Нафтогаза"

"Нафтогаз" давно двигался к банкротству. Механизмы, почему так происходит, "Экономическая правда" описывала уже не раз. И это были только глобальные причины, мы не касались такой благодатной темы, как миллиардные манипуляции с балансом газа страны. Самая невинная из них могла выглядеть так: миллиард кубометров продали предприятию - посчитали как населению (дешевле) - встретили "чемодан" с разницей. Чиновники "Нафтогаза" всегда были одними из самых "козырных" в Украине. Казалось, этот праздник будет длиться вечно.

Первый тревожный звоночек прозвенел еще начале октября, когда НАК была вынуждена пролонгировать на семь лет кредит, полученный в 2012 году от российского "Газпромбанка" в размере 2 млрд долл. Реструктуризация долга стала возможной после того как Верховная рада в конце сентября рассмотрела законопроект, разрешающий предоставить "Нафтогазу" государственные гарантии в объеме 11 млрд грн.

Как написала "Экономическая правда", в среду 13 ноября Кабмин одобрил постановление во исполнение этого закона по кредиту "Газпромбанка". Интересный факт – "Нафтогаз" таки просрочил выплату этого кредита. Судя по документам, которые имеются в распоряжении "Экономической правды", эти деньги должны были быть возвращены еще 1 октября! Видимо, именно технический дефолт "Нафтогаза" и стал той причиной, по которой Кабмин принимал свое решение в спешке.

Натисніть зображення 
Натисніть зображення 
Натисніть зображення 
Натисніть зображення 
Натисніть зображення 
Натисніть зображення 
Натисніть зображення 

Какова перспектива этого кредита? Как ни крути, возвращать его придется за счет госбюджета. Перевыдача гарантий помогает лишь отсрочить тот день, когда правительство будет вынуждено взять все на себя. И точно такая же история ожидается в 2014 году (смотрите, как сам "Нафтогаз" оценивает перспективы выплаты своих долгов).

 

Теперь на очереди Ощадбанк, который рискует не получить вовремя в этом году плановый возврат по кредиту в размере 4,5 млрд гривен, выданному "Нафтогазу".

Погасить этот займ, срок которого истекает 27 декабря 2013 года, НАК намерен за счет выпуска собственных облигаций на 4,8 млрд гривен, и просит правительство предоставить под них госгарантии.

 
 

Опрошенные нами банкиры на условиях анонимности утверждают, что никто из банков не станет приобретать эти облигации. Даже несмотря на наличие госгарантий.

Во-первых, почти все крупные банки уже исчерпали свои лимиты на покупку государственных долговых обязательств (по сути, долг под госгарантии – это госдолг), которые правительство в этом году эмитирует бешеными темпами.

Во-вторых, в условиях роста девальвационных ожиданий иностранных инвесторов мало интересуют гривневые бумаги. Резервы НБУ стремительно истощаются. Вся надежда на МВФ, который своими деньгами позволит не лишать миллионов жителей страны части своих сбережений.

В-третьих, риски инвестиций в украинские долги слишком велики, что и демонстрируют оценки международных рейтинговых агентств. Внутренних ОВГЗ это касается в меньшей степени – считается, что государство всегда способно "напечатать" денег, чтобы заплатить по собственным облигациям. Но учитывая то, как обострились проблемы с госбюджетом в 2013 году, этот постулат уже вызывает огромные сомнения.

Поэтому очередной выпуск облигаций "Нафтогаза" в добровольно-принудительном порядке выкупит, скорее всего, все тот же Ощадбанк. А госкомпания за счет полученных денег вернет кредит "Ощаду". Круговорот воды в природе. С маленькой деталью: банкротом является НАК, а платить придется бюджету.

Люди, которым можно адресовать вопросы о банкротстве НАКа. Министр энергетики Эдуард Ставицкий и вице-премьер Юрий Бойко. Фото kmu.gov.ua

Безопасно ли Ощадбанку кредитовать государство?

Получается, госгарантии по этим облигациям нужны "Ощаду" только для того, чтоб не признавать наличие проблемных кредитов на миллиарды гривен. Ведь если это сделать, то пришлось бы на миллиарды гривен формировать резервы (уменьшать капитал), и самым радикальным образом испортить тем самым свою отчетность.

По большому счету, если бы Ощадбанк формировал свои резервы исходя из реального финансового состояния "Нафтогаза", то имел бы отрицательный капитал. И попал бы под действие временной администрации, со всеми сопутствующими ограничениями. Если бы не госгарантии…

Сколько еще таких "первоклассных клиентов" у госбанка? Стоит вспомнить хотя бы ГП "Уголь Украины", которое должно 1,3 государственным Ощадбанку и Укрэксимбанку. Госпредприятие находится в процедуре ликвидации, которую инициировало само же правительство. Получается, что Кабмин прилагает усилия к тому, чтобы "положить" собственный банк. Недавно министр энергетики Эдуард Ставицкий заявил, что "ситуация урегулирована". Но каким образом, не уточнил. Так что, скорее всего, "дырка" в балансе "Ощада" продолжает существовать.

В целом, баланс "Ощадбанка" и без этого выглядит не очень привлекательно. За первые 9 месяцев 2013 года депозиты населения в банке выросли на 6 млрд гривен до 36 млрд гривен. В то же время юрлица вывели со своих счетов в банке 1,5 млрд гривен, сократив остатки до 8 млрд гривен. Похоже, что почти все привлеченные депозиты населения, как и ранее, были использованы для финансирования бюджетного дефицита и кредитования госкомпаний.

Правление Ощадбанка, которое утверждает все кредиты. Фото пресс-службы Ощадбанка

Этот парадокс стоит особого внимания. Правительство обращается с "Ощадом" точно так же, как финансово-промышленные группы обращаются с "карманными" банками. Они собирают деньги на открытом рынке – в частности, предлагая повышенные ставки по депозитам. А после этого все собранное направляют на проекты своих владельцев. Так делали владельцы печально известных Укрпромбанка и "Таврики".

То же самое делает "Ощад". С той разницей, что ему не нужно платить высокий процент по депозитам, как частным банкам. Ведь все вклады гарантированы государством. В переводе, "в случае банкротства Ощадбанка по всем долгам заплатит бюджет".

В цивилизованном мире это признано порочной практикой: если банк выдает слишком много кредитов связанным лицам, то резко растут риски банкротства банка. Поэтому во всем мире, и даже в Украине (нормативы Нацбанка Н9 и Н10) существует ограничение на кредитование связанных лиц.

В переводе на реальность Ощадбанка, мировые правила значили бы ограничение на кредитование государственных предприятий. Таких "надежных", как "Нафтогаз". Даже под такие "надежные" виды обеспечения, как государственные облигации и госгарантии.

За первые 9 месяцев 2013 года портфель ОВГЗ в банке вырос на 10,5 млрд гривен до 23,6 млрд гривен, а кредитный портфель увеличился всего на 1 млрд гривен до 52 млрд гривен. Помимо всего прочего, это означает, что банк не кредитует, а рефинансирует старые кредиты. То есть, делает вид, что проблемных кредитов нет.

Печальный диагноз банка таков. Более 55% активов банка размещено в операциях со связанными лицами. В основном это компании с участием государства в капитале или бюджетные организации.

Самый крупный заемщик Ощадбанка - убыточный "Нафтогаз". На него приходится 33% кредитного портфеля госбанка, что составляет более 20 млрд грн.

"Нафтогаз" финансируется за счет депозитов населения. Фото пресс-службы "Ощадбанка" 

Есть даже над чем посмеяться. Норматив Н9, который ограничивает кредитование одного инсайдера, по результатам третьего квартала 2013 года впервые за многие годы достиг в Ощадбанке максимального значения, установленного для этого банка, – 2% от уставного капитала.

Позвольте, а кого в "Ощаде" называют инсайдером? Для государственного банка инсайдером (связанным лицом) является государство и государственные предприятия. Так что, "Нафтогаз" не в счет? "Уголь Украины" не в счет? Вот и получается, что цифра в отчетности очевидно занижена.

Частичная разгадка этой дилеммы в том, что уже долгие годы Национальный банк позволяет "Ощаду" работать по особым правилам. В частности, НБУ издал индульгенцию, которая позволяет… не учитывать кредиты "Нафтогазу"по общим правилам. То есть, 20 миллиардов – почти половина активов банка – надзор отказывается видеть.

А что касается явно зашкаливающего портфеля ОВГЗ в банке, то тут есть другая индульгенция. По правилам надзора, госдолгом можно набить банк хоть под завязку – риски банка будут нулевыми. А значит, нет проблемы в том, что Ощадбанк превратился в механизм, через который правительство и Нацбанк "печатают" миллиарды гривен. То есть, государство делает прямую эмиссию, которую так критикуют во всех учебниках макроэкономики.

Впрочем, и тут есть индульгенция. США, которые назвали финансирование бюджета за счет эмиссии позорным явлением, сами делают это уже много лет. Имеются в виду все раунды пресловутых QE.

Возвращаясь к "Ощаду", получаем, что нормативы надзора не работают так, как должны бы работать.

 

Очень похоже даже, что Ощадбанк фальсифицирует свою отчетность. Вот, например, отчет за первое полугодие 2013 года, составленный по МСФО. В нем говорится, что все кредиты в размере 20,3 млрд гривен, выданные "Нафтогазу", имеют срок погашения в марте 2015 года.

 

А вот пояснительная записка к проекту постановления Кабмина от 13 ноября 2013 года. В ней утверждается, что кредитными договорами между НАК и Ощадбанком (№218/31/2 от 17 декабря 2008 года, №220/31/2 от 30 декабря 2008 года и №274/31/2 от 5 июня 2009 года) предусмотрено погашение основного долга в размере 4,55 млрд гривен до 27 декабря 2013 года.

Так что, Ощадбанк "подрисовывает" отчетность?

 

Почему в отчет закралась досадная ошибка, в самом Ощадбанке не поясняют. Скорее всего, это делалось для того, чтобы лучше выглядеть в глазах международных рейтинговых агентств. Председатель правления Ощадбанка Сергей Подрезов на письменные вопросы ЭП не ответил.

А тем временем, НАК "Нафтогаз" продолжает наращивать задолженность...

***

Після публікації матеріалу, прес-служба Ощадбанку надала відповіді на питання "Економічної правди". Це давня традиція чиновників - не надавати коментарі до виходу тексту, а надсилати після.

Публікуємо ці відповіді:

- Обращался ли к вам НАК "Нафтогаз" с просьбой предоставить новые кредиты?

- Не обращался.

- Просил ли "Нафтогаз" отсрочить возврат ранее полученных в "Ощадбанке" кредитов? На какую сумму?

- Кредиты обслуживаются согласно ранее подписанным договорам.

- Намерен ли "Ощадбанк" покупать облигации "Нафтогаза" на 4,8 млрд гривен, которые готовятся к выпуску?

- Таких договоренностей нет.

- В отчете Ощадбанка за первое полугодие 2013 года, составленном по МСФО говорится, что все кредиты в размере 20,3 млрд гривен, выданные Нафтогазу имеют срок погашения в марте 2015 года. А в пояснительной записке к проекту постановления Кабмина утверждается, что кредитными договорами между НАК и Ощадбанком №218/31/2 от 17 декабря 2008 года, №220/31/2 от 30 декабря 2008 года и №274/31/2 от 5 июня 2009 года предусмотрено погашение основного долга в размере 4,55 млрд гривен до 27 декабря 2013 года. Так каковы правильные сроки возврата кредитов Нафтогазу?

- Все правильно, общий срок погашения кредитов до 15 года но транши погашаются в 2013, 2014, 2015 годах. Вот в 2013 погашение 4,5 млрд до конца декабря.

***

Ще один коментар "Ощадбанку"

Хочемо дещо повідомити про співпрацю державного банку з Національною акціонерною компанією "Нафтогаз України". Усвідомлюючи важливість проведення своєчасних розрахунків НАК „Нафтогаз України" з ВАТ „Газпром" за імпортований природний газ, Ощадбанк протягом 2008 – 2009 рр. здійснював кредитну підтримку Нафтогазу в значних обсягах. На поточний момент на балансі банку обліковується заборгованість компанії в обсязі 19,9 млрд. грн. з кінцевім терміном погашення в 2015 році. Принагідно зазначимо, що умовами укладених кредитних договорів передбачено певний графік погашення зазначеної заборгованості. Так, до 01.01.2014 року НАК "Нафтогаз України" має здійснити погашення заборгованості в обсязі 4,55 млрд. грн. Компанія повідомила Ощадбанк, що, зважаючи на дефіцит обігових коштів, розглядає можливість погашення зазначеної заборгованості за рахунок нових запозичень, у тому числі шляхом випуску власних цінних паперів. Інформацією щодо можливості невиконання Нафтогазом  своїх  зобов’язань у зазначені в договорах строки Ощадний банк не володіє.

Необхідно також зазначити, що Ощадбанк здійснює свою діяльність виключно відповідно до чинного законодавства  та нормативних актів Національного банку України. І це з року в рік підтверджують у своїх актах і висновках зовнішні аудитори. На поточний момент банком сформовані резерви на покриття можливих втрат за кредитними угодами з НАК "Нафтогаз України" в повному обсязі відповідно до Постанови Національного банку України № 23 від 25.01.2012 р.

Вот отчет за первое полугодие 2013 года, составленный по МСФО. В нем говорится, что все кредиты в размере 20,3 млрд гривен, выданные "Нафтогазу", имеют срок погашения в марте 2015 года… А вот пояснительная записка к проекту постановления Кабмина от 13 ноября 2013 года. В ней утверждается, что кредитными договорами между НАК и Ощадбанком (№218/31/2 от 17 декабря 2008 года, №220/31/2 от 30 декабря 2008 года и №274/31/2 от 5 июня 2009 года) предусмотрено погашение основного долга в размере 4,55 млрд гривен до 27 декабря 2013 года". Але ж очевидно, що у фінансовій звітності кредитна лінія в цілому відображається за договірним терміном до погашення, а не строком до погашення окремого траншу. До того ж більш короткий термін погашення активу не погіршує звітність, а тільки покращує, тому що в даному разі зменшуються довгострокові розриви.

Твердження про те, що Ощадбанк, мовляв, "малює звітність", взагалі вважаємо образливим, оскільки воно немає під собою жодних підстав. Фінансова звітність державного банку за міжнародними стандартами вже чимало років є відкритою, публічною за своїм характером. До того ж її завжди використовують кредитори для перевірки дотримання банком певних нормативів, порушення яких призвело б до висування з їхнього боку жорстких вимог до банку щодо дострокового погашення окремих запозичень.

Просимо звернути увагу на показник регулятивного капіталу Ощадного банку (18,2 млрд. грн.) – третій у банківській системі України. Норматив достатності регулятивного капіталу складає 28,8% (при нормативному не менше 10%). Норматив поточної ліквідності становить 109% (при нормативному не менше 40%). Усі ці факти підтверджують значну фінансову стабільність та ліквідність нашої фінансової установи.

Значення регулятивного капіталу Ощадного банку (18,2 млрд. грн.) - це 3-й показник у банківській системі України. Норматив достатності регулятивного капіталу складає 28,8% (при нормативному не менше 10%). Норматив поточної ліквідності становить 109% (при нормативному не менше 40%). Всі ці факти підтверджують значну фінансову стабільність та ліквідність нашої фінансової установи.

Окремо хочемо відзначити, що достовірність фінансової  звітності банку постійно підтверджується однією з провідних міжнародних аудиторських компаній, в даному випадку ПрАТ "Делойт єнд Туш ЮСК".

Ощадбанк як державна банківська установа загальнонаціонального масштабу та один із незмінних лідерів українського банківського ринку  завжди усвідомлював особливу увагу до своєї діяльності з боку громадськості, в тому числі представників засобів масової інформації. Це цілком зрозуміло, адже Ощадбанк без перебільшення є фундаментом всієї вітчизняної банківської системи. Він працює в кожному куточку країни, обслуговуючи мільйони клієнтів – від пенсіонерів до великих системних підприємств.

Тому дуже прикро, коли у ЗМІ та мережі Інтернет з’являється недостовірна інформація про діяльність банку, яка завдає шкоди його діловій репутації та вводить в оману його клієнтів та партнерів.

Реклама:
Подпишитесь на наши уведомления!