Бюджет-2014: Янукович замораживает соцвыплаты
В распоряжении "Экономической правды" оказался проект госбюджета на 2014 год (нажмите, чтобы скачать документ), пожалуй, один из самых долгожданных документов этой осени.
Это черновик. Полного текста проекта, со всеми таблицами и дополнениями, нет ни в Администрации президента, ни у членов бюджетного комитета парламента.
По сложившейся традиции, формально сроки подачи бюджета выдержаны, однако реально они нарушены. Согласно Бюджетному кодексу, проект госбюджета на будущий год правительство должно было доработать и подать до 15 сентября. Так и произошло, проект к этой дате зарегистрировали в Раде. Вот только сам документ никому не показали, а через несколько дней отозвали обратно в Кабмин - на доработку.
"Скорее всего, тогда документ не "доехал" до Верховной рады. Очевидно, что текст бюджета обнародуют и начнут обсуждать с депутатами уже после саммита "Восточное партнерство" в Вильнюсе, то есть после 29 ноября. Поэтому и тянут", - говорит ЭП член бюджетного комитета, экс-глава Госказначейства Татьяна Слюз.
Наверняка часть макропоказателей и расчетов проекта будет меняться даже в последний момент.
"Сейчас мы заканчиваем дополнения №6, 7, 8, касающиеся местных бюджетов, после чего с всеукраинскими ассоциациями и органами местного самоуправления будут проведены консультации и окончательная верстка бюджета", - сообщил ЭП высокопоставленный чиновник Минфина.
Значит, пока анализу подлежит текст проекта объемом 14 страниц. Он состоит из 19 статей и заключительных положений, и там кроется много интересного.
Налог на бизнес
Как и в 2013 году, правительство слишком завысило плановые показатели. Как известно, в текущем году выполнить их никак не получается. Экономика падает, в стране практически нулевая инфляция - все это означает, что собирать налоги в запланированных объемах невозможно. Наверняка, то же самое Украину ждет в 2014 году.
"Главное, что бросается в глаза, - нереалистичность доходной (нажмите, чтобы скачать документ)и расходной (нажмите, чтобы скачать документ) частей бюджета. Ожидаемые доходы сильно завышены", - говорит Слюз.
Согласно проекту, в 2014 году правительство хочет получить в госбюджет 403 млрд грн, тогда как до конца 2013 года планируют привлечь 370 млрд грн.
"Недобор составит около 50 млрд грн. Судите по показателям бюджета-2013. По общему фонду план-прогноз на 2013 год составляет 322 млрд грн, а за восемь месяцев собрано 187 млрд грн. Это значит, что до конца 2013 года, за четыре месяца, в казну должно поступить еще 135 млрд грн.
По моим прогнозам, недобор 2013 года составит 37-40 млрд грн. Значит, нельзя фиксировать в проекте госбюджета-2014 рост доходной части. План-прогноз на 2014 год общего фонда в размере 355 млрд грн - это нереально", - говорит Слюз и обращает внимание на возросшую сумму изъятий из местных бюджетов в пользу госбюджета.
Найменування статті надходжень | 2014 | 2013 |
Разом доходів: | 403 038 454,0 | 362 830 144,1 |
Офіційні трансферти | 3 917 884,2 | 1 589 152,0 |
Кошти, що передаються до державного бюджету з місцевих бюджетів | 3 917 884,2 | 1 589 152,0 |
Податкові надходження | 334 013 557,6 | 300 742 074,3 |
Податки на доходи, податки на прибуток, податки на збільшення ринкової вартості | 58 204 500,0 | 64 839 742,3 |
Податок на доходи фізичних осіб | 8 862 500,0 | 8 203 742,3 |
Податок на прибуток підприємств | 49 342 000,0 | 56 636 000,0 |
Збори та плата за спеціальне використання природних ресурсів | 14 328 800,5 | 13 771 436,6 |
Внутрішні податки на товари та послуги | 231 515 000,0 | 195 290 120,0 |
Податок на додану вартість | 184 571 000,0 | 154 576 120,0 |
Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг) | 97 364 000,0 | 100 602 120,0 |
Бюджетне відшкодування податку на додану вартість грошовими коштами | -44 097 000,0 | -59 500 000,0 |
Податок на додану вартість з ввезених на територію України товарів | 130 404 000,0 | 112 824 000,0 |
Акцизний податок з вироблених в Україні підакцизних товарів (продукції), включаючи особливий податок на операції з відчуження цінних паперів та операцій з деривативами | 34 450 000,0 | 30 724 000,0 |
Акцизний податок з ввезених на митну територію України підакцизних товарів (продукції) | 12 494 000,0 | 9 990 000,0 |
Податки на міжнародну торгівлю та зовнішні операції | 16 648 000,0 | 15 324 000,0 |
Ввізне мито | 16 556 000,0 | 15 075 000,0 |
Вивізне мито | 92 000,0 | 249 000,0 |
Інші податки та збори | 7 166 961,1 | 4 200 483,0 |
Екологічний податок | 5 058 069,8 | 2 123 500,0 |
Неподаткові надходження | 62 839 660,6 | 57 361 575,4 |
Кошти, що перераховуються Національним банком України відповідно до Закону України "Про Національний банк України" | 22 807 334,4 | 16 000 000,0 |
В 2014 году изъятия могут составить 4 млрд грн. Это на 40% больше, чем в 2013 году, - 1,6 млрд грн. Для местных бюджетов это большой удар, считает эксперт Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
"Темпы роста доходов по налогу на доходы физлиц, основному налогу в местных бюджетах, не показывают такой рост. Не растет и фонд оплаты труда. В 2013 году большинство местных бюджетов не выполняет плановые показатели Минфина по доходам, а ведь именно из них происходит изъятие", - говорит эксперт.
Кроме того, в проекте госбюджета не заложены средства на повышение зарплаты госслужащим и должностным лицам местного самоуправления.
"Проект просто приостанавливает ряд статей нового закона о государственной службе, расходы по которому должны были составить 28,4 млрд грн, в том числе для потребностей местного самоуправления - 6,8 млрд грн", - говорит Слобожан.
Ящик Пандоры
Традиционно самые интересные нормы, формирующие бюджетную политику и стиль действий власти на год, следует искать не в цифрах и таблицах сведенных доходов и расходов, а в самом законе о бюджете, особенно в заключительных положениях. В этом бюджете этот раздел - ящик Пандоры, где кроются детали.
Финансирование госбюджета
2014 | 2013 | |
РАЗОМ | 45 709 867,1 | 50 532 000,0 |
Фінансування за борговими операціями | 43 766 412,2 | 54 462 132,2 |
Запозичення | 130 732 535,9 | 135 530 545,3 |
Внутрішні запозичення | 87 577 095,6 | 92 862 950,0 |
Зовнішні запозичення | 43 155 440,3 | 42 667 595,3 |
Погашення | -86 966 123,7 | -81 068 413,1 |
Внутрішні зобов'язання | -50 608 840,3 | -45 473 917,5 |
Зовнішні зобов'язання | -36 357 283,4 | -35 594 495,6 |
Надходження від приватизації державного майна | 17 000 000,0 | 10 900 000,0 |
Фінансування за активними операціями | -15 056 545,1 | -14 830 132,2 |
Зміни обсягів депозитів і цінних паперів, що використовуються для управління ліквідністю | -15 156 545,1 | -14 983 400,0 |
Розміщення бюджетних коштів на депозитах або придбання цінних паперів | -15 156 545,1 | -14 983 400,0 |
Зміни обсягів бюджетних коштів | 100 000,0 | 153 267,8 |
На початок періоду | 100 000,0 | 153 267,8 |
Одна из забавных - в проекте госбюджета появился пункт на финансирование специального фонда бюджета, который будет наполняться в рамках программ помощи Европейского союза. Иными словами, правительство априори закладывает расчет на подписание соглашения об ассоциации с ЕС.
"Это мелочи. В первую очередь в глаза бросаются нормы, которыми правительство замораживает плановое понижение ставок налога на прибыль и НДС", - говорит бывший и. о. министра финансов Игорь Уманский.
Иными словами, проект госбюджета приостанавливает некоторые нормы Налогового кодекса, предполагавшие в 2014 году снижение ставок НДС с 20% до 17% и налога на прибыль с 21% до 19%. Эти решения переносятся на 2015 год.
"Правительство следует настоятельным рекомендациям Международного валютного фонда не снижать налоги, чтобы избежать роста бюджетного дефицита", - сказал ЭП высокопоставленный чиновник в Минфине.
Уманский не верит в это.
"Минфин вынужден был "нарисовать" завышенные доходы, чтобы выполнить ряд макрообязательств перед кредиторами. С другой стороны подогнали доходы и попытались изменить налоговую базу, которой, как им кажется, хватит для обеспечения достаточного количества поступлений", - говорит Уманский.
Фото kmu.gov.ua |
По его словам, с той же целью правительство предлагает понизить 5-процентную ставку подоходного налога на дивиденды и отменить снижение ставок на операции от продажи объектов движимого и недвижимого имущества: 0% и 5% будут заменены ставками 15-17%.
В целом проект госбюджета расширяет базу налога на недвижимость. Налогом будут облагаться не жилая, а общая площадь и нежилая недвижимость.
Кроме того, проект максимально зажимает бюджетное возмещение НДС. Если сравнивать с бюджетом-2013, расходы сокращены на четверть - с 59,5 млрд грн до 44,1 млрд грн, что может привести к росту бюджетной задолженности.
"Думаю, Минфин будет объяснять, что сумма на возмещение НДС снизилась, потому что упал уровень экспорта: по итогам девяти месяцев (январь-август) с начала года отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 7,3 млрд дол. А соответственно, уменьшился запрос на возмещение. Однако по факту возмещать будут еще хуже. Экономика стагнирует", - говорит ЭП президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.
"При этом растет НДС с импорта - на 17,6 млрд грн. Через такой подход власть намекает, что в экономике все плохо, но НДС перестанем возмещать даже тем, кто хоть как-то шевелился. При этом импортировать будем больше", - говорит член бюджетного комитета парламента Павел Ризаненко.
Бюджет на 2014 год также приостанавливает ряд социальных статей.
"Впервые за последние годы с 1 января не будут повышены соцстандарты. Прожиточный минимум, минимальные пенсия и зарплата "заморожены" до лета. "Замораживаются" и выплаты "чернобыльцам", - говорит бывший первый заместитель министра труда и соцполитики депутат Павел Розенко.
По его словам, проект показывает стратегию власти на президентские выборы: за полгода довести людей до черты бедности, сконцентрировать за это время ресурс, а со средины осени выйти с очередными "социальными инициативами президента" и задешево купить голоса избирателей.
Виктор Янукович. Фото kmu.gov.ua |
Кроме того, проект госбюджета-2014 не предусматривает повышение тарифов на услуги ЖКХ. Коммунальные субсидии и коммунальные расходы бюджетных учреждений "один в один" списаны с бюджета-2013.
При этом вообще не закладываются суммы расходов на компенсацию разницы в тарифах, хотя для "Нафтогаза" предусмотрено увеличение уставного капитала на 14 млрд грн. Очевидно, эти расходы профинансируют за счет выпуска векселей, над чем правительство будет работать уже в ближайшие дни.
Как известно, 10 октября Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №3358, вносящий правки в закон о госбюджете-2013. Документ позволяет Кабмину выплачивать долги за тепло финансовыми казначейскими векселями.
По информации источников ЭП, на очередной пленарной неделе документ рассчитывают принять в целом.
Любопытно, что о векселях и предстоящих выпусках в проекте бюджета - ни слова. Очевидно, схема запуска будет введена либо в процессе обсуждения бюджета, либо по ходу его выполнения в 2014 году отдельными правками в бюджет.
Загальний фонд |
РАЗОМ 2014 |
Загальний фонд |
РАЗОМ 2013 |
|
РАЗОМ: |
394 505 595,6 |
443 558 940,3 |
363 629 669,8 |
412 060 560,7 |
Апарат Верховної Ради України |
840 788,3 |
920 041,9 |
849 778,6 |
935 971,0 |
Державне управління справами |
1 123 300,7 |
1 274 181,3 |
1 145 639,4 |
1 301 748,4 |
Господарсько-фінансовий департамент Секретаріату Кабінету Міністрів України |
267 035,2 |
275 912,0 |
325 065,2 |
334 520,0 |
Державна судова адміністрація України |
3 641 840,8 |
4 566 803,0 |
3 474 208,3 |
4 419 209,5 |
Верховний Суд України |
101 669,0 |
105 379,0 |
102 659,6 |
105 659,6 |
Вищий спеціалізований суд України з розгляду цивільних і кримінальних справ |
110 348,6 |
120 348,6 |
103 079,2 |
112 279,2 |
Вищий господарський суд України |
110 380,2 |
144 224,7 |
101 949,8 |
133 999,5 |
Вищий адміністративний суд України |
98 217,0 |
100 898,0 |
102 054,6 |
104 228,1 |
Конституційний Суд України |
64 280,6 |
64 280,6 |
68 693,0 |
68 693,0 |
Генеральна прокуратура України |
3 150 939,4 |
3 152 004,4 |
3 200 529,2 |
3 201 659,2 |
Міністерство внутрішніх справ України |
13 381 886,5 |
15 807 883,2 |
13 407 301,7 |
16 059 713,5 |
Міністерство енергетики та вугільної промисловості України |
14 833 546,7 |
14 851 106,7 |
9 890 727,9 |
9 911 299,1 |
Міністерство економічного розвитку і торгівлі України |
907 894,1 |
1 339 993,5 |
1 573 589,1 |
2 011 122,8 |
Міністерство закордонних справ України |
876 770,5 |
885 642,6 |
1 106 769,1 |
1 116 412,1 |
Міністерство культури України |
2 234 813,5 |
2 528 837,7 |
2 219 449,8 |
2 460 140,6 |
Міністерство оборони України |
13 528 655,3 |
14 559 769,0 |
14 333 995,2 |
15 315 079,5 |
Міністерство освіти і науки України* |
16 966 507,2 |
25 164 720,6 |
17 235 558,0 |
25 230 919,6 |
Міністерство молоді та спорту України* |
683 125,7 |
707 936,5 |
||
Міністерство охорони здоров'я України |
7 107 335,4 |
9 160 500,3 |
6 854 829,8 |
9 041 843,4 |
Міністерство екології та природних ресурсів України |
2 317 074,2 |
8 089 215,3 |
2 024 044,6 |
4 130 251,3 |
Міністерство соціальної політики України |
92 072 062,1 |
92 272 337,0 |
88 420 780,3 |
88 639 188,6 |
Міністерство промислової політики України** |
100 935,6 |
101 035,6 |
118 779,3 |
118 869,3 |
Міністерство регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України |
559 658,2 |
608 763,8 |
715 594,5 |
758 767,9 |
Міністерство аграрної політики та продовольства України |
4 386 209,5 |
7 548 295,9 |
4 959 108,0 |
8 413 533,7 |
Міністерство інфраструктури України |
1 234 867,6 |
1 570 078,4 |
1 201 410,5 |
1 502 749,1 |
Державне агентство автомобільних доріг України |
10 812,9 |
14 807 476,9 |
11 039,0 |
13 559 189,0 |
Міністерство фінансів України |
45 348 105,2 |
45 425 958,4 |
42 445 823,0 |
43 111 533,7 |
Міністерство фінансів України (загальнодержавні витрати) |
131 872 305,6 |
133 616 605,6 |
115 635 576,0 |
116 585 576,0 |
Міністерство юстиції України |
4 335 297,5 |
5 592 425,1 |
4 244 512,9 |
5 031 682,9 |
* - в 2013 Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України |
||||
**- в 2013 Державне агентство України з управління державними корпоративними правами та майном
|