Кабмин решился на секвестр бюджета
"Экономическая правда" неоднократно писала, что бюджет Украины хронически недовыполняется. Собираемость доходов на уровне чуть более 60% от плана за последние месяцы – ярчайшее тому подтверждение.
Прежде всего, это происходит потому, что он был заведомо невыполнимым. Можно бороться с десятком "теневых экономик", но доходы официального сектора не перестают катастрофически падать. Слава Богу, что вину за это уже нельзя свалить на "папєрєдніков".
Именно поэтому не состоялся пересмотр бюджета-2013, который сама же власть запланировала на май этого года. Текущие показатели настолько ужаснули, что и Минфин, и бюджетный комитет стыдливо молчали всю весну и все лето.
Лишь во вторник 10 сентября дошло до того, что правительство признало очевидную необходимость секвестрования госбюджета 2013 года.
Народный депутат, член бюджетного комитета Верховной Рады Олег Канивец заявил, что Минфин готовит проект закона о сокращении расходов госбюджета-2013.
"Мне неофициально подтвердили, что Министерство финансов готовит законопроект о секвестре. И то, что бюджетная и казначейская информация, которую Минфин предоставлял в комитет в июне, была неоправданно оптимистичной", – сказал он.
К сожалению, оптимистичной она была не только в июне, но и по ходу всего текущего бюджетного года. Хотя реальных оснований для оптимизма не было изначально, потому что бюджет был сверстан на основании явно завышенного макропрогноза. Ни о каких 3-4% роста реального ВВП в нынешнем году не может быть и речи. Более того, имеются сомнения, что на запланированном уровне окажется и рост цен - как потребительских, так и цен производителей.
Экспорт при этом тоже падает, не в последнюю очередь из-за таможенных войн с Россией.
Как следствие, за 8 месяцев текущего года в бюджет поступило меньше, чем за тот же период прошлого года, хотя законом о госбюджета на 2013 год предусмотрен их рост почти на 9%.
Фото kontrakty |
В последние месяцы ситуация с наполнением госказны резко усугубилась. В августе в общий фонд госбюджета поступило 21,3 млрд грн. Это на 25% меньше, чем в августе 2012 года.
Такого падения поступлений не наблюдалось с 2009 года. Но в 2009 году в стране бушевал полномасштабный кризис, а в августе 2008 года (база, с которой сравнивали показатели 2009 года) – наоборот, наблюдался пик благополучия. Сейчас же, по многочисленным заявлениям Виктора Януковича и Николая Азарова, экономика Украины демонстрирует небывалые успехи.
Можно смело предполагать, что в Украине иссякли резервные источники выполнения бюджета. Не секрет, что в 2011-2012 годах бизнес добровольно-принудительно делал огромные авансовые переплаты налогов. Кроме того, правительство усиленно напрягало все огромные государственные предприятия – к примеру, "Энергоатом" или НАК "Нафтогаз Украины" – изрядно спонсировать бюджет.
Ситуация выглядит еще хуже, если рассмотреть структуру бюджетных поступлений. Таможенники в августе собрали только 66% от объема поступлений августа прошлого года. Налоговики еще меньше – только 62,7%. То есть, бюджетные поступления в нормальном понимании упали даже не на 25%, а на более чем на 35%.
Поступления в общий фонд госбюджета в 2013 году, млрд грн
2008 |
2012 |
2013 |
|
январь |
11,2 |
18,1 |
20,1 |
февраль |
14,2 |
26,7 |
25,0 |
март |
12,1 |
21,1 |
26,8 |
апрель |
14,0 |
20,8 |
19,5 |
май |
19,5 |
28,4 |
26,5 |
июнь |
12,4 |
26,2 |
24,5 |
июль |
14,8 |
18,9 |
23,9 |
август |
21,6 |
28,3 |
21,3 |
Частично скрасить это падение удалось за счет Национального банка. Манипулируя цифрами отчетности, тот указывает нужные величины так называемой "прибыли" (превышения доходов над расходами). По закону, эта "прибыль" перечисляется в бюджет.
Однако и такой источник не бесконечен. Нацбанк не может бесконечно "рисовать" все более нереалистичные цифры, иначе столкнется с прямыми обвинениями в эмиссионном наполнении бюджета – это прямо запрещено законодательством.
Зато есть обходные пути. Еще правительство Юлии Тимошенко придумало, как чудесно обходить эту норму через эмиссию государственных ценных бумаг. Пройдя через недлинную цепочку государственных предприятий и банков, ОВГЗ попадают в тот же Нацбанк, который не стесняясь "штампует" (выпускает в оборот через безналичные счета) новую гривну.
Вскоре, очевидно, эта же практика будет применяться с финансовыми векселями правительства. "Экономическая правда" уже много раз писала, что правительство создаст заменитель денег, и будет по максимуму рассчитываться бумажками вместо реальных денег.
Министр доходов и сборов Александр Клименко (слева) и куратор экономического блока правительства, первый вице-премьер Сергей Арбузов (справа). Фото "Комментарии" |
Полномасштабный запуск инструмента финансовых казначейских векселей планировался с последней декады сентября. Однако что-то этот процесс затормозило. Возможно, в Кабмине осознают, что перенос обязательств бюджета нынешнего года на следующие пять лет создаст практически нерешаемую бюджетную проблему уже в следующем году. А может быть, задержка связаны с какими-то техническими согласованиями.
Проблем от запуска векселей у Кабмина не убавится. Ведь львиная доля расходов бюджета – это "социалка". А врачам и учителям зарплаты векселями не выдашь. Поэтому, как на крути, нужны "живые" деньги. И в этом смысле, сама жизнь подталкивает правительство к секвестру бюджета – как бы плохо это ни выглядело в глазах избирателей.
До поры до времени Минфину удавалось прятать неприглядную бюджетную картину.
Во-первых, традиционно планы поступлений искусственно занижались, чтобы соответствовать собранному "факту". Точно таким же образом 100-процентное "выполнение" бюджета обеспечивало в прошлом году – вплоть до декабря.
По итогам же 12 месяцев прошлого года, недобор доходов составил около 30 млрд грн. Однако власть на несколько месяцев "включило молчанку". Правительство стыдливо призналось в том, что бюджет-2012 провален, лишь весной 2013 года. По большому счету, расчет верный – население ни о чем не узнало, негативного резонанса не было.
Во-вторых, вплоть до августа месяца частично закрывать проблемы "дутого" бюджета удавалось за счет накапливания переплат. Однако предприятия чем дальше, тем больше испытывают проблемы с формированием оборотных средств. Денег не хватает даже для осуществления текущей деятельности, хотя зачастую жалобы бизнеса нужно делить на два. Но изъятие "заначек" продолжается настолько долго, что мог иссякнуть и этот источник.
Это означает, что по итогам года недопоступления в доходную часть бюджета могут составить все те же 30 млрд грн – даже с учетом эмиссионных усилий Нацбанка. При этом, окно возможностей в части получения внешних заимствований на данный момент является практически закрытым, что отличает ситуацию нынешнего года от года прошлого. А экономические показатели выглядят даже хуже, чем в прошлом году.
Министр финансов Юрий Колобова (лицом) наконец вынужден признать, что правительство не способно выполнить бюджет. Фото пресс-службы Кабмина |
Секвестр сам по себе тоже не даст облегчения. Это самая радикальная идея решения проблемы, но это всего лишь способ правительству публично развести руками и сказать "ну, не шмогла". Плюс, на секвестре все же не заработаешь.
Безусловно, это скандал. Может, по этой причине пиарщики куратора экономического блока правительства Сергея Арбузова начали "охоту на ведьм"? Может, поэтому искусственно раскручиватеся антироссийская тема? Образ внешнего врага во все времена слишком хорошо отвлекал на себя внимание.
Но сентименты в сторону! Приближается предвыборный 2014 год. Где Кабмин будет искать деньги на традиционные социальные доплаты, пока сказать сложно. Но что-то делать с бюджетом нужно - это факт.
Пока что новости о подготовке бюджета на 2014 год скорее напоминают сводки из театра абсурда. В среду 11 сентября на заседании Кабмина вместо проекта бюджета была рассмотрена "пустышка". То есть, правительство имеет всего лишь несколько опорных цифр, на основе которых позже будет "рисоваться" собственно бюджет.
По прогнозам источника "Экономической правды", правительство в 2013 году поступит точно так же, как и с предыдущим бюджетом.
"В минувшем году в парламенте будет зарегистрирована "пустышка" по бюджету 2013 и на сайте парламента документ не вывешивался. После этого бюджетный комитет принял решение вернуть бюджет правительству на доработку", - объясняет источник.