ОТ АВТОРА. Данный материал специально написан на русском языке, чтобы его могла прочитать в оригинале российская аудитория.
Заявления Сергея Глазьева о возможном дефолте в Украине является безосновательным и политически вредным.
Есть некоторые экономические постулаты, рассуждения о которых может обострить как экономическую ситуацию в целом, так и в отдельных сегментах хозяйства. Это должен знать и понимать академик РАН и иностранный член Национальной академии наук Украины по специальности теория экономического развития Сергей Глазьев.
Для достижения, как выражается господин Глазьев, "баланса" Украине не надо ни от чего отказываться. Надо просто стремиться к подписанию соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом и развивать стратегическое партнерство с Россией.
Президент Виктор Янукович очень правильно и четко заявил: Украина не должна противопоставлять сотрудничество на европейском направлении и отношения с евразийским сообществом. Российская Федерация – стратегический партнер Украины, но главный вектор развития для нашей страны – европейский.
Относительно сбалансирования платежного баланса, о котором говорит господин Глазьев.
Хотелось бы пожелать более внимательно отслеживать экономическую ситуацию и состояние платежного баланса у себя дома. Она оставляет желать лучшего, и это еще мягко сказано.
Сергей Глазьев. Фото telegrafist.org |
Как министр экономики Украины (в 2007-2010 годах), который не бежал с "поля битвы" во время кризиса 2008-2009 годов, и вместе с правительством делал все для его предотвращения, могу сказать следующее – НИКАКОГО ДЕФОЛТА В УКРАИНЕ НЕ БУДЕТ, И УГЛУБЛЕНИЯ КРИЗИСА ТОЖЕ. Как бы этого кто-то не хотел.
Во-первых, согласно сообщению Национального Банка Украины, сальдо сведенного платежного баланса с начала года остается положительным. За семь месяцев 2013 года в Украину поступило на 1,9 млрд долл США больше иностранной валюте, чем вышло из нее. В то время как за соответствующий период 2012 года дефицит составлял 0,3 млрд долл США.
Таким образом, утверждение, что в Украине существует недостаток иностранной валюты, не соответствует действительности.
Во-вторых, несмотря на все трудности, связанные с глобальным экономическим кризисом, и как следствие, неблагоприятной конъюнктурой международных рынков по наиболее значимым товарным группам традиционного украинского экспорта, в Украине в этом году ситуация с торговым балансом наилучшая за последние три года.
Внешнеторговое сальдо в этом году если и будет отрицательным, то дефицит будет существенно ниже предыдущего года, когда оно был минус 8,9 млрд долл США.
В-третьих, платежный баланс во многом является синтетическим показателем, отражающим многие процессы, происходящие в экономике. Так, положительное сальдо платежного баланса во многом определено чистым притоком прямых иностранных инвестиций. В июле они были наибольшими с начала текущего года, и составили 905 млн долл США, а с начала года – 2,8 млрд долл США.
Платіжний баланс України, агрегований вигляд, млн дол
І кв. | ІІ кв. | ІІІ кв. | ІV кв. | І кв. | |
2012 р. | 2012 р. | 2012 р. | 2012 р. | 2013 р. | |
Рахунок поточних операцій | -2 053 | -3 790 | -4 045 | -4 873 | -2 183 |
Баланс товарів та послуг | -2 568 | -4 215 | -3 240 | -4 749 | -2 287 |
- експорт товарів та послуг | 20 757 | 22 705 | 23 579 | 22 727 | 20 299 |
- імпорт товарів та послуг | -23 325 | -26 920 | -26 819 | -27 476 | -22 586 |
Баланс товарів | -3 867 | -5 577 | -5 215 | -5 833 | -3 146 |
- експорт товарів | 16 387 | 17 752 | 17 605 | 18 068 | 16 006 |
- імпорт товарів | -20 254 | -23 329 | -22 820 | -23 901 | -19 152 |
Баланс послуг | 1 299 | 1 362 | 1 975 | 1 084 | 859 |
- експорт послуг | 4 370 | 4 953 | 5 974 | 4 659 | 4 293 |
- імпорт послуг | -3 071 | -3 591 | -3 999 | -3 575 | -3 434 |
Доходи (сальдо) | -168 | -380 | -1 582 | -835 | -444 |
Поточні трансферти (сальдо) | 683 | 805 | 777 | 711 | 548 |
Рахунок операцій з капіталом і фінансових операцій | 1 321 | 3 541 | 3 722 | 4 780 | 3 178 |
Рахунок операцій з капіталом | 38 | 3 | -15 | 12 | 36 |
Фінансовий рахунок | 1 283 | 3 538 | 3 737 | 4 768 | 3 142 |
- прямі інвестиції | 1 663 | 1 091 | 2 002 | 1 871 | 832 |
- портфельні інвестиції | 222 | -369 | 2 890 | 1 939 | 2 853 |
- інші інвестиції | -1 750 | 1 686 | -1 754 | -3 759 | -64 |
Резервні активи | 1 148 | 1 130 | 599 | 4 717 | -479 |
Помилки та упущення | 732 | 249 | 323 | 93 | -995 |
Рост прямых иностранных инвестиций, очевидно, отражает веру инвесторов в способность властей обеспечить стабильность украинской экономики.
В-четвертых, не состояние платежного баланса определяет условия внешней торговли, а условия внешней торговли определяют состояние платежного баланса страны. С учетом крайне неблагоприятной внешней конъюнктуры для основных товаров украинского экспорта (стагнация в зоне евро, нулевой экономический рост в России, усиление позиций национальных производителей на азиатских рынках) стоит однозначно признать - положительное сальдо сведенного платежного баланса Украины свидетельствует о том, что повысились конкурентоспособность украинской продукции, производительность и эффективность работы отечественных экспортеров.
В свою очередь, рост производительности труда и эффективности работы флагманов экономики Украины ведет к увеличению прибыльности ведущих предприятий страны, повышению их инвестиционного потенциала, способствует росту зарплат работников предприятий-экспортеров, созданию новых рабочих мест.
В-пятых, в период кризиса все государства использует протекционистские меры, направленные на поддержку национальных товаропроизводителей, чем сдерживают импорт. Это, в свою очередь, улучшает состояние платежного баланса.
Важно, что Украине удалось в данном вопросе найти разумное соотношение рыночных и административных мер. С одной стороны, ряд мероприятий, направленных на поддержку отечественных производителей, не только позволили им отвоевать долю внутреннего рынка, но и способствовали уменьшению импорта. То есть, они поддержали состояние платежного баланса и уменьшили спрос на инвалюту, тем самым укрепив предпосылки стабильности гривны.
С другой стороны, эти мероприятия носят точечный и ограниченный во времени характер (например, возможная отмена спецпошлин на автомобили иностранного производства после подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС), и не создают украинским предприятиям чрезмерно "тепличных условий", заставляя их активно конкурировать с зарубежными производителями в борьбе за внутренний рынок.
И, наконец, последовательный курс руководства страны на евроинтеграцию стал неожиданностью для некоторых российских апологетов. Такая позиция Президента страны значительно усилила его позиции в Европе, показала стремление к европейскому единению не на словах, а на деле.
Украина не вступает в Европейский Союз, а только заключает договор об ассоциации, и не заявляет о делегировании любой части своего суверенитета ни в Москву, ни в Брюссель.
По мере приближения даты подписания Соглашения об ассоциации и ЗСТ с Европейским Союзом, такие действия со стороны России и других стран будут только усиливаться. Как известно, с каждой из данных стран Украина имеет Договор о зоне свободной торговли, как и о ЗСТ с СНГ в целом. Но, как видим, это только декларации.
Уже пора понять, что Украина может иметь одновременно зону свободной торговли с Российской Федерацией и Европейским Союзом, а также образовывать в будущем новые зоны свободной торговли. Российской Федерации в настоящее время ничего не мешает начинать полноценные переговоры о формировании ЗСТ с Европейским Союзом так же, как это делает Украина.
В свою очередь, Украина должна приложить максимум усилий для вступления в ВТО Беларуси и Казахстана. Украина может быть заинтересована только в полномасштабной имплементации в систему отношений Таможенного союза договорно-правовой базы ВТО.
Президенты России и Украины: Владимир Путин и Виктор Янукович. Фото РИА "Новости" |
Анализ возможных торгово-экономических последствий интеграции с ТС показывает, что для Украины преимущества в экспорте состоят только из списка отмененных изъятий из режимов свободной торговли. Вместе с тем, упрощение таможенного режима, например в рамках ЗСТ с ЕС, позволит Украине не только расширить рынки сбыта собственной экспорта, но и нарастить импорт инвестиционных товаров, использование которых в производстве является предпосылкой стабильного долгосрочного роста экономики.
Ассоциация между Украиной и Европейским союзом и его государствами- членами, четко определяет две ее основные цели - углубление политической ассоциации и постепенная экономическая интеграция. Достижение цели постепенной экономической интеграции Украины в ЕС, это - усиление экономических и торговых отношений, которые будут вести к постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС, в том числе благодаря созданию углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
Четкая и приоритетная ориентация Украины на Европейский Союз должна рассматриваться как основа стратегии экономического и социального развития нашего государства на следующие десять лет и более отдаленную перспективу. Подписав Соглашение с ЕС, Украина станет частью европейского политического пространства.
Первый этап ассоциации Украины с Европейским Союзом - формирование полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ). ЗСТ Украины с ЕС - это тоже не дело одного дня, она будет создаваться постепенно в течение переходного периода в максимум 10 лет, начиная с даты вступления в силу Соглашения об ассоциации.
Фото Ukrainian Foto |
ПРО АВТОРА
Богдан Данилишин
Экс-министр экономики Украины (2007—2010). Доктор экономических наук (1997), профессор (2003), член-корреспондент НАН Украины (2004), академик НАН Украины (2009).