Арктическая стратегия Китая
С тех пор как Китай получил на майском саммите Арктического совета, проходившем в Швеции, статус наблюдателя, он трудится, не покладая рук.
Сперва председатель Народного политического консультативного совета Китая Юй Чженшэн посетил Финляндию, Швецию и Данию.
Официальная цель его турне - укрепить торговлю и сотрудничество, особенно в Арктике.
Затем Китай объявил о расширении научно-исследовательского института, занимающегося Арктикой. Теперь этот НИИ совместно со скандинавскими исследовательскими центрами будет изучать эффекты глобального потепления и разрабатывать рекомендации по арктической политике и законодательству.
Таким образом, Пекин дал понять, что он не собирается быть пассивным членом совета, а хочет реально влиять на его будущую деятельность.
Китайская национальная морская нефтяная корпорация одновременно объявила о сделке по разведке нефти у юго-восточного побережья Исландии, которую она заключила с исландской фирмой Eykon Energy.
Принадлежащая государству компания Sichan Xinue Mining также согласилась финансировать крупный международный горнодобывающий проект на гренландском железорудном месторождении Исуа.
Если он окажется успешным, то подключатся и другие китайские компании - Jiangxi Zhongrun Mining и Jiangxi Union Mining, интересующиеся медью и золотом, проводившие разведку, но пока не начинавшие добычу. Есть и другие проекты, связанные с производством алюминия, которые уже обретают очертания или будут начаты, если проект в Исуа будет результативным.
Помимо этого недавно было объявлено о соглашениях с "Роснефтью" и "Газпромом" по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике.
На очередном российско-китайском саммите Китай заключил с "Роснефтью" контракт, по условиям которого поставки нефти в Китай должны утроиться и дойти до 900 тыс барр в сутки, то есть до одного уровня с поставками в Китай из Саудовской Аравии.
Чтобы заключить это соглашение, "Роснефти" пришлось согласиться на денежные вливания в форме очередных огромных кредитов от Китая на 25-30 млрд долл и обещать облегчить покупку нефтегазовых активов в России китайской Sinopec.
Другими словами, в рамках своих гигантских энергетических инициатив в Арктике и на Дальнем Востоке России китайцы сумели увеличить и без того значительный долг "Роснефти" перед Китаем, который восходит к временам заключенного в 2009 году соглашения о нефтепроводе "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Эта задолженность и планируемый "Роснефтью" рост поставок должны обеспечить КНР значительное влияние в регионе.
"Роснефть" намерена также рассмотреть вопрос об участии Sinopec в масштабном проекте на Дальнем Востоке России - Восточной нефтехимической компании, совместно основанной в 2007 году "Роснефтью" и конкурирующей с Sinopec Китайской национальной нефтегазовой корпорацией - CNPC.
Если Китай одолжит "Роснефти" 2 млрд долл в год под поставки нефти в течение 25 лет, "Роснефть" уже в 2013 году увеличит экспорт нефти в Китай на 800 тыс метрических тонн. Ежегодные объемы экспорта могут дорасти до 31 млн тонн или до 620 тыс барр в день, что почти вдвое превышает нынешние объемы.
Игорь Сечин. Фото wikimedia.org |
Глава "Роснефти" и правая рука Путина Игорь Сечин даже намекнул на 50 млн тонн в год. Еще одно соглашение "Роснефти" с CNPC, предполагающее добычу нефти в Арктике - в Печорском бассейне и на шельфе Баренцева моря, - также подчеркивает растущее значение CNPC на мировых рынках.
"Газпром" также объявил о своем намерении заключить в 2013 году долгожданную газовую сделку с Китаем и подписал с китайцами меморандум о взаимопонимании. Эта сделка тоже, возможно, будет предусматривать авансовые выплаты все более уязвимому "Газпрому" со стороны Китая.
Поскольку Россия столь же усиленно пытается разведывать углеводородные и минеральные ресурсы Арктики, вполне понятно, что эта китайская активность на фоне открытия Северного морского пути для торговли между Европой и Азией ее нервирует, как, возможно, и другие арктические страны.
Москва, бесспорно, встревожена, хотя и считает Пекин своим "стратегическим партнером".
Китай явно интересуется не только инвестициями и торговлей. Он продолжает стремиться обеспечить себе такие каналы поставок энергетических и других ресурсов, которые американский флот не сможет или не захочет прерывать.
Beijing Review утверждает, что другие игроки пытались оттеснить Китай, но благодаря огромным усилиям, большим расходам на энергетическую инфраструктуру в России и Канаде, а также своей научной программе "он сумел в рекордные сроки изменить баланс сил в Арктике".
Грубо говоря, Китай дорого заплатил за свой новый статус, но это позволит ему достигнуть некоторых вполне осязаемых целей.
Например, сделка с Исландией не только обеспечит китайцам доступ к современным исландским технологиям в области экологически чистой энергетики, но и даст им влияние на саму Исландию, которое, когда Исландия вступит в совет, обеспечит КНР определенные дополнительные возможности.
Кроме значительных коммерческих, энергетических, инвестиционных и торговых преимуществ, Китай также получил стратегические преимущества - если не в Канаде, то, по крайней мере, в Северной Европе и России.
Теперь у него появилась площадка, на которой он может активно участвовать в рассмотрении проблем глобального потепления. Если этот процесс не сдерживать, он может сказаться на китайском климате и подорвать сельское хозяйство КНР или стать причиной наводнений на ее прибрежных низменностях.
Вдобавок сейчас Северный морской путь постепенно становится более дешевой альтернативой для трансконтинентальной торговли и судоходства, и Россия наверняка будет стремиться установить выгодный ей режим пошлин. Теперь Китай может быть уверен, что Россия будет учитывать его голос в этом вопросе.
Фото reuters.com |
Кроме того, у Китая появился надежный плацдарм для защиты того, что он считает своими "законными правами" в Арктике. Вполне возможно, что он им воспользуется, чтобы потребовать право голоса при разрешении арктических территориальных споров.
В 2009-2010 годах Китай утверждал, что суверенитета над Арктикой нет ни у кого, что напрямую шло вразрез с российскими претензиями. Чтобы присоединиться к совету, он вынужден был отказаться от этой позиции и признать суверенитет всех стран, имеющих притязания на арктические территории.
Он сделал оговорку, что конкретные решения будут приняты в будущем. Это контрастирует с жесткими заявлениями Китая о его суверенитете над островами Сенкаку и Южно-Китайским морем и о его "ключевых интересах" в этих регионах.
С учетом своих претензий на соседние моря, он не мог не признавать существующие границы и исключительные экономические зоны, если хотел стать членом совета. Однако, несмотря на это, он теперь называет себя "околоарктической страной" и страной "с интересами в Арктике".
Вероятно, именно это сильнее всего нервирует Россию. Премьер РФ Дмитрий Медведев без каких-либо поводов заявил в Норвегии, что "доверие к Китаю есть, но правила игры устанавливаем мы с вами, то есть арктические государства".
Далее Медведев подчеркнул, что, хотя Москва стремится к продуктивному сотрудничеству со всеми членами совета, включая Китай, и ставит перед собой в регионе исключительно "мирные и прагматичные" цели, только члены Арктического совета должны иметь определяющий голос в этих вопросах.
"Это наш регион, мы здесь живем. Это наша родная земля", - добавил он.
К несчастью для Москвы, не только Китай, но и другие азиатские страны будут стремиться увеличить свое влияние на совет по разным причинам. Возможно, для России Арктика - дом, но российской крепостью она больше быть не сможет.
Стивен Бланк, профессор-исследователь Института стратегических исследований, специалист по проблемам национальной безопасности
Оригинал публикации: China's Arctic Strategy
Перевод на русский: ИноСМИ