Вексель. Казначейство. Долги
Пять минут. Ровно столько времени понадобилось членам финансового комитета Верховной рады, чтобы утвердить законопроект, запускающий в Украине одну из самых опасных финансово-бюджетных схем за всю историю страны - вексельную схему.
Речь идет об одной из трех похожих инициатив депутата от Партии регионов Валерия Омельченко – законопроекте №2845 с безобидным названием – об усовершенствовании механизма обращения финансового векселя. Сегодня парламент рассматривает его на пленарном заседании.
"Когда необходимо проголосовать за какой-то важный законопроект, как правило, голосование в Раде ставят на четверг. Депутатов от правящей коалиции "нагоняют" в парламент, чтобы никто потом не обвинял их в не персональном голосовании, а принятое решение не ставилось под сомнение.
Законы по векселям – как раз тот случай. И сегодня, в четверг, голосуют один из законопроектов, запускающих механизм обращения финансовых векселей", - говорит ЭП член бюджетного комитета ВР, депутат от фракции "Удар" Павел Ризаненко.
Напомним, на прошлой неделе депутаты дружно "прокатили" вексельные законопроекты. Это косвенно подтвердило блуждающую по парламенту информацию, что против этого механизма, навязываемого "Семьей", выступила так называемая "старая гвардия" Партии регионов. Но, очевидно, младореформаторы проявили здоровый напор, и вот эти законопроекты всплыли снова.
Примечательно, что автор нового документа, депутат Омельченко, мало имеет отношения к теме ценных бумаг и налогообложения. В парламенте он возглавляет непрофильный для векселей комитет по информатизации и информационным технологиям.
Ну, разве что, в последнее время он вхож в Минфин и Национальный банк, где сидят идейные вдохновители его законопроектов. А еще – для справки - Омельченко является зятем покойного Василия Джарты.
Почему он? По информации "ЭП", изначально планировалось, что все три законопроекта о векселях будут инициированы правительством еще в марте, однако премьер-министр Николай Азаров отказался их визировать, и в парламент документы внесли через дружественного депутата.
Векселя заменят деньги
С самого начала идея финансовых казначейских векселей вызвала сопротивление как со стороны оппозиции, так и со стороны регионалов-промышленников.
Три голосуемых в этот четверг проекта включали в повестку дня на протяжение трех дней с многочисленными скандалами и внутрипартийными ссорами. Сегодня документы находятся на разных этапах принятия: законопроекты с завидным упорством переголосовывают, дописывают, повторно выносят на рассмотрение отраслевых комитетов и Рады, но ни один из них еще так и не дошел до стола президента.
На первый взгляд, во всех этих документах, и в сегодняшней инициативе в частности, нет ничего страшного. Формальная цель инициативы Омельченко – внедрить механизм выпуска казначейских векселей для погашения бюджетной задолженности по НДС перед экспортерами, что в целом поддерживает часть банкиров. Вексель – не особо удобный в обращении инструмент, и все же он способен несколько оживить финансовый рынок.
Микола Азаров. Фото фонду Пінчука |
"Вспоминая выпуск НДС-облигаций (выпускались в 2010-ому году несколькими траншами на общую сумму свыше 16,5 млрд грн - ЭП), могу сказать, что они стали глотком воздуха как для предприятий, так и для банков. И когда у тебя есть альтернатива выбора между неоформленным по срокам ожиданием и хоть каким-то инструментом, имеющим пусть и ограниченную ликвидность, большинство выберет второе.
Главное для власти - сделать хождение и обращение казначейских векселей наиболее прозрачным и простым, чтобы перевести заработок на этих бумагах в борьбу смекалки и интеллекта с глупостью и праздностью, а не предпринимателей с чиновниками", - говорит председатель правления ПАО "Банк "Петрокоммерц-Украина" (Киев) Денис Чернышов.
Но это в идеале. Если внимательно вчитаться в документ, за который будут голосовать 23 мая, речь идет не только о просроченной задолженности по НДС перед экспортерами.
Путем эмиссии векселей планируется покрывать и другие долги государства перед компаниями, сформированные до первого января 2013 года. И в этом – первая и главная хитрость инициаторов этой инициативы.
Дело в том, что документом разрешается выпуск двух видов финансовых векселей – финансового банковского и финансового казначейского. Второй подтверждает безусловное денежное обязательство центрального органа исполнительной власти, "которое обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств, которым оформлена задолженность госбюджета".
"Простыми словами, векселями предусматривается погашение не только долгов по просроченному НДС, но и другой казначейской задолженности. Вексельными обязательствами могут предложить погасить долги по другим государственным долгам, вроде обязательств по Евро 2012", - говорит первый заместитель главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политике, депутат от фракции "Удар" Оксана Продан.
"Пока что законопроекты выглядят таким образом, чтобы правительство могло оформлять любую бюджетную задолженность перед любыми субъектами хозяйствования векселями. Будет так: появилась задолженность на сто гривен - уже завтра ее оформили векселями и выпустили. Все это – попытка уйти из бюджетной сферы с ее кассовым выполнением бюджета в плоскость квази-денежных средств расчёта", - в свою очередь говорит бывший и.о. министра финансов Игорь Уманский.
На это же обращают внимание и специалисты Главного управления Верховной Рады в своих выводах к законопроекту, подчеркивая, что банковский вексель никак не связан с погашением задолженности госбюджета.
Скорее всего, грамотные выводы управления Рады по традиции депутаты проигнорируют.
Ігор Уманський. Фото ЕП |
"Если так все и останется в законопроекте, векселями начнут погашать долги за что угодно. Нечто похожее действовало в Украине в начале 1990-х, и это привело к тотальным неплатежам по налогам, гиперинфляции и засилью бартера, не говоря, что по итогам этой вексельной схемы многих посадили", - рассказывает "ЭП" президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко.
В результате еще в конце 1990-х годов был принят закон о вексельном обращении, который жестко пресёк все эти схемы.
Еще пара элементов коррупции
Кому это выгодно?
Отчасти, в заменителях денег есть объективная потребность. Государственный бюджет уже много месяцев подряд наполняется с огромным скрипом, и ему не хватает денег даже для того, чтобы проводить обязательные социальные выплаты. В некоторых регионах учителя и медицинские работники не получали зарплаты по три месяца.
И все же, нельзя отрицать корыстную составляющую.
"Экономическая правда" писала, что такой механизм инициирован группой в правительстве, которую называют представителями "Семьи". Ее лидером и вдохновителем считают первого вице-премьера Сергея Арбузова, который плотно курирует деятельность всего финансово-экономического блока власти. В частности, в сферу его контроля входят Минфин, Нацбанк и Миндоходов.
Описанное выше – лишь один из элементов масштабной вексельной схемы.
"Нельзя исключать коррупционной составляющей в процессе оформления векселей, что наблюдалось и во время предыдущих кампании по выпуску НДС-облигаций", - рассказывает ЭП бывший заместитель министра финансов Николай Голев.
По его словам, тогда к работе подключались какие-то "умельцы", которым удавалось под выпуск ценных бумаг "просовываться" с серыми схемами, например, искусственно создавать предприятия специально под возмещение НДС.
"То есть, в один момент появлялась компания, у которой не было хозяйственных операций, и производства не было. Но зато был, на первый взгляд, прозрачный и полный пакет документов, свежеокрашенный цех, куда нагоняли людей с производства. Через некоторое время приходила последующая проверка налоговиков, предприятие получало ценные бумаги и... ликвидировалось", - говорит Николай Голев.
Ну и третий, самый главный этап, где видны признаки коррупции - кто и как будет получать живые деньги на финише реализации вексельной схемы.
Міністр фінансів Юрій Колобов і Сергій Арбузов. Фото day.kiev.ua |
"В конечном итоге все будет упираться в простой вопрос – момент выхода "в деньги". Будет искусственно создано "узкое горлышко" вторичного рынка данных ценных бумаг, все потоки будут сведены туда. Это может случится двумя путями.
Первый – создание монопольных структур как на рынке, обналичивать можно будет через "крышуемую госструктуру". При этом получается официальный заработок на дисконте.
Либо же второй путь, но он дороже – на моменте выхода в "кэш", то есть уже на уровне казначейства и Минфина", - говорит Уманский, уточняя, что точную схему можно будет определить когда законопроект будет принят в целом.
Наверняка, механизм незаметно появится именно на этом этапе – между первым и вторым чтениями.
"Очевидно, что скупать вексельные обязательства будут те, кому их точно будут гасить. И вся суть "вексельной схемы", заложенной во всех трех законопроектах, сводится в централизации коррупции, которая сегодня неупорядоченная, и проявляется на уровне начальников департаментов региональных подразделений налоговой службы (сегодня в структуре Министерства доходов и сборов – ЭП).
Законопроекты просто создают возможность обойти региональных налоговиков, создавая несколько посредников, которые и будут аккумулировать всю эту прибыль по невозмещенному НДС. Скорее всего это будут банки, учредители и менеджмент которых будут приближены сами догадайтесь к кому", - говорит Ризаненко.
Схемы этого этапа как таковой в законопроекте пока нет. Однако опрошенные "ЭП" депутаты утверждают, что пока в текстах достаточно норм, позволяющих правительству включить режим ручного управления: кому, как и когда выдавать векселя, в каком объеме и прочее.
Впрочем, так считают не все, и многие представители власти и Партии регионов не склонны сгущать краски, и к законопроектам относятся философски.
К примеру, нейтрально-оптимистичен председатель парламентского комитета по вопросам промышленной и инвестиционной политики, депутат фракции Партия регионов Юрий Воропаев.
"В этих законопроектах действительно написано, что порядок обращения этих векселей определяет Кабмин. Но никто не обратил внимание на другую норму, в которой говорится, что векселя выдадут на основании письменного заявления налогоплательщика. На практике это означает, что насильно никто никаких порядков устанавливать не будет. Ровно до тех пор, пока налогоплательщик по собственному желанию не предоставит письменное заявление о том, что желает получить такой вексель", - считает известный юрист.
Міністр доходів і зборів Олександр Клименко. Фото sts.gov.ua |
Спокойно-ироничен и председатель Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов. Он рекомендует депутатам уделить внимание отдельным нормам законопроекта, что позволит минимизировать риски в будущем.
"Если депутаты выпишут закон как набор норм прямого действия, в которых четко распишут, кто является получателем этих бумаг, и в каких случаях потенциальный получатель их не получит, тогда этот вопрос - прямого действия, и работает так же четко, как с выдачей зарплаты бюджетникам.
Оппозиция всегда будет опасаться какого-то подвоха. Вместо того, чтобы "хныкать" вокруг норм закона, следует садиться и грамотно выписывать этот документ, чтобы избежать подвоха в будущем", - рекомендует Круглов.
Голосование должно состояться сегодня, в четверг 23 мая. Оно покажет, удалось ли "Семье" договориться, в частности, со "старой гвардией".