Украину накормят азиатской едой
Украинский ресторанный рынок ждет новый виток развития, уверены участники рынка. На этот раз они решили преподнести потребителям "паназиатскую кухню".
Она уже начала развиваться в Украине, становясь доступнее, говорят собственники сети итальянской и японской кухни Mafia Тарас и Оксана Середюки.
Они, в частности, начали развивать сеть ресторанов паназиатской кухни Casta.
В декабре 2012 года был открыт первый ресторан сети в центре Киева. По словам генерального директора сети Mafia Евгения Резуева, в планах - открытие новых ресторанов под вывеской Casta, причем и в столице, и в регионах Украины.
"Сейчас мы откатываем все процессы. Не исключен также франчайзинг", - говорит он. Средний чек в ресторане Casta составляет 125 грн, что несколько выше, чем в Mafia, где средний чек - 115-120 грн.
Российский ресторанный холдинг "Г.М.Р. планета гостеприимства" для развития сети паназиатской кухни Yamkee по франчайзингу планирует выходить на рынки соседних стран, среди которых и Украина.
Сеть работает в сегменте quick service. "Г.М.Р. планета гостеприимства" является партнером американской корпорации Sbarro Holdings, обладая эксклюзивным правом на развитие международной сети Sbarro по франчайзингу в 30 странах.
"У нас есть планы выхода на рынок Украины. После выставки "Франчайзинг-2013" в Киеве у нас появились контакты, мы находимся в стадии переговоров", - рассказывает PR-директор "Г.М.Р. планета гостеприимства" Юлия Стольная.
Как отмечают в компании, концепция Yamkee предполагает средний чек до 7 долл, скорость обслуживания - 1,5 мин, а также широкие возможности локации.
"Паназиатская кухня, популярная во всем мире, и чем активнее будут происходить глобальные интеграционные процессы, тем большую популярность она станет приобретать. Украинский рынок менее насыщен "паназией", чем российский, поэтому и интересен для компании", - говорит Стольная.
Условия роялти для партнеров Yamkee по франшизе составляет 7% от выручки, паушальный взнос - 12,9 тыс долл.
Фото findfood.ru |
Закрытая карта
По данным компании "Ресторанный консалтинг", на конец 2012 года в Украине было 17 ресторанов с паназиатской кухней. К ней причисляют кухни Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Кореи и Сингапура.
В СНГ же принято разделять японскую и паназиатскую кухни, подразумевая под последней только тайскую и вьетнамскую.
Непростое экономическое состояние в стране поубавило пыл рестораторов. Закрылся элитный ресторан паназиатской кухни "Козырной карты" Soma в Киеве. А недавно открывшийся в Киеве Dim Sum тоже "Козырной карты" просуществовал лишь полгода. Не работает Wok Cafе на Днепровской набережной.
"Мы открыли Wok Cafе - ресторан паназиатской кухни на Днепровской набережной на сто мест. Там азиатская, китайская, тайская, индийская кухня и суши. За год-два мы откроем десять таких ресторанов", - обещал год назад совладелец сети ресторанов "Сушия" и "Мировая карта" Бени Голани.
Однако сегодня действует только одно Wok Cafе.
"Был неудачно выбран ценовой сегмент - средний чек 110-120 грн", - объясняет причину провала основатель компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. По ее словам, успешным в сегменте паназиатской кухне может стать заведение с чеком 180 грн и больше.
Аудитория "паназии" - это люди с высоким достатком, следящие за собой, которым либо наскучила японская кухня, либо хочется разнообразить меню чем-то новым, но таким же легким и полезным", - считает эксперт.
Фото ЭП |
Рестораторы солидарны, прогнозируя успех паназиатскому сегменту в Украине. Подтверждает тренд и соучредитель "Козырной карты" Сергей Предко.
"Японская кухня более консервативная. Учитывая рост экономики Азии и увеличение в регионе платежеспособных потребителей, этот сегмент будет быстро развиваться. Другое дело, что потребители, а также поставщики экзотики, морепродуктов и специй не готовы к быстрому росту", - размышляет он.
При этом эксперты не исключают, что паназиатские рестораны могут забрать определенную долю клиентов японских ресторанов.
"Здесь большое значение имеет территория, торговая зона. Однажды рядом с нами открывался еще один ресторан японской кухни. Возникала конкуренция в одной и той же торговой зоне. В этом случае один ресторан может забрать 20-30% клиентов конкурента", - рассказывает Роман Романчук из сети "Сушия".
Между тем, этот процент справедлив, если речь идет об одном сегменте, весовой категории и среднем чеке. "В нашем случае клиенты часто возвращались. Украинцы охотно пробуют новые форматы, но в итоге выбирают недорогие и дешевые рестораны, которые могут предложить лучшее качество", - акцентирует спикер.
По прогнозам "Ресторанного консалтинга" в 2013 году стоит ожидать появления у многих ресторанов странички паназиатской кухни. "Около 20% заведений расширят таким образом свое меню", - уверена Насонова.
Частота посещений ресторанов в Украине, %
Опрашивались респонденты в возрасте 12-65 лет в городах Украины с населением 50 тыс и больше. Источник: MMI' Украина (TNS). Кликните для увеличения |
Еда из интернета
Продолжит развиваться в 2013 году и сегмент интернет-доставки. "В 2012 году число компаний росло с нуля, в 2013 будет рост на 30%", - отмечает Насонова.
Конкурировать им придется с интернет-доставкой японской кухни - этот сегмент сегодня в приоритете у украинского потребителя.
"Уровень заказов паназиатской кухни может быть таким же, как у японской кухни, при условии, что будет правильно построен маркетинг. В нашей сети сервис интернет-доставки показал себя хорошо", - говорит Романчук.
Владельцы доставок также констатируют развитие своего сегмента.
"Данный бизнес растет, появляются новые игроки. Конкуренция есть, и это приятно, значит, данный вид услуг пользуется популярностью", - рассказывает владелец интернет-доставки паназиатской кухни Wok'n'Roll Игорь Помазан.
По его словам, сильных доставок - минимум 15. Каждый месяц появляются новые, но вскоре исчезают. "Ждать окупаемости полгода согласны не все", - отмечает он.
Тем более, что инвестиции требуются немалые. "Вход на рынок стоит 1,5 млн грн. В первые полгода мы выросли с 30 до 100 заказов в день", - рассказывает учредитель интернет-доставки паназиатской кухни FoodBox Ксения Ефремова.
Рестораторы офлайн-ресторанов более скептичны. "Сегодня уже с десяток доставок, а работают хорошо от силы две. Хорошая паназиатская еда и то, что предлагают доставки из фастфуда, - это большая разница", - считает Предко.
Фото ЭП |
Триумф фаст-фуда
Между тем, по оценкам экспертов рынок японской кухни в 2012 году по сравнению с 2011 годом вырос на 20% за счет появления новых игроков и открытия ресторанов. Посещаемость заведений оставалась примерно на том же уровне.
"Мы предполагаем, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом посещаемость у нас немного вырастет. Доходы сети в 2012 году увеличились на 40%, такой же рост мы ожидаем в 2013 году", - говорит Романчук.
Ресторанный рынок также зависит и от культуры потребления и экономического положения в стране. В Украине ресторанный рынок, по сравнению с европейским и североамериканским, ненасыщен. Если сравнить Берлин и Киев, то соотношение ресторанов на одного человека в Берлине выше в девять раз.
Кроме того, рынок Украины не заполнен форматом фаст-фуд. Хотя эксперты говорят, что у этого направления огромные перспективы. При этом за последние годы выросло количество заведений средней ценовой категории формата casual-dining, а дорогих ресторанов класса "люкс" стало меньше.
Примечательно, что сетевые рестораны имеют большой запас прочности. Они могут выдержать трудности в течение трех-четырех месяцев. "В Украине скоро откроется большая сеть ресторанов среднего ценового сегмента, представленная Америке и Европе. Они уже ищут локации в Киеве", - обещает Резуев.
При этом наиболее яркая мировая тенденция развития ресторанного бизнеса - расширение сетей фаст-фуда. К примеру, во Франции в 2013 году количество продаж в фаст-фудах превысило продажи во всех остальных ресторанах.
Фото ЭП |