"Трубу" начали отдавать России (анализ законопроекта)
Сложнее всего было решиться. Тема "трубы" является самой политизированной в сегодняшней Украине.
И все таки, они это сделали. Видимо, ждать больше нельзя.
Действующая власть Украины решилась отдать газотранспортную систему России.
Соответствующий правительственный законопроект зарегистрирован в Верховной Раде 26 апреля 2013 года.
Теперь, когда последний бастион совести преодолен, все пойдет по накатанной. Рассмотрение законопроекта – протесты оппозиции ДЛЯ ВИДА – разнос кулечков с деньгами – сытые довольные лица депутатов - подавляющее большинство "за" – ГТС отошла России через механизм консорциума и уступки за долги плюс в обмен на скидку.
Дата публикации законопроекта – 26 апреля - выбрана не случайно. Это пятница, предпасхальная неделя. На следующей неделе почти на десять дней вся страна разъезжается на каникулы. Резонансная новость о том, что правительство согласилось отдать ГТС, "рассосется" по законам жанра.
Произойдет это лишь потому, что любая негативная новость "живет" неделю. А дальше она уже никого принципиально не задевает. Даже если это что-то вроде убийства Кеннеди.
То есть, правительство сознательно применило пиар-технологию. Впрочем, не впервой.
Связанные события? Захват ТВі и молчание оппозиции
Кстати, теперь очень похоже, что именно к этому событию приурочен захват телеканала ТВі. Прошло уже несколько часов после публикации "Украинской правдой" самой резонансной новости последних трех лет, а новый директор телеканала Артем Шевченко сидит и рассказывает о планах на будущее.
Вдумайтесь! Тема сдачи ГТС не стала резонансной в вечернем эфире канала! Это важный и ключевой признак его захвата.
Новая редакционная политика ТВі стала чувствоваться с первых дней. На фото "инвестор" канала Александр Альтман и новый директор Артем Шевченко |
Для тех, кто не в курсе. Очень похоже на то, что несколько господ в интересах первого вице-премьера Сергея Арбузова несколько дней назад захватили управление единственным реально оппозиционным телеканалом страны – ТВі.
Почему Арбузов? Ну, может, и не он. Может, это "инсценировка под Арбузова". Но сам процесс захвата оформлен настолько грубо и топорно, что напрашивается именно это имя. Есть также ряд мелких деталей, которые также выводят на такое предположение.
Например, работников телеканала "заливают" деньгами. А "арбузовские" боты – так мы называем наших комментаторов – всеми силами стремятся преподнести захват ТВі как корпоративный конфликт. Дескать, поссорились господа Княжицкий и Кагаловский, и нечего тут комментировать.
Кстати, именно эту точку зрения продвигает собственно Николай Княжицкий. И эту же точку зрения исповедует так называемая украинская оппозиция. Где манифестанты от "Свободы" и "Блока Кличко"? Где очередной "майдан" по поводу того, что закрыт последний телеканал, который подает точку зрения, отличную от официальной позиции властей?
Первый вице-премьер Сергей Арбузов (конечно, по центру) может стоять за захватом телеканала ТВі. Фото "Комментарии" |
Позиция БЮТ (куда влился "Фронт Змін") – это вообще песня. Княжицкий является депутатом от "Батьківщини", а значит имеет иммунитет от нападок со стороны "своих". В первый день захвата к телеканалу подъехал соратник Арсения Яценюка – Андрей Пышный. Покрутился и уехал, реакции со стороны БЮТ не последовало. Видимо, тоже всей душой поддерживают версию о корпоративном конфликте.
Правда, интересная позиция? Арсению Петровичу надо было водителя прислать – зачем напрягать совсем уважаемого человека Пышного?
Кстати, БЮТ не стал высказывать свое мнение и насчет законопроекта о приватизации ГТС. Хотя для этого есть как минимум один веский повод. Законопроект подан в Комитет экономической политики, который возглавляет Андрей Иванчук. А это ближайший соратник Яценюка.
Комментировать законопроект не стали ни Яценюк, ни Иванчук, ни Пышный. Видимо, нужно с кем-то посоветоваться.
Андрей Иванчук и Арсений Яценюк на фоне коллег |
Удивительно, но ничего не сказали и "свободовцы". Мы обратились к ним за комментариями, но нам ответили что-то в духе "нашу позицию мы озвучим завтра". Видимо, тоже нужно с кем-то посоветоваться.
"Кличковцев" даже спрашивать не стали. Эти сделают так, как скажет "Папа", тут без вариантов. Ну, понятно, чемпион мира по боксу будет официально против. Ну вот такой он человек - принципиальный, но никем не контролируемый.
Есть ли в Украине оппозиция? Ответ на этот вопрос уже давно известен. Но в таком деле, как сдача России ГТС, могли бы хоть ради приличия что-то сказать.
Что будет дальше
Можно легко предположить, как будет проходить голосование по законопроекту.
Партия регионов и Компартия будут голосовать "за". Перед голосованием по депутатам побегут гонцы с кулечками, наполненными какими-то прямоугольными брикетиками. Ну, или в электронной форме. Скорее всего, бегать будут люди Арбузова – он привык "заливать" парламентариев деньгами, они его за это любят.
Для более уверенной победы – все таки, голосование важное, и нужна поддержка разных депутатов – проплатят нескольких "тушек". Найдутся депутаты, которые имеют точку зрения, которая отличается от официальной точки зрения оппозиции. Ну вот такая их человеческая позиция. Может, в конце концов, депутат иметь собственное мнение?
Оппозиция, скорее всего, попробует поблокировать трибуну – хотя обещала этого не делать. В любом случае, она будет или "против", или вообще не будет голосовать.
Ну, естественно, митинги, флаги, бабушки со слезами на глазах. Поход на Банковую, поход на Кабмин. "Досить!", "Люди добрі!", "Ганьба!" – ну и всякая такая риторика.
Лидерам "оппозиции" опять придется "бороться". Фото profi-forex.org |
Кличко в белой футболочке, Яценюк с мегафоном, публичные чтения открытого письма Юлии Тимошенко из тюрьмы. Может, даже яйца и помидоры полетят в депутатов-"зрадників".
Все это до 18 мая, когда соберется Рада, и немного после голосования, которое наверняка пройдет по ускоренной процедуре. В день "Х" под куполом Рады соберутся улыбчивые регионалы, довольные коммунисты и "тушки", чтобы нажать заветные кнопки. Может быть, для удобства спикер Владимир Рыбак соберет выездное заседание – исключительно в целях гигиены.
А после этого – тоже вполне предсказуемые вещи.
Первое – создание консорциума с Россией.
Второе – создание совместного с Россией предприятия, которое будет управлять "трубой" и многими другими активами.
Юрий Бойко, Алексей Миллер и Евгений Бакулин. Фото gazprom.ru |
Третье – передача России собственно ГТС по "белорусскому" сценарию. То есть, бесплатно. Белорусы отдали свою "трубу" в обмен на скидку на газ. Украина, скорее всего, получит и скидку, и прощение долгов по штрафам.
Интересный, кстати, вопрос - эти долги. Напомним, как они возникли.
В 2012 году тогда еще министр энергетики Юрий Бойко намеренно недокупил у России требуемые объемы газа. Как и годом ранее.
Но в отличие от 2011 года (тогда Россия якобы простила Украину), в этот раз Кремль выставил нашей стране штрафную санкцию – 7 миллиардов долларов.
Но и это не все. Грядут новые штрафы.
В 2013 году недобор газа продолжается. Уже третий месяц (с февраля) НАК "Нафтогаз" вообще не покупает газ у России. Газ ввозит трейдерская компания олигарха Дмитрия Фирташа.
Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ. Фото "Подробности" |
Параллельно, в Украину поставляется газ из Западной Европы. То есть, наша страна не просто не выполняет контракт с Россией. Она самым наглым образом подставляется под штрафные санкции. Об этом "Экономическая правда" писала на днях, и даже приводила официальное письмо главы "Нафтогаза" Евгения Бакулина.
Мы даже на пальцах разложили, почему в той истории крайним будет президент Янукович.
Итак, россияне бесплатно получат "трубу", и будет это по довольно хитрому механизму, который мы опишем ниже. Вместе с украинскими властями они создадут консорциум, который будет управлять этой "трубой".
Хотя, конечно, в законопроекте заложен еще один механизм – аренда. Если пойти по этому пути, то сначала консорциум возьмет "трубу" в аренду. А когда вложит в нее несколько сот миллионов долларов, то получит право забрать в собственность – бесплатно или за символическую сумму.
В любом случае, газотранспортной системы у нашей страны не останется. Оно, может, и не проблема – но тогда выставьте "трубу" на открытую продажу, зачем конструировать механизм бесплатной передачи ее в пользу России?
Юрий Бойко и Виктор Янукович. Фото "Сегодня" |
Такую вопиющую сдачу национальных интересов нужно чем-то прикрыть. И такое прикрытие будет найдено. Украина получит, скажем, "белорусскую" цену на газ – например, 165 долларов за тысячу кубометров. Это будет преподнесено как великую победу режима Януковича Первого. С ней он, скорее всего, и пойдет на выборы 2015 года.
Ну и, конечно, нам простят штрафы. Которые нарисованы в воздухе, конечно, но все же… 7 миллиардов долларов.
За все ответит... Ставицкий?
Самым недальновидным в ситуации с законопроектом о сдаче ГТС является министр энергетики Эдуард Ставицкий. Он не устает демонстрировать способность вешать на себя чужие грехи.
Вот и в этот раз Ставицкий подписал пояснительную записку к законопроекту о приватизации ГТС.
Знал ли он, что подписывает? Мы уверены, что да. Но это его не остановило. С чем его и поздравляем.
Сдачу "трубы" маскируют под выполнение норм ЕС |
Оказывается, отдав ГТС, Украина станет менее зависимой от России |
Обратите внимание на маленький желтый след напротив строки об общественном обсуждении. Решили обойтись без него |
Лишь недавно "Экономическая правда" описала, как тандем Юрий Бойко/Евгений Бакулин сделали Ставицкого крайним в вопросе штрафных санкций по отношению к Украине. В самом деле, НАК "Нафтогаз" (руководит Бакулин) с февраля не покупает газ напрямую, а ввозит газ фирма Дмитрия Фирташа (бизнес-партнер Бойко).
Но крайним сделали Ставицкого. В самом деле, что это за министр? Почему он сложа ручки наблюдает, как Украина подставляется под миллиардные штрафные санкции со стороны России?
В общем, так ему и надо. Пусть еще "Эдик" (так называют молодого министра за его спиной) отдувается за сдачу ГТС. Ну действительно, не президенту же вешать на себя этот грех.
Эдуард Ставицкий проигрывает позиционные войны Юрию Бойко. Фото пресс-службы Кабмина |
Хотя, как писала "Экономическая правда", как раз Ставицкий во всех этих раскладах – почти посторонний персонаж.
Газовые договоренности последние три года соблюдал Виктор Янукович. С его подачи Украина даже не попыталась отсудить у России более выгодные условия. Хотя в 2012 году этого не сделал только ленивый.
А главным переговорщиком, который уже знает каждое облачко на пути в "Газпром", стал Юрий Бойко. Именно он десятки раз летал в Москву, и каждый раз непонятно о чем "тер" с Алексеем Миллером, главой компании. Именно он, скорее всего, согласовал с Кремлем конкретный механизм, по которому Россия получит украинскую "трубу". Причем, скорее всего, бесплатно.
Алексей Миллер и Владимир Путин. Фото gazeta.ru |
Кстати, ходят упорные слухи, что Миллер сейчас в немилости у президента России Владимира Путина. Он проигрывает позиционную войну главе "Роснефти" Игорю Сечину. Против него играет бесспорный факт – Миллер "не заметил" так называемую "сланцевую революцию". По всем признакам, "Газпром" уверенно движется к банкротству и искусственному разделению – скажем, между "Роснефтью" и "НОВАТЭКом". Но это уже другая история.
Но вдруг (?!) стало более чем реальной покупка украинской ГТС, и Миллер благодаря этой сделке снова может оказаться на коне. Не его ли активность, в том числе, стала причиной столь скоропостижного появления законопроекта нашего Кабмина? Просто предположение, но не такое уж и беспочвенное.
Ну и, конечно, нельзя недооценивать роль Юрия Анатольевича Бойко. Чтобы не повторяться – читайте одну из публикаций "Экономической правды". В ней сведены воедино допущения и факты о том, как именно бывший министр энергетики создал условия для получения Россией украинской ГТС.
Текст законопроекта – расшифровка.
Правительство решило ничего не прятать. Сценарий будущей приватизации ГТС прописан в тексте закона. Рассмотрим его постранично.
За комментариями мы обратились к ведущему в Украине специалисту в области приватизации – бывшему председателю Фонда госимущества Александру Бондарю.
По его общей оценке, данным законопроектом власть снимает преграды для создания консорциума, который будет эксплуатировать ГТС. А также делает ряд других новаций, которые делают возможной приватизацию "трубы".
Страница 1 |
Упоминание о международных договорах означает, что будет создаваться консорциум. " "Скорее всего это делается не просто так, а в связи с договоренностью с Россией", - отметил Бондарь.
А еще оно нужно, чтобы не спровоцировать скандал с Европой. "Видимо для того, чтобы это не противоречило Европейской энергетической хартии, такая себе "отмазочка" от скандала с ЕС", - прокомментировал эксперт.
По его убеждению, Европа никогда не пойдет на вхождение в консорциум. А значит, он будет двусторонним – с участием только России и Украины.
Виктор Янукович и Владимир Путин. Фото РИА "Новости" |
Также на этой странице вы можете видеть норму о том, что распоряжаться ГТС после принятия законопроекта будет не парламент (хоть какой, но избранный населением Украины), а Кабинет министров.
То есть, новая власть получит право "в ручном режиме" делать с "трубой" все, что захочет. Что именно захочет, догадаться нетрудно – что скажет Янукович. О менеджерских способностях нашего правительства мы уже писали.
Страница 2 |
Может, мы ошибаемся насчет деталей будущего отчуждения "трубы".
Условно, сегодня ГТС не является частью "Нафтогаза", и лишь эксплуатируется "Укртрансгазом". И, например, россиянам могут отдать в собственность часть "Нафтогаза", а сама "труба" на некоторое время останется на балансе государства.
Но в целом, на этой странице законопроекта видно, что запрет на вхождение частного капитала в предприятия "Нафтогаза" снимается.
"Любое предприятие, сданное в аренду или преобразовано в СП, уже не является государственным", - отметил Бондарь.
Страница 3 |
На этой странице находится совершенно ключевой момент. Внешне громоздкая и непонятная фраза означает, что теперь приватизацией будет считаться… выполнение условий международного договора.
"Это скандальный и серьезный пункт. Это делается для того, чтобы не продавать ГТС с торгов, а по международному договору отдать его России. Просто отдать. В международном договоре могут быть какие-то условия или предоставления кредита, или погашения задолженности. Факта продажи не будет, просто по международной сделке передается часть.
Путин отработает на Януковиче "белорусский" сценарий. Фото focus.ua |
По такой же схеме свою ГТС отдавала России Беларусь", - прокомментировал Бондарь дополнение к статье 1 Закона "О приватизации государственного имущества".
По словам эксперта, не может приватизация предусматривать каких-либо обязательств между государством. Это уже не приватизация, а что-то другое, и имеет другое название – "контрибуция".
Страница 4 |
А вот, собственно, и механизм продажи "трубы". Магистральные нефте- (?!!!!) и газопроводы изымаются из перечня государственного имущества, не подлежащего приватизации.
"Конечно, трубопроводы нужно вывести еще из одного перечня. Но я думаю, они и сами догадаются", - резюмировал Бондарь.
Страница 5 |
Продолжается "зачистка" законодательства под сдачу ГТС.
Страница 6 |
Будущее ГТС отдается на откуп решениям Кабмина и международным договорам. Кстати, будет любопытно, если проект международного договора уже лежит где-то в сейфе у Януковича или Бойко.
Страница 7 |
Техническая страница, продолжение предыдущей.
Страница 8 |
На этой странице видно, что под приватизацию власть отдаст не только "трубу", то есть, магистральные газопроводы. Власть собирается отдать россиянам также украинские газохранилища.
Для понимания, это отдельные стратегические объекты, за которые нужно просить отдельную – и очень высокую – цену. Отдадут их, скорее всего, "паровозом", за бесценок.
И еще, данная страница содержит пункт, который удивительным образом дополняет страницу 4 (смотрите выше). Получается, что Украина может продать магистральные нефтепроводы, но не может их сдать в аренду.
Это не ошибка, и не опечатка. Сегодня магистральные нефтепроводы хоть и контролируются олигархом Игорем Коломойским, но остаются в госсобственности. Правда, часть из них, по слухам, уже распилены на металлолом.
"Семья". На фото Виктор Янукович с сыном Александром и двумя неизвестными. Фото Корреспондент.net |
Покупкой нефтепроводов давно интересуются бизнесмены "Семьи", которые сегодня контролируют внутриукраинский рынок топлива. По имеющейся у нас информации, по этим "трубам" они собираются перекачивать по всей стране бензины и дизельное топливо, привезенные по морю.
Возможно, это и есть тот маленький интерес "Семьи" в деле сдачи украинской ГТС.
***
Подытожим.
Точный механизм, по которому Россия получит украинскую "трубу", пока не известен. Рассмотренный нами законопроект предполагает большую свободу действий в этом направлении – от аренды до бесплатного получения по международному договору.
С высокой долей вероятности можно предполагать, что уже готовы проекты тех самых международных договоров, по которым Украина лишится своей ГТС. Вероятнее всего, именно их так долго утверждал Бойко, летавший в Москву как к себе домой.
Если так, то становится понятным, что он даже не пытался расторгнуть грабительское соглашение с "Газпромом". Также не исключено, что экс-министр энергетики намеренно подвел Украину под штрафные санкции со стороны "Газпрома". Теперь эти миллиарды облегчат передачу России нашей "трубы".
Виктор Янукович исполнит мечту Владимира Путина. Фото rian.com.ua |
И еще. На политическом уровне вопрос тоже решен. Все телеканалы находятся под контролем власти, оппозиция как таковая не существует уже давно, ее так называемые "лидеры" полностью подконтрольны власти. Единственный лидер, способный реально создать резонанс в обществе на данную тему, сидит в тюрьме.
Таким образом, Янукович и его команда беспрепятственно сделают с "трубой" все, что они захотят.
Уважаемые дамы и господа, расслабляемся и получаем удовольствие.