Руслан Крамаренко: Я бы не расширял границы Киева
Продолжение интервью с заместителем главы КГГА. Первую часть интервью, в которой шла речь о подготовке бюджета-2013, читайте здесь.
- У вашей машины когда-то лопались колеса на киевских дорогах?
- И не одно.
- Как так вышло, что столичные евродороги, в которые вложены миллионы гривен, превратились в решето, как только сошел снег?
- У нас еще не все так плохо.
- Нет, с дорогами в Киеве плохо.
- Конечно, хочется, чтобы в нашем любимом городе дороги были такими же, как в Европе. Но если поездить по Украине, то вы поймете, что у нас в городе не самые плохие дороги.
- Сколько было потрачено на капитальный и текущий ремонты дорог в 2012 году?
- Всего потратили почти 1,2 млрд грн. Капитальный ремонт - 25 млн грн, текущий - 16 млн грн, содержание дорог - 195 млн грн и строительство дорог - 1 035 млн грн.
Но есть вопрос стоимости качества. Можете поинтересоваться, сколько стоит строительство одного километра дороги в той же Германии. Вы поймете, что разница - в шесть раз, украинские дороги - дешевле.
Когда воссоединились восточная Германия с западной, мне довелось наблюдать, как строились автобаны и внутренние городские дороги. Однажды я увидел как Т-150 - для понимания девушек: это такой трактор с большими колесами - ездил по асфальту и утрамбовывал дорожную подушку.
Ты стоишь на существующем уровне асфальта и видишь только крышу трактора. Сверху на это клали непонятный слой бетона, а потом - как для детей советской родины - непонятный для нас слой асфальта толщиной 40 см. И, поверьте, спустя четыре года дорогу там не перекладывали.
Это во-первых. А во-вторых, в Европе такая погода - снег и "минус" двадцать зимой - чрезвычайная ситуация, а у нас - норма.
- Но ведь сейчас дорог нет - сплошные ямы. Это норма?
- Давайте посмотрим, как в Украине проходит капитальный ремонт - его не было с 1980-х годов. Отремонтировали две улицы - Бажана и Григоренко. А остальное - да, сплошные ямы.
Почему ямы? Когда в последний раз ремонтировали Проспект победы? Вспомните, как ремонтировали дороги в 2012 году. Приходили люди с лопатами, засыпали ямы, утрамбовывали. Сколько проживет такая яма?
- Вы как владелец автомобиля, у которого пробито колесо, погнут диск или поврежден бампер, имеете право судиться с "Укравтодором"?
- Пробовал даже. Чтобы выиграть суд, яма должна быть больше метра длиной и более 60 сантиметров шириной. Сколько я ни пытался въехать в яму такого размера - почему-то так и не нашел.
- В какую сумму обойдется перекладка дырявых дорог и ремонт коммуникаций?
- По нормативу только на текущий ремонт 26 млн квадратных метров дорог Киева необходимо выделять 272 млн грн в год. Но больших сумм нет.
В 2013 году в бюджете заложено 109 млн грн на капитальный ремонт и 136 млн грн на текущий. Мы сейчас больше занимаемся содержанием дорог, нежели их ремонтом и строительством. Ремонтом и уборкой дворов, от снега в том числе.
- Сколько денег вы потратили на уборку снега этой зимой?
- Когда снег бурно падал, мы расходовали около 1 млн грн в сутки. Эта сумма - на оплату круглосуточной работы 500-700 единиц снегоуборочной техники.
- У Киева есть 700 единиц такой техники?
- Когда была суперкризисная снежная ситуация, по решению чрезвычайной комиссии Киевсовета мы привлекали частные предприятия. За деньги, понятно.
- Насколько контролируются такие расходы как закупка топлива у конкретного поставщика или качество уборки снега?
- Наши проверки и проверки Госфининспекции показали, что особого завышения цен при закупке топлива нет. Другой вопрос - программа установки GPS-навигаторов и контроля фактического выполнения работ.
Это нужно для того, чтобы понять, а ездила эта машина или нет, убирала ли снег, рассыпала ли она соль или просто стояла, припаркованная у обочины.
- Сколько этой зимой КГГА потратила на закупку технической соли для обработки дорог?
- На зимний сезон было заготовлено 45 тыс тонн соли, на которые потратили 22,5 млн грн.
- Почему Киев никак не откажется от соли и не перейдет на европейские, более экологические и дешевые посыпочные материалы вроде многоразового гравия?
- Это как с разметкой. Одни покупают краску и наносят разметку на дороги каждый год, а другие покупают краску чуть подороже и красят дороги раз в пять лет.
Так и у нас: можно купить специальную жидкость для дорог, разлить ее по городу, что позволит пять-шесть дней при температуре минус пятнадцать больше ничего не делать с дорогами. Только при условии, если не будет сильного снегопада.
Соответственно, экономишь на топливе, на оплате труда людей, которые убирают снег. Такая вот экономная жидкость.
- Которая убивает обувь полностью.
- Нет, не полностью. Пройдитесь по улицам Москвы - вот там да, останетесь без подошвы. Под такую жидкость существуют уже специальные машины, которые могут с помощью специального приспособления разливать вещество сразу по четырем полосам.
- Идею перейти с технической соли на спецрастворы обсуждают не первую зиму, но так и продолжают сыпать соль. Почему?
- Думаю, сперва стоит посмотреть, кто является монопольным поставщиком соли в Киеве (главный поставщик соли - "Артемсоль". - ЭП). Наверное, он не хочет терять этот рынок.
"ТО БЫЛА БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА"
- Поговорим о бюджете Киева. Какие самые яркие пожелания к городскому бюджету подавали депутаты Киевсовета?
- Все хотели ремонтировать дворы, подъезды - сказываются прошедшие выборы. Есть более яркие "хотелки". Например, фракция Кличко подала предложение на распределение более 8,5 млрд грн - "на дополнительные объекты".
- Как часто депутаты Киевсовета обращаются к вам напрямую с просьбой внести ту или иную правку в бюджет, учесть их пожелания и ходатайства?
- Они имеют право официально обращаться, что и делают.
- А неофициально, скажем так, кулуарно? Депутаты каких фракций чаще других заходят к вам на чашечку кофе?
- Депутаты всех фракций ходят.
- Какая самая удачная формулировка, чтоб отказать?
- "Денег нет".
- А неудачная?
- "Денег нет и не будет". А если долго ходить, то не будет никогда. Мне иногда говорят: "Спасибо, Руслан, что умеешь красиво отказывать".
- А как вы говорите "нет" Попову, который ездит на публичные мероприятия, с людьми общается, дает эмоциональные обещания профинансировать что угодно, например, ремонт детского дома? Вы же не можете отказать начальнику?
- Ну, наверное, у него должен быть хотя бы один человек, который иногда нажимает на тормоза. Имея одну сумму, срочных потребностей бывает в десять раз больше, вот и приходится брать на себя такую функцию и тормозить.
- Как вы отказываете другим заместителям Попова, например, первому из них, Александру Мазурчаку?
- А вы общались когда-то с другими заместителями мэров по экономике или заместителями губернатора (главы областной госадминистрации. - ЭП) по экономике?
Слышали мнение о них от их же коллег? Думаю, есть мало заместителей по экономике и финансам, которых любят их коллеги.
Бывает, заместители хотят профинансировать то или иное направление, не имея на руках ни одного распорядительного документа.
Тогда начинают рассказывать про чрезвычайные ситуации, звонить Попову, давить на жалость - кто как.
- И кто, а главное, как добивается цели?
- Если хочешь утвердить бюджет, нужно получить поддержку как минимум 70 депутатов. Обычно голосов не хватает, и с некоторыми приходится вести работу. Как правило, меньше двадцати не бывает.
Первое время, честно скажу, у меня не было опыта работы с депутатским корпусом, я из-за этого сильно страдал.
Любой документ, который ты подготовил, может быть суперправильным, но если ты не отработал его с депутатами, он никогда не будет принят. Вот просто потому, что ты с ними не считаешься.
- Насколько традиционно увеличивается расходная часть бюджета после "поиска компромисса" с депутатским корпусом?
- Это процесс творческий для всех. Вопрос в том, насколько бюджет перед этим нужно занизить, чтобы на выходе показатели были сбалансированы.
- Бюджет-2013 таки приняли, хотя в конце 2012 года и Попов, и вы говорили, что не согласитесь, если вам не дадут больше денег. За счет чего была увеличена доходная часть горбюджета, и куда пойдут найденные средства?
- Не совсем правильно говорить "доходы", потому как доходная часть увеличена всего-навсего на 900 млн грн по сравнению с предыдущей версией проекта. С изменениями доходная часть сегодня составляет 18,541 млрд грн. Расходная часть увеличена на 1,769 млрд грн и составила в итоге 19 млрд грн.
500 млн грн пошли на выплату январской (авансом) зарплаты в декабре - деньги, которые надо было тратить в 2013-ом году. Еще 236 млн грн нам заплатит "Киевэнерго" за пользование имуществом. Почти 300 млн грн мы получим от продажи земли и имущества по программе приватизации, и около 750 млн грн - остатки на начало 2013 года.
- Откуда взялись остатки, если в 2012 году остро стоял вопрос, где взять денег на выплату зарплат?
- В 2012 году, 28 декабря, мы выпускали облигации на сумму 876 млн грн с доходностью 15,25% и слабо понимали, разместим их или нет. Бумаги-то мы разместили, деньги получили, но не потратили.
- В первой части нашего интервью вы называли четыре дополнительных источника поступлений средств в городской бюджет. Учтены ли они в принятом бюджете?
- Есть проект по налогу на доходы физлиц, предполагающий снижение отчислений по этому налогу в госбюджет. На текущей неделе состоится достаточно жесткое совещание по доходам и по этому вопросу, в частности.
Те резервы, о которых я вам говорил, - проведение инвестиционных конкурсов, оформление киевской земли, увеличение стоимости наружной рекламы, - будут еще обсуждаться и доводиться до главных распорядителей.
Все, что касается возможности увеличить доходную часть за счет нормативных документов, будет рассмотрено там же.
- Как изменится расходная часть городского бюджета?
- Дополнительные деньги, а это 1,2 млрд грн, будут направлены на выплату надбавок к зарплатам и самих зарплат в полном объеме.
Также распределили остатки на ЖКХ (погасим разницу в тарифах с целью не допустить банкротство ЖЭКов), ОСББ, жилстроительных кооперативов по долгам за энергоносители, которые формировались на протяжение последних десяти лет, а это около 190 млн грн.
- Почему вы пошли на принятие бюджета, несмотря на то, что Минфин учел не все ваши замечания и предложения к этому тексту и не выделил городу требуемую сумму.
Вы просили 3 млрд грн на капитальные инвестиции, и 2 млрд грн - на финансирование по защищенным статьям. Пока получили только обещание пересмотреть госбюджет в пользу Киева по итогам первого квартала.
- Мы не можем жить без бюджета, потому как у нас есть ряд предприятий вроде КП "Киевпастранс" или тот же КП "Киевавтодор", сотрудникам которых мы можем платить зарплату только при принятом бюджете.
Мы не можем вносить деньги в уставной фонд или перечислять суммы за льготные перевозки из бюджета, если бюджета нет.
- Еще месяц назад вы, угрожая Минфину, утверждали, что Киеву будет лучше жить по 1/12 прошлого года, что так для города даже лучше и без всякого риска для текущих платежей. Теперь вот, выходит, не лучше.
- Но ведь то была большая политика. В результате, у нас появились деньги на заработную плату в размере 500 млн грн. Мы получили определенную сумму для того, чтобы запустить бюджетный процесс.
- И все-таки, на какой сумме вы сошлись с Минфином?
- Пока еще не сошлись. Я считаю, что нам необходимо 3,5 млрд грн в общий фонд и 3 млрд 250 млн грн дополнительных денег - в бюджет развития.
- И сколько из этих денег готов дать Минфин?
- Это можно будет увидеть в законе о правках в госбюджет. Пока мы спорим, сверяем позиции.
- То есть вы договорились, что готовы принимать бюджет в обмен на обещание, что вам дадут денег? Либо же на вас надавили и сказали, хватит того, что есть? Какой из двух сценариев ближе к истине?
- Первый. У нас есть общее понимание, что будут увеличены доходы. Вопрос - на какую цифру.
Я так понимаю, что по тому же общему фонду есть простой счет: либо меняется подход при плате за землю, о котором я вам рассказывал, и тогда Киев получит дополнительных 1 млрд 600 млн грн, либо же 2,5 млрд грн минимум мы должны получить по общему фонду.
Дальше вопрос прямого счета.
Если мы продолжаем строить Подольско-Воскресенский мост, то необходимо два миллиарда.
Если мы продолжаем строить станции метро, как и планировалось, на это понадобится еще 800-900 млн грн. Вот и считайте.
- Сколько денег понадобится на завершение всех инфраструктурных проектов?
- Общий бюджет развития составляет около 4 млрд грн. В теории Минфин показывает, что эти деньги можно взять из бюджета, определенного на выполнение функций столицы.
Сейчас объем всех субвенций из госбюджета составляет 2,8 млрд грн. Но пока у нас дисбаланс, и я не вижу, каким образом мы сможем профинансировать все проекты за эти деньги.
- К слову, в интервью ЭП депутат от Партии регионов Виталий Хомутынник жаловался, что с министром финансов Юрием Колобовым совершенно невозможно работать - тот его всячески игнорирует и не отвечает на звонки.
А вам отвечает?
- Да, конечно.
- По личным наблюдениям, на зависть многим, бодрыми темпами движется строительство развязки на Почтовой площади.
За счет каких резервов финансируется это строительство, ведь год начался без бюджета.
- В долг. Кредитует компания-подрядчик "Альтис-Холдинг". Они выиграли тендер, по которому обещали завершить строительство в определенный срок.
Сейчас готовится два постановления на сумму 236 млн грн, чтобы профинансировать часть работ по Почтовой площади.
Такая же сумма отдельным постановлением будет выделена на строительство станции метро "Теремки". Надеюсь, ближе к осени станция будет сдана в эксплуатацию.
- Вы не находите, что по ключевым инфраструктурным проектам, в достройке которых заинтересована власть, например, это касается моста, по которому будут возить президента, решения принимаются легче? Вы как-то лоббируете их, кто-то вам в этом помогает?
- Это делают сами киевляне. Никто не хочет получить долгострой, все хотят получить метро на "Теремки". Более того, строители - это такие люди, которые быстро мобилизуются и начинают стучать касками, если им не платят.
Нам в этом отношении сильно помогают профильные в части строительства высокопоставленные чиновники в Кабмине.
- Это Темник и Вилкул?
- Ну да, они.
- А какую роль в принятии решений Киевской администрации играет Андрей Кравец?
- Я такого человека в КГГА не знаю.
- Вы не поняли. Кравец руководит Государственным управлением делами (ГУС) и, по нашей информации, является неформальным куратором Киева от имени президента. В частности, он отвечает за ежедневный маршрут президентского кортежа, проходящий через Почтовую площадь.
- Руководитель ДУС не руководит Киевом, но у меня с ним хорошие отношения.
Есть структура Кабмина, с которой смежно пересекаются профильные управления, которые согласовывают те же управления структурных подразделений. И есть структура, которая занимается кадровой политикой в Администрации президента, и которая выполняет работу по своей вертикали.
То есть с "ДУСей" больше как по аренде земли или их объектам - тому же "Мистецькому арсеналу" или дворцу "Украина" - мы не пересекаемся.
- То есть с Кравцом вы в коридорах КГГА не пересекаетесь?
- Хорошо, что вы хотя бы человека из Украины нашли, а не какого-нибудь Уго Чавеса, например (президент Венесуэлы. - ЭП).
"В КИЕВЕ СИТУАЦИЯ НЕТИПИЧНАЯ"
- Не так давно на Кабмине было принято решение ужесточить финансовую дисциплину в местных органах власти. К чему это приведет на практике?
- Мы уменьшаем парк автомобилей. Сейчас машины сохраняются только за заместителями, плюс восемь машин на всех начальников департаментов.
Сократили также численность аппарата, за счет реструктуризации практически в три раза. Из почти 3 тыс сейчас осталось работать 1 818 чиновников. Из 17 заместителей, где четверо были первыми, каждый из которых управлял отдельным аппаратом, осталось работать шесть.
Были подразделения, которые не выполняли функции местных администраций - как-то защита прав потребителей.
Есть государственная вертикаль защиты прав потребителей, которая имеет право проводить проверки, выписывать штрафные санкции, а у нас же в большей степени сотрудники аналогичной службы отрабатывали обращения граждан с выездом на место, но по факту сделать ничего не могли.
- Куда делись 1 182 уволенных чиновника?
- Сокращены, многие вакансии ликвидированы.
- Как изменилась нагрузка на тех, кто остался?
- Пока никто не жалуется.
- В Кабмине работают четыре группы по оптимизации бюджетных учреждений. Итогом их работы станет массовое закрытие учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта. Какие киевские школы и больницы будут оптимизированы?
- В Киеве, опять же, ситуация нетипичная. Попытаюсь объяснить на примере бюджетных учебных учреждений.
Если по всей стране идет оптимизация по закрытию школ, то в Киеве есть районы, в которых школ не хватает - те же Осокорки. Родители, живущие в этом районе, уже знают: родился ребенок - следует идти и резервировать за ним место в местной школе. Аналогичная ситуация с детсадами - их реально не хватает.
- Говорят, в Киеве больнее всего пройдутся как раз по внешкольному образованию, библиотекам, дворцам культуры и спортивным секциям. Скажем, в Киеве уже есть первая ласточка - закрытие первой туберкулезной больницы на Харьковском массиве, которую хотят перенести в Ирпень.
- Конкретно по этой больнице такое решение принято в силу того, что туберкулезная больница не должна находиться в черте города, и при переносе в Ирпень город еще вложит порядка 50 млн грн в оборудование новой, где будут созданы нормальные условия.
Относительно экономии скажу, что в Киеве 2 700 вакансий в медицине. За счет того, что они не заняты, город экономит на фонде зарплаты. Учитывая, что средняя зарплата у медиков в Киеве 2 387 грн, то в год это около 78 млн грн, что позволяет нам выплачивать дополнительные премии работающим.
К этому вопросу следует подходить аккуратно, так как есть четыре исключения: Киев, Днепропетровская, Донецкая и Винницкая области, где идет эксперимент.
Создаются амбулатории семейной медицины, все переходят из одних учреждений в другие, появляется институт семейного врача, поэтому говорить о сокращении рабочих мест неправильно. Сейчас проходит инвентаризация лечебных учреждений, и только потом будут сделаны какие-то выводы.
- Александр Попов заявил, что в 2013 году может подорожать проезд в метро. Какая все-таки экономически обоснованная стоимость проезда?
- Тариф включается на уровне экономически обоснованных расходов. Мы подсчитали, что тариф метрополитена должен быть на уровне 3 грн 20 копеек.
В эту стоимость не заложен капитальный ремонт эскалаторов, контактной сети. Не учтена стоимость регламентных работ, которые нужно было делать раз в пять лет - например, заменить эскалаторы.
По факту, за последние тридцать лет этого никто не делал - проводился текущий ремонт. И сейчас у нас требуют ремонта 36-37 эскалаторов, одновременный ремонт которых в одночасье потянет на 400 млн грн.
Если эти деньги включить в тариф и сказать: "Киевляне, вы тут год поездите, мы вам за год поменяем все эскалаторы", - наверное, начнется проблема.
Нужно обновить 600 вагонов метро. Из расчета 1 млн долл за вагон получается, что почти 5 млрд грн необходимо для того, чтобы поменять вагоны метро.
- Вы к чему?
- Включать в тариф, или будем ездить в старых вагонах? То же и с контактной сетью.
Поэтому если взять текущие операционные затраты - фонд зарплаты, общие затраты по текущему ремонту, то, на что постоянно уходят деньги, тариф - 3,2 грн. Плату за проезд мы оставим 2 грн, а 1 грн 20 копеек с каждого билета будем относить на компенсацию разницы в тарифах из городского бюджета.
Кроме того, сейчас разрабатывается программа модернизации вагонов и эскалаторов - не с точки зрения "чего хотим, то и сделаем", а с точки зрения "покажите, какие нужны работы, и как их в периодах развести?".
Я вот придерживаюсь политики, что, условно, можно купить 100 вагонов в лизинг на протяжении десяти лет. Перед этим следует сделать заказ и выяснить, кто эти вагоны может производить, чтобы эти деньги никуда из страны не выходили.
Таким образом, мы получим определенные обязательства на срок эксплуатации вагонов каждый год.
Дальше это все посмотреть с регламентом - какой срок эксплуатации этих вагонов, чтобы одни выходили из лизинга, а вторые - приходили. Тогда мы будем понимать, что ежегодно город из бюджета должен тратить 300 или 500 млн грн на обслуживание некой программы. Нам эти вагоны потом не нужны, нужно, чтобы их потом кто-то забирал, иначе придется утилизировать.
Слава Богу, в нашей стране еще нет утилизационного сбора, и это та причина, почему к нам поехали заграничные троллейбусы, автобусы. Иностранцам утилизация обойдется дороже, нежели подарок дружественной Украине за 1 евро.
Нужно презентовать эту программу киевлянам, провести общественный опрос и понять, куда же мы движемся.
- За последние несколько лет киевскому метрополитену удалось увеличить доходы от рекламы. Сколько собрали по итогам 2012 года?
- Ежемесячный доход - около 4 млн грн в месяц. Мы подняли тарифы на рекламу в метро в десять раз, а количество рекламодателей не поменялось.
- Когда планируется вхождение частного капитала в киевский метрополитен?
- Это невозможно. Это стратегическое предприятие, не подлежащие приватизации, и мало кто захочет с таким работать.
- Два года назад московский метрополитен застраховал свой подвижной состав. Договор КАСКО в числе прочих рисков также включал возможный угон вагонов Московского метрополитена. Как это возможно?
- Кстати, давайте проверим в Киеве.
- Вы говорили, что юристы мэрии возвращают участки, которые в свое время распродал Леонид Черновецкий. Что будете с ними делать? Сколько вы планируете привлечь в бюджет от продажи таких участков?
- 337,5 млн грн. Еще 300 млн грн - планируемые поступления от приватизации. Среди объектов к продажи - Борщаговский химфармзавод.
- По мнению экс-мэра Александра Омельченко, чтобы начать строить социальное жилье, необходимо расширить границы Киева, присоединив к нему близлежащие города и села, как минимум, расположенные в расстоянии не более 50 километров от столицы.
Планируете ли вы расширять Киев, и за счет каких территорий?
- Вопрос не ко мне, но отвечу как киевлянин. Я бы этого никогда не делал.
Знаете, когда в последний раз меняли границы Мюнхена - города с населением 3 млн человек? В 1939 году. Когда я задал мэру вопрос, почему они не расширили границы, он ответил, что Мюнхен - не такой богатый город для этого. Притом, что на депозите у города лежит 3 млрд евро.
Нам есть что обслуживать. Присоединение соседних районов потянет за собой новые расходы на транспорт, создание рабочих мест, тарифную компенсацию.
- Что показало внедрение "Карточки киевлянина"?
- Пока ее оформили 20 тыс киевлян из 55 тыс тех, кто должен оформить. По факту мы увидели, что тем же городским транспортом, на который рассчитывались льготы, люди пользуются в 30 раз меньше, чем принято считать.
- По какой формуле лучшего всего считать количество киевлян, если карточками пользуются далеко не все столичные жители, а в городе не работает система прописки?
- С одной стороны, у нас отменен институт прописки. С другой стороны, есть регистрация. Кроме того, мы все понимаем, что во многих компаниях работает масса людей, которые прописаны в других городах.
В Киеве проживает около миллиона человек, которые тут не прописаны, и на обслуживание которых не предусмотрен бюджет. Мы четко понимаем, что в городе прописано 2,8 млн человек, при этом по косвенным показателям реальная цифра постоянно живущих здесь 3,8-4,1 млн грн.
Все эти люди пользуются транспортом, ходят в больницы, водят детей в школу и детские сады, но при прогнозных расчетах мы не имеем права их учитывать.
- Как выяснить точное количество киевлян? Скажем, сейчас можно получить "Карточку киевлянина" только после регистрации на съемной квартире. Но тогда хозяину жилье придется заплатить налог, а на это никто не пойдет.
- Нужно ужесточить регистрацию. В учет должны приниматься данные о тех людях, которые работают в городе. Раз они тут трудятся, значит, имеют право отдыхать, лечиться за счет городских средств.
Но это проблема, поднимающая целый пласт других. Раз эти люди работают в Киеве и снимают тут квартиру, значит, они не имеют собственного жилья. Это, в свою очередь, означает, что эти люди снимают минимум 250 тыс квартир, и кто-то получает доход от сдачи в аренду этого жилья.
Решение вопроса с регистрацией позволило бы нам получать больше денег и на образование, и на медицину, и на "социалку". С другой стороны, это увеличило бы количество избирателей в Киеве. У нас же когда человек торжественно сообщает "Я - киевлянин", никто не просит его показать прописку.
Да и вообще очень удобно: приехал жить в Киев, и через три-четыре дня человек считает себя коренным жителем столицы.